Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)

I. Общие положения

1. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан.

2. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

3. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

4. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

5. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

6. Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р.

II. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

7. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

8. Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее – органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

о) полное возмещение вреда, причинённого окружающей среде;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учёт их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

III. Основные задачи государственной политики в области экологического развития

9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

IV. Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития

10. При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (далее – механизмы):

а) совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

в) повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

г) внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

11. При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

в) создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

12. При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

а) формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

б) внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;

в) учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

13. При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду используются следующие механизмы:

а) экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения;

б) поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

в) снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;

г) установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;

д) совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и её учёт при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;

е) увеличение объёма строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учётом международного опыта применения «зеленых» стандартов;

ж) осуществление мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на её реализацию,

14. При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

а) инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

б) организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;

в) развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

г) сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

15. При решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:

а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

Читайте так же:  2-ая пенсия военным пенсионерам

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведённой ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

16. При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

а) укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

б) создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;

в) формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

г) предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов;

д) сохранение генетического фонда диких животных;

е) решение экологических проблем Байкальской природной территории, регионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

17. При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;

б) замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

в) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнёрства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

г) формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;

д) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

е) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

ж) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;

к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;

л) стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

м) государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным.

18. При решении задачи создания современной системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата используются следующие механизмы:

а) создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащённой современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;

б) внедрение методов учёта негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;

в) обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

г) использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально- экономического развития.

19. При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

а) расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;

б) разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;

в) стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.

20. При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

21. При реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются следующие механизмы:

а) участие бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в природоохранной деятельности;

б) участие и учёт законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

в) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях;

г) обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

д) повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчётности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами. Указанная отчётность подлежит аудиту независимыми третьими сторонами и заверяется ими.

22. При решении задачи развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

а) реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;

б) развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;

в) внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;

г) гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

23. Реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;

б) при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;

в) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

24. Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации настоящих Основ, утверждённым Правительством Российской Федерации.

25. Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

26. Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.

Обзор документа

Определены цель, принципы, основные задачи и механизмы реализации государственной экологической политики на период до 2030 г.

Отмечены основные экологические проблемы. Так, в 40 регионах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения воздуха. Практически везде состояние земель продолжает ухудшаться. Возрастает количество размещаемых отходов, не вовлекаемых во вторичный оборот.

Предполагается принимать, в частности, следующие меры. Поэтапно исключить установление временных сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ. Обязательно проводить экологическую экспертизу по проектной документации опасных объектов. Усилить ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды. Увеличить объем строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации.

Необходимо поэтапно вводить запрет на захоронение отходов, которые не прошли сортировку, механическую и химическую обработку, а также могут использоваться как вторсырье. Это металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и др. Следует установить ответственность производителей за экологически безопасное удаление продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими потребительские свойства, и связанной с ними упаковки. Заменить взимание платы за сверхлимитное загрязнение на возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Стимулировать предприятия, осуществляющие программы экологической модернизации. При размещении государственных (муниципальных) заказов нужно обеспечить преимущества товарам, работам, услугам, отвечающим экологическим требованиям.

Следует поэтапно внедрять систему декларирования соблюдения экологических требований и экологический аудит. Включить вопросы охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты. Создать единую автоматизированную государственную систему экологического мониторинга.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Информационное обеспечение в системе экологического мониторинга. Применяемые к нему требования;

Мониторинга окружающей среды развивался параллельно с внедрением автоматизированных информационных систем в практику охраны окружающей среды, экологического контроля и другие природоохранные сферы деятельности еще в 70-е — 80-е годы прошлого века.

Читайте так же:  Доплата за аренду квартиры

В этот период рядом ведущих отечественных и зарубежных научных учреждений было проведено обоснование организационных, информационных и технических аспектов реализации автоматизированных систем применительно к решению задач мониторинга состояния окружающей среды.

Под информационным обеспечением в системе экологического мониторинга понимается совокупность средств сбора, хранения информационных массивов данных о состоянии окружающей среды, уровнях техногенной нагрузки на нее, алгоритмов их обработки, форм представления выходной информации с целью принятия управленческих решений по защите природной среды от загрязнения.

Средства информационного обеспечения должны иметь следующие возможности:

· накопления, систематизации, обработки и анализа больших объемов разнородной территориально-распределенной информации на всех уровнях управления;

· cоздания на каждом уровне управления комплексов средств автоматизации и баз данных в соответствии информационным потребностям пользователей данного уровня;

· обмена информацией и соответствующие этому обмену обобщения информации в рамках одного уровня и между различными уровнями;

· выбора различных данных пользователями системы, представления их в структурно-упорядоченном виде, уплотнения, обобщения и отображения различными способами и методами;

· обеспечения проведения многоцелевого анализа на базе использования разных подходов и методов их обработки.

В составе информационного обеспечения должны содержаться проблемно-ориентированные информационные массивы, организованные в виде персональных, локальных, распределенных баз данных; классификаторы и словари; нормативно-справочная информация; средства по созданию и ведению информационного обеспечения; формы входных и выходных документов.

Система информационного обеспечения должна базироваться на использовании унифицированной технологии сбора и обработки данных, т.е. использовании общепринятых форматов баз данных, иметь развитые возможности экспорта и импорта данных. Немаловажным является гибкость системы, позволяющая осуществлять поэтапное внедрение и обеспечивающая введение новых данных и приспособление этих данных к изменяющимся потребностям их использования.

Наиболее полно данным требованиям соответствуют территориально-распределенные технологии клиент-сервер, интра- и корпоративные сети на основе Internet, Географические информационные системы (ГИС), являющиеся перспективными средствами управления как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Разработка и эксплуатация корпоративных сетей на основе Internet, основанных на стандартах и продуктах для Internet и Word Wide Web в ближайшие пять лет будут развиваться наиболее быстрыми темпами. Широкое распространение получат ГИС, преимущество которых состоит в предоставлении возможности установления связи между типами данных и выделении пространственных взаимоотношений между объектами на карте.

Задачи единой информационной системы экологического мониторинга могут быть успешно решены благодаря возможностям указанных систем обеспечивать поддержку и всесторонний анализ комплексной многоаспектной территориально-распределенной информации, организуемой в виде соответствующих тематических слоев на единой топооснове.

В целом, можно сформулировать следующие принципы и требования к информационному обеспечению (ИО) системы экологического мониторинга (ЭМ).

1. Комплексность и полнота. ИО ЭМ должно обеспечивать решение всех задач системы с учетом всех уровней ЭМ, функциональной направленности и их взаимодействия.

2. Развитие. ИО должно отвечать требованиям возможности дальнейшего функционального развития системы.

3. Эффективность. ИО должно обеспечивать необходимую достоверность, актуальность и низкую стоимость хранения и обработки информации.

4. Технологичность. Это требование включает организацию ИО таким образом, чтобы достигалась однократность ввода информации в систему и многократность ее использования всеми заинтересованными пользователями на всех уровнях. ИО должно иметь развитые средства экспорта-импорта данных с других систем. Должен быть обеспечен логический контроль ввода информации с целью исключения ошибок оператора.

5. Достоверность. Для каждого элемента информации должны быть однозначно установлены источники и определена персональная ответственность за достоверность, своевременность и точность представляемых данных, разработаны правила сбора, хранения, обработки и передачи данных, исключающие возможность ошибок, внесение произвольных изменений и искажений.

6. Своевременность. Информация, представляемая системой должностным лицам, должна обеспечивать оперативное, своевременное и качественное принятие управленческих решений.

7. Защищенность информации. Информация, хранимая в базах данных ЭМ, должна быть надежно защищена, в том числе от несанкционированного доступа.

8. Стандартизация. Элементы информационного обеспечения должны быть максимально стандартизированы и унифицированы как по составу, так и по структуре. При этом разработка автоматизированного ИО должна опираться на действующие нормативные документы по организации мониторинга и охране окружающей среды, в том числе утвержденные методики и алгоритмы анализа экологической информации, используемые характеристики и формы представления входной и выходной информации.

Реализация перечисленных выше принципов и требований к информационно-аналитическому обеспечению системы мониторинга окружающей среды позволит эффективно использовать информационный фонд и обеспечит взаимодействие с другими профильными информационными системами.

Экологические информационные системы

Информационные системы — это системы хранения, обработки,
преобразования, передачи и обновления информации с использованием компьютерной и другой техники. Сбор, хранение, отработку
и передачу данных называют информационными процессами.

Информационные процессы подразделяют на три группы:
обеспечивающие выбор и формирование целей;
предназначенные для разработки программы действий;

гарантирующие нормальное протекание экологических процессов и их регулирование.

Информацией в экологии следует считать только те сведения, знания, сообщения, которые содержат элементы новизны для
их получателей и используются в процессе принятия решений экологических проблем.

Информация может поступать к лицу, принимающему решения
из источников:

исследовательской деятельности, основанной на активном
поиске информации во внешней и внутренней средах;

прогнозирования, базирующегося на предвидении человеком
будущего развития окружающей среды;

обратной связи, покоторой поступает информация о результатах предшествующих решений.

Одним из наиболее информационно-насыщенных объектов
является окружающая среда. Она многокомпонентная по своей сути и
испытывает постоянное воздействие хозяйственной деятельности
человека. Появление серьезных глобальных экологических изменений вызвало необходимость анализа, оценки и прогнозирования их
динамики с целью принятия возможных решений для выработки
стратегии дальнейшего развития общества. В свою очередь эти обстоятельства вызвали необходимость создания новой научной дисциплины — экоинформатики, изучающей закономерности получения,
передачи, преобразования и применения, отбора, хранения информации при изучении процессов, протекающих в окружающей среде.

Без преувеличения можно утверждать, что наличие достоверной
информации будет содействовать повышению научной обоснованности прогнозов и комплексной оценки состояния окружающей среды,
рациональному использованию природных ресурсов.

В основе любой информационной системы вне зависимости от
того, какие конкретные функции она выполняет, закладывается

блок связи, в обобщенном виде представленный на рис. 16.1, состоящий из пяти основных блоков:

Источник информации в соответствии с его конструкцией,
назначением, способом физической реализации в фиксированный
момент времени избирает одно из совокупности возможных сообщений. В частном случае источником информации может быть измерительное устройство или человек, выполняющий функции наблюдателя.

Передатчик соответствующим образом преобразует сигнал в форму, удобную для передачи. Это может быть цифровое кодирование
аналогового сигнала в случае, если источник информации — измерительное устройство или определенным образом закодированное сообщение в случае, когда речь идет о наблюдателе.

Канал связи есть просто среда, передающая сигнал от передатчика к приемнику. По одной и той же среде может проходить
одновременно множество сигналов, в том числе и не предназначенных для конкретного приемника.

При прохождении сигнала могут возникать его искажения. В
информационных системах о состоянии окружающей среды искажения сообщений или отдельных сигналов — достаточно обычное явление. В таких искажениях часто заинтересованы как те,
кто загрязняет среду, так и те, кто стоит на ее защите. Первые
заинтересованы в сокрытии неблагополучной обстановки, вторые склонны, напротив, преувеличивать масштабы загрязнения.
Первые стремятся не передавать экстремального значения или
организовывать наблюдения таким образом, чтобы экстремальные значения встречались с минимальной вероятностью, вторые действуют диаметрально противоположно. В связи с этим
методы подавления искажений экологической информации имеют
весьма большое значение. Кроме умышленных искажений, могут
быть и неумышленные, возникающие в результате воздействия на
сигнал других источников информации. Такие искажения подавляются в первую очередь улучшением качества канала связи или методами кодирования информации. Приемник преобразует принятый сигнал и восстанавливает по нему первоначальное сообщение.
Обычно действие приемника по смыслу обратно действию передатчика. В частных случаях приемник может специальным образом
перекодировать сообщение в соответствии с потребностями получателя или потребителя информации.

Если полагать, что окружающая среда есть источник информации, а управляющий субъект есть ее приемник, то, соответственно, смысл информации может быть понят приемником только в том случае, если он «знает» язык природы, или располагает
способами его построения. Знание «языка», очевидно, является
необходимым условием адекватности действий и соответственно
необходимым условием восприятия и использования информации. Именно в силу этого, какие бы отношения между объекта-
ми не рассматривались, представления о «языке» являются ключевыми при передаче, приеме, преобразовании и практическом
использовании информации.

Исследователь, собирающий сведения о неизвестной ему системе, стремится в конечном итоге расшифровать ее язык, последовательно отвечая на следующие вопросы:

1) как из множества наблюдений выделитьпеременные?

2) как отобразить эти переменные в собственном алфавите е
минимальными искажениями?

3) как выявить отношение этих переменных друг к другу?
4) как установить порядок в этих отношениях?

5) как свести множество сочетаний состояний к элементарным непротиворечивым формулам или высказываниям?

6) как объяснить (доказать), почему существуют именно такие элементарные высказывания?

Первые два вопроса относятся к проблеме измерения ин-
формации; третий, четвертый, пятый и шестой — к проблеме интерпретации.

Фактически для расшифровки «языка» существует огромный
аппарат статистики, методов линейной алгебры, различных по-
луэвристических методов кластер-анализа и т.п. Эти методы можно
рассматривать также, как своеобразные языки, каждый из которых по условию имеет ограниченную область применения.

Объект исследования должен относится к тому же концептуальному классу, что и соответствующий «язык» анализа. Сам же
«язык» по условию должен быть метаязыком по отношению к
языку объекта.

Несмотря на весь огромный арсенал методов анализа, проблема
обработки информации, превращения ее из множества неупорядоченных фактов в систему, которую можно определить как «истинные» знания, остается чрезвычайно сложной и в общем случае нерешенной. Парадоксально, но возможности современной вычислительной техники создают даже своеобразный тупик.

Действительно, формальная теория подсказывает, что в принципе можно разработать очень много методов классификации, которые порождают, прежде всего, множество способов измерения,
возможных процедур беспороговых классификаций, прямо связанных, в конечном счете, с топологическими процедурами (взятие «за-
мыкания» и «дополнения», поиск предельных точек или точек накопления и пр.).

Возможное число классификаций при всех ограничениях исчисляется сотнями и, в общем, каждая из них имеет вполне определенный смысл. В принципе нет лучшей или худшей классификации. Каждая из классификаций с учетом применяемых мер высвечивает какую-то сторону объекта, вводит порядок по отношению к
вполне определенным его свойствам.

Имея возможность использовать ЭВМ, исследователь часто применяет к одному и тому же объекту все доступные для него способы
классификации, и пытается затем выделить наилучшую. Часто критерием качества служат его априорные представления об объекте,
истинность которых сама по себе нуждается в доказательствах. Конечно, можно предложить внешние критерии качества классификации, но они сами по себе также связаны с некоторыми модельными
и, соответственно, языковыми представлениями, и в этом смысле
всегда не идеальны. В принципе те же самые проблемы существуют
при применении любого анализа.

Читайте так же:  Как заполнить заявление для открытия ип

Так или иначе, задача расшифровки языка объектов природы,
внешнего мира остается весьма сложной и практически не алгоритмизированной. Практика, как критерий истинности, — хороший
аргумент, когда наблюдатель располагает сколь угодно большим временем для проверки истинности модели, построенной им на основе обработки информации о реальном объекте. Но когда этого
времени не отпущено и установление истины сопряжено с ошибками, определяемыми неадекватной моделью, практика начинает работать против наблюдателя. Соответственно необходимо искать доказательства правильности и приемлемости теории, исходя из других, может быть менее абсолютных, но более с практической точки
зрения оправданных критериев.

Одним из узких мест в восприятии и использовании информации является анализ «языка», лежащего в его основе. Если он не понят, то фактически информация и не воспринята, или даже становится дезинформацией. Исходя из этих соображений, можно ут-
верждать, что блок обработки информации при всех условиях явля-
ется наиболее узким местом в информационной системе «человек—
природа». Восприятие содержания информации зависит от различного уровня подготовленности, формы ее подачи в пространстве и
времени, возможности манипулировать с этой конечной информацией.

В реальной жизни мы всегда говорим о ценности тех или иных
сведений и о ценности информации. Эти оценки строятся в соответствии с субъективным пониманием цели, и действительно
информация, которая, как нам кажется, приближает нас к более быстрому достижению цели или более надежно оберегает нас от
кажущихся ошибок, воспринимается как более ценная. В рамках
взаимодействия субъекта с информацией по мере ее использования
ценность ее очевидным образом теряется.

Поскольку в информацию вложен человеческий труд, то она,
безусловно, может рассматриваться как товар. Если на нее нет спроса, то у нее нет и стоимости.Ценность информации определяется в
системе спрос — предложение, и здесь начинают действовать вполне объективные законы рынка, проблема практической ценности
информации становится чисто экономической.

Применение вычислительной техники в различных областях
человеческой деятельности и лавинообразное увеличение информации относят к характерным признакам научно-технической революции. Вычислительная техника дала возможность организовывать
различную информацию в банки и базы данных. Разработка любой
базы данных включает в себя определение и обоснование предмет-
ной области.

Проектирование экологических баз данных. В настоящее время
термины «база данных» и «система управления базами данных»
(СУБД) используются исключительно как относящиеся к компьютерам. В общем смысле термин «база данных» (БД) можно применить к любой совокупности связанной информации, объединенной вместе по определенному признаку. Например, в качестве
базы данных можно рассматривать расписание движения поездов
или книгу регистрации данных о заказах покупателей и их выполнении. При этом в качестве базы данных рассматривается только
набор данных, организованных определенным образом.

Большинство баз данных, независимо от того, реализованы они
на компьютерах или нет, для хранения данных используют таблицы.
Каждая таблица состоит из столбцов и строк, которые в компьютерных базах данных называются полями и записями, соответственно.
Технология баз данных, история развития которой прошла через ряд
этапов и насчитывает более двух десятилетий, занимает одно из ведущих мест в прикладной информатике.

Системы управления базами данных, ориентированные на
персональные компьютеры, как правило, поддерживают реляционную модель данных, предложенную в 1969 году Е. Коддом. Реляционнаямодель освобождает пользователей от взаимодействия
с физической структурой данных. Вместо этого, она основывается
на логических взаимоотношениях, выраженных с помощью реляционных языков, которые расширяют математическую теорию
множеств для работы с реляционной моделью данных.

Программное обеспечение является общим термином, используемым для описания инструкций всех уровней по управлению
аппаратной частью компьютеров. Различные уровни программно-
го обеспечения имеют вид пирамиды. Основой пирамиды, которая
ближе всего расположена к аппаратной части компьютера, являются машинные языки. Средний уровень образуют языки, предназначенные для создания приложений, которые преобразуют инструкции, заданные человеком, в машинные коды. Вершиной пирамиды, ближе всего расположенной к пользователю, являются
приложения.

Приложения представляют собой набор средств пользовательского интерфейса, с помощью которого пользователь выполняет действия, необходимые для выполнения задания. Пользовательский
интерфейс представляет собой средство взаимодействия между
пользователем и приложением. Внастоящее время мы являемся свидетелями стремительно
развивающегося рынка персональных компьютеров и программных продуктов для них. Появилось большое количество инструментальных средств проектирования БД, таких как СУБД и сопутствующие продукты, например, интерпретаторы, генераторы отчетов, генераторы приложений и др.

Для полноценного выбора программного инструментария и
использования технологий проектирования БД, адекватных потребностям конкретной разработки, необходимы глубокий анализ и классификация имеющихся средств проектирования.

Первым этапом проектирования БД любого типа является анализ предметной области, который заканчивается построением ин-
формационной структуры (концептуальной схемы). На данном этапе
анализируются запросы пользователей, выбираются информационные
объекты и их характеристики, и на основе проведенного анализа структурируется предметная область. Анализ предметной области является общезначимым этапом, не зависящим от программной и технической
сред, в которых будет реализовываться БД.

Анализ предметной области целесообразно разбить на три фазы:

анализ концептуальных требований и информационных потребностей;

выявление информационных объектов и связи между ними;

построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.

На этапе анализа концептуальных требований и информационных потребностей необходимо решить следующие задачи:

анализ требований пользователей к БД (концептуальных требований);

выявление имеющихся задач по обработке информации, которая должна быть представлена в БД (анализ приложений);

выявление перспективных задач (перспективных приложений);
документирование результатов анализа.

Требования пользователей к разрабатываемым БД представляют
собой список запросов с указанием их интенсивности и объемов
данных. Эти сведения разработчики БД получают в диалоге с ее
будущими пользователями. Здесь же выясняются требования к вводу,
обновлению и корректировке информации. Требования пользователей уточняются и дополняются при анализе имеющихся и перспективных приложений. Рассмотрим примерный состав вопросника при
анализе различных предметных областей.

1. Предлагается разработать базу данных учета результатов
исследований поверхностных вод при проведении локального
мониторинга.

Первая фаза анализа предметной области:

1. Сколько имеется точек отбора проб для проведения исследований?

2. Каково их место расположения?
3. Какие параметры подлежат контролю?
4. Какова периодичность контроля?

Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе
информационных объектов и заданий необходимых свойств для
каждого из них; выявлении связи между объектами; определении
ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы
связей между ними, характеристики информационных блоков.

Проанализируем предметную область на примере БД «Локальный мониторинг». При выборе информационных объектов
постараемся ответить на ряд вопросов:

1. На какие классы можно разбить данные, подлежащие хранению в БД?

2. Какое имя можно присвоить каждому классу данных БД?

3. Какие наиболее интересные характеристики (с точки зрения пользователя) каждого класса данных можно выделить?

4. Какие имена можно присвоить выбранным наборам характеристик?

Выявление информационных объектов — процесс итеративный. Он осуществляется на основании анализа информационных
потоков и интервьюирования потребителей. Характеристики ин-
формационных объектов определяются теми же методами.

П.Продолжим создание БД «Локальный мониторинг», рассчитанный на пользователей, ответственных за состояние наблюдаемо-
го природного объекта.

После беседы с различными пользователями, просмотра нормативно-технической и иной документации было выявлено, что интерес
представляют три информационных объекта: точка отбора; количественное
содержание в ней токсичных элементов; нормативно установленные эта-
лонные содержания токсичных элементов.

Рассмотрим наиболее существенные характеристики каждого
информационного объекта:

Точка отбора — координаты, природная среда.

Содержание токсичных элементов — точка отбора, дата отбора,
кем осуществлен отбор проб, наименование исследуемого элемента,
результаты испытаний.

Эталонное содержание — наименование элемента, нормативно
установленный количественный показатель, единица измерений,
нормативный документ.

Далее выделим связи между информационными объектами. В ходе этого процесса необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие типы связей между информационными объектами?
2. Какое имя можно присвоить каждому типу связей?

3. Каковы возможные типы связей, которые могут быть ис-
пользованы впоследствии?

4. Имеют ли смысл какие-либо комбинации типов связей?

Попытаемся задать ограничения на объекты, их характеристики и связи. При этом нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какова область значения для числовых характеристик?

2. Каковы функциональные зависимости между характеристиками одного информационного объекта?

3. Какой тип отображения соответствует каждому типу связей?

Под ограничением целостности обычно понимают логические
ограничения, накладываемые на данные. Ограничения целостности
— это такое свойство, которое задается для некоторого информационного объекта или его характеристики. Ограничения целостности
должны сохраняться для каждого их состояния.

Между разными информационными объектами, а также между информационным объектом и его характеристиками возникают определенные ассоциации, называемые связями.

Рис.16.2. Взаимосвязь между информационными объектами

При этом
связи могут быть различных свойств, характера и избирательности. При проектировании БД принято рассматривать взаимосвязи между информационными объектами трех типов (рис. 16.2).

Заключительная фаза анализа предметной области состоит в
проектировании ее информационной структуры (или концептуальной схемы). Описывать предметную область или проектировать концептуальную схему можно средствами достаточно большого количества моделей, созданных специально для этих целей. В простых
случаях для построения концептуальной схемы используют традиционные методы агрегации и обобщений. При агрегации информационные объекты (элементы данных) объединяются в один в соответствии с семантическими связями между объектами.

Например, при проведении экологического мониторинга создаем информационный объект (сущность) — объект контролясо следующими атрибутами: место и среда отбора (воздух, подземные
воды, поверхностные воды, почва и др.), норма (ПДК, ПДС и др.),
показанные на рис. 16.3.

Рис. 16.З. Схема контроля среды

При обобщении информационные объекты (элементы данных)
объединяются в родовой объект (рис. 6.4).

Рис. 16.4.Основные параметры исследования

Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом не только информационных интересов
пользователей системы, но и информационных потребностей самой
предметной области.

В рамках каждой БД концептуальные требования обобщаются в концептуальную модель, выраженную абстрактными средствами, позволяющими увидеть все информационное содержание предметной области. Концептуальная модель позволяет как
бы «подняться вверх» над предметной областью и увидеть ее от-
дельные элементы. При этом подробность, детальность и глуби-
на предметной области зависит от выбранной модели. Модель с
минимальными возможностями должна обеспечивать способность
задания данных и их взаимосвязи. Соответственно семантическая мощь концептуальной модели увеличивается с возрастанием
дополнительного числа характеристик, которые она позволяет определить. Выбирая модель для концептуального проектирования,
желательно учитывать то обстоятельство, что любым моделям свойственны определенные ограничения, поэтому поиск идеальной мо-
дели, полностью отражающей реальный мир, весьма проблематичен. Выбор модели диктуется прежде всего характером предметной
области и требованиями к БД. Другим немаловажным обстоятельством является независимость концептуальной модели от конкретной СУБД, которая должна быть выбрана после построения концептуальной схемы.

В теории информатики описаны достаточно разнообразные мо-
дели, применяемые при анализе предметной области, предложена
их классификация. Авторы учебного пособия не заостряют свое внимание на этом вопросе, так как он выходит за рамки данной работы.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 1072 . Нарушение авторских прав