норма поведения

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «норма поведения» в других словарях:

НОРМА ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ — – отсутствие сговора между товаропроизводителями, представленными на рынке, и принудительных методов конкурентной борьбы. Отличается постоянно растущим спросом на широкий ассортимент товаров … Краткий словарь экономиста

НОРМА — НОРМА, нормы, жен. (лат. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. || Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма поведения. Выйти из нормы. Это не норма, а исключение. 2. Установленная мера … Толковый словарь Ушакова

НОРМА — (от латинского norma руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего нибудь, правило (например, норма поведения). 2) Установленная мера, размер чего нибудь (например, норма выработки) … Современная энциклопедия

Норма — (от латинского norma – руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего нибудь, правило (например, норма поведения). 2) Установленная мера, размер чего нибудь (например, норма выработки). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

норма права — ▲ правило ↑ официальный, поведение человека норма права форма выражения права. нормативный акт. закон установленное государством и обязательное для всех правило; официальная норма поведения (# регулирует). законодательство. законоположение.… … Идеографический словарь русского языка

НОРМА МОРАЛЬНАЯ — (лат. norma правило, образец) одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно… … Словарь по этике

Норма права — Норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве… … Википедия

НОРМА — предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Н. выражается нормативным, или деонтическим, высказыванием. Языковые формулировки последних многообразны и разнородны. Иногда нормативное высказывание имеет форму… … Философская энциклопедия

Норма права — (англ. norm of law, legal norm) правило поведения общего характера, рассчитанное на многократное применение, установленное или санкционируемое государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов права юридическими правами и… … Энциклопедия права

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие от обычной нормы) Н.м.п. является результатом согласования воль государств (других субъектов… … Юридическая энциклопедия

НОРМА КУЛЬТУРНАЯ — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкр. социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации… … Энциклопедия культурологии

Структура морали

Как показывает история развития человечества, общечеловеческая мораль является одним из основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью [1] . Сегодня осознание приоритета общечеловеческих ценностей приходит вместе с острой необходимостью разрешения глобальных проблем в форме опасностей планетарного характера.

Достижения научно-технического прогресса актуализировали проблему моральной ответственности перед человечеством за возможные социальные последствия их внедрения и использования, за безнравственные, некомпетентно принимаемые политические и управленческие решения, которые могут нести в себе угрозу здоровью, благополучию и даже жизни целых регионов, стран, материков и человечества в целом. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» [2] .

Возрастающее загрязнение среды и истощение важнейших ресурсов жизнеобеспечения несут в себе угрозу экологической катастрофы, а за этим также стоят непродуманные, а то и преступные решения должностных лиц, способные нанести невосполнимый вред жизни и здоровью людей.

Развитие технических средств передачи информации, позволяющее манипулировать массовым сознанием, формировать интересы, вкусы, образ жизни и даже мировоззрение практически неограниченной аудитории радиослушателей, телезрителей, пользователей сети «Интернет» и других новейших технических средств, свидетельствует не только о растущем процессе интернационализации современной жизни, но и о формировании в русле этого процесса новых представлений о роли морали в жизни человека, общества, всего человечества.

Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции. В процессе становления и развития общества формируется его ценностно-нормативная система, которая отражает степень реального соотношения идеалов и интересов всех социальных слоев и групп общества.

В качестве высших ценностей в нашем обществе в условиях становления правового, социального, демократического государства выступают социально-политические и этические принципы, вытекающие из содержания Конституции РФ и разделяемые большинством граждан — мир, патриотизм, приверженность общественному интересу, законность, социальная справедливость, долг и ответственность, человеческое достоинство.

Моральные ценности — высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и в виде требований, принципов, норм и правил, и как критерии оценки; одна из форм проявления моральных отношений общества.

Полифункциональный и фундаментальный характер признаваемых обществом моральных ценностей выражается в том, что они выступают в единстве универсальных ценностей (смысл жизни, свобода, счастье, человечность, долг, ответственность), демократических (общественное служение, законность, лояльность), профессиональных (профессионализм, ответственность, инновационность) и моральных ценностей (честность, порядочность, справедливость, ответственность, неподкупность), неразделимо связанных между собой.

Моральные ценности всегда возникают для удовлетворения потребностей, обусловленных стремлением человека к добру, справедливости, честности, благополучию общества в целом, выступая тем высшим ориентиром и тем содержанием, которое утверждается в любой без исключения норме. В персонифицированном виде они предстают в виде идеалов (благо, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство). Поэтому они всегда абсолютны, надличностны и объективны, составляя основу мотивации поведения и действий человека, нравственный фундамент его жизненной позиции.

Конкретизированное выражение моральные ценности находят в содержании принципов, норм и правил, регулирующих поведение личности, социальных групп, общее гни.

Этический принцип — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются в наиболее общей форме, отражая выработанные в моральном сознании общества или определенных социальных групп требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла сто деятельности, характера его взаимоотношений с людьми.

Нравственные требования, выраженные в этическом принципе в наиболее общей форме, конкретизируются в моральной норме.

Моральная норма (лат. пота правило, образец) — одна из наиболее простых форм нравственного требования; элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека; форма морального сознания, выраженная в виде заповедей и сформулированная в форме повеления, равно обращенного ко всем людям, а также самоповеления.

Этические нормы выкристаллизовываются в процессе поступательного развития человечества, облекаясь в формы общечеловеческих ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, отдельными, в том числе профессиональными, группами и каждой личностью. По принадлежности к носителям ценностей выделяют:

Всеобщие моральные нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни. Как показывает история развития человечества, «общечеловеческая мораль принадлежит к числу основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью».

Общечеловеческие ценности составляют фундамент морали каждого общества. Стихийно складывающиеся на их основе в общественном сознании, формируемые в практике массового поведения, в процессе взаимодействия людей нормы общественной морали служат средством организации общежития их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.

Вербализуясь в форме заповедей, правил, нормы общественной морали обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Их регулирующее действие повседневно обеспечивается, с одной стороны, силой массовых привычек, требований и оценок общественного мнения, с другой, — велениями «внутреннего голоса» индивида, основанного на его личном убеждении.

В процессе первичной социализации и последующего расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, в том числе профессиональные, составляющие его ближайшую социальную среду, обеспечивающую условия для проявления личности, развертывания ее поведения, формирования социально значимых качеств.

В процессе своей профессиональной деятельности человек включается в сложную систему формальных и неформальных отношений, становится членом предписанных и самовозникающих групп. Каждая из них вырабатывает свою собственную систему ценностей и групповых норм, между которыми всегда существует большая или меньшая степень несоответствия, а подчас и противоречивости.

Главным регулятором внутриорганизационных отношений выступают принятые в группе нормы поведения, «шкала престижа». А чтобы они действовали, вырабатывается механизм социально-психологического контроля группы за каждым ее членом в виде позитивных санкций (удовлетворение потребности в признании, уважении, принадлежности) или негативных (осуждение, остракизм).

Читайте так же:  Прохождение ликвидация варфейс

Групповые нормы представляют собой стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы. Подкрепляемые системой неформальных санкций, они являются одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, средством «внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Этому способствует уже сам факт признания принадлежности к группе, общих групповых интересов, целей и ценностей, находящий отражение в сознании и чувстве «мы» [3] .

Это усиливает «моральную плотность» (Э. Дюркгейм) государственных служащих и чувство их групповой идентификации.

В морально здоровых коллективах групповые нормы, не игнорируя общечеловеческие ценности и не вступая в противоречие с требованиями общественной морали, играют положительную роль, поддерживая в своих членах чувство профессионального патриотизма, «командной сплоченности», социальной ответственности за свои действия и поступки, отвечающие требованиям профессиональной этики.

В группах с отклоняющимися целями, обслуживающих ведомственные или личные интересы своих членов, пренебрегающих интересами общества, государства и даже своей организации, действуют свои, «волчьи» моральные законы, давление которых на членов группы, подкрепляемое системой неформальных санкций, как известно, является одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, понуждая ее совершать анормальные поступки, противоречащие разделяемым или признаваемым законными в обществе нормам, правилам, установкам, ценностям. Такая группа способна подчинить человека, заставить его поступать вопреки своим убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем верность собственным принципам, или если отторжение от группы или уход из нее ставит под угрозу материальное благополучие, статус, здоровье или даже жизнь.

Занимая определенную позицию в обществе, социальной группе и выполняя ту или иную социальную роль, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе личностную позицию и формы социального поведения, в которых осуществляется процесс его существования как личности. Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе, поэтому они не нуждаются в интериоризации, «усвоении». Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности.

Если этические принципы и нормы содержат требования к поведению и действиям личности, указывая, что надо делать, чтобы быть нравственным человеком, то правила поведения предписывают, как это надо делать.

Правило поведения — конкретное предписание, устанавливающее порядок поступков и действий человека, алгоритм его поведения в соответствии с установленными принципами и нормами.

  • [1] См.: Степнов П. Я. Указ. соч. С. 51.
  • [2]Вернадский В. И. Размышление натуралиста: научная мысль как планетарное явление. М., 1977. С. 24.
  • [3] См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971. С. 183.

Этика социальной работы: понятие, объект, предмет, цель и задачи, основные категории

Понятие: ЭТИКА (ethos – обычай, характер) имеет два значения.

Во — первых, это учение о морали, ее формах, сущности, эволюции.

Во-вторых, этика означает систему нравственных норм поведения человека, какой-либо социальной или профессиональной группы. Термин «этос»относится к поведению человека, при этом учитывается эволюция, а также генетически обусловленные (наследственные) или культурные приобретенные в процессе социализации) компоненты поведения.

Этика — одна из наиболее древних дисциплин, возникших на основе философии. Термин «этика» был предложен Аристотелем в его работах «Большая этика», «Эвдомова этика», привычка, душевный склад, нрав, характер. Термин, «этика» употребляется в значении «нравственность», «мораль». Главной проблемой этики был вопрос о происхождении морали, и этот вопрос ставился об основании представлений морального сознания, о критериях, нравственной оценке поведения людей. Для современной этики характерен активный процесс взаимообогащения культур, однако и по сегодняшний день во всех культурах самым актуальным становится и остается главный вопрос – что я должен делать? как жить?, как поступать в тех или иных ситуациях?

МОРАЛЬ(от латинского moralis, нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе,специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общений и взаимоотношений.

Существует две основные теории происхождения морали. Первая «трудовая» заключается в том, что, мораль возникла тогда, когда появилось общественное разделение труда, поскольку коллективная трудовая деятельность порождает необходимость ее этической регламентации. Вторая – «ритуальная», говорит о том, что мораль восходит к обычаю, то есть к более раннему времени, чем то, о котором говорит первая теория.

Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной ситуации, во всех без исключения сферах общественной жизни, в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральпредлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого поведения. Все отношения – от «межконтинентальных» до «интимно-личностных» проходят проверку моралью, проникнуты моралью. Основными функциями морали будут являться регулятивная, ценностно-орентационная и социализирующая. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

Термин «нравственность» воспринимается как идентичный понятию «мораль». Разделение понятий «мораль» и «нравственность» говорит о том, что мораль – это социальные нормы, а нравственность – личностное усвоение и использование правил индивидом.

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, и в связи с чес можно говорить о феноменепрофессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология, и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Первые этико-профессиональные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города Птаччеттепа» (3 тыс. до рождения Христа). В числе правил и требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде – это залог будущей высокой должности и богатства.

Профессиональная этика возникла первоначально как явление обыденного сознания, а дальше она развивается на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Профессиональная этика, систематизирует накопленный опыт, обобщает, совершенствуется, поэтому, профессиональная этика, рассматривается, как разновидность нравственности, бытующей в профессиональной среде.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые являются предметом этой деятельности. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах определяющих основное направление их деятельности, но и нуждаются в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовывать моральные нормы и правила, и принципы. Глубокое знание норм и правил профессиональной этики, творческое их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их родственниками, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. слова norma, — правило, образец, одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования. Этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, интересам клиентов и их групп.

Главной задачей этики социальной работы следует считать стремление недопустить противоречия между корпоративными целями и интересами, задачами профессиональной деятельности, также интересами общества, и каждого его члена.

Задача профессиональной этики – это нормативная регламентация отношений, поведения, и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально, одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.

Цель социального работника улучшить условия жизнедеятельности клиента, решить его проблемы. Цель может быть высокогуманной, но аморальные средства, используемые для ее достижения, могут ее перечеркнуть. Для достижения целей нужно выбирать только узаконенные действия, имеющие высокую моральную оценку в обществе. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Читайте так же:  Заявление ифнс для открытия ип

Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности социального работника может быть только благо клиента и общества. Цель деятельности всегда является идеальным образом будущего реального результата.

Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям в общем виде может быть выражена так »способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Объектом изучения этики социальной работы является мораль в целом, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление исторической жизни людей и форма общественного сознания людей. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности.

Предметом профессиональной этики является возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социального работника.

Основные категории социальной работы: этические отношения, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг.

Этические отношения возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Этические отношения в социальной работе существуют в виде требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов-основ, моральных качеств, которыми должны обладать профессионалы; самоконтроля.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали. Собственное поведение рассматривается уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

Этические действия социальная работа характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиции морали и нравственности. Социальный работник должен стремиться к тому, чтобы его действия соответствовали ценностям морали и нравственности, как сугубо профессиональной, так и общепринятой.

Этические критерии социальной работы

Содействие общественному прогрессу. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.

Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социального работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. В связи с этим, нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности – как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.

Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанном на потребностях и возможностях общества, которое определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут предложены.

Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.

Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многосторонне влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 5510 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные социальные функции морали

Рассматривая теоретические основы морали как объекта этического знания, целесообразно остановиться на профессиональной этике и ее виде – административной этике. Это объясняется тем, что достоинство той или иной профессии определяется тем, насколько глубоко осознают люди, занимающиеся определенным видом профессиональной деятельности, свою моральную ответственность перед обществом за социальные последствия этой деятельности, насколько безукоризненно они выполняют свой профессиональный долг и насколько точно соблюдают правила поведения, принятые в профессиональном сообществе. Как известно, государственные и муниципальные служащие также являются членами сообщества, в рамках которого функционирует профессиональная этика.

Профессиональная этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали определенной профессии, нравственные аспекты труда с целью социально-философского истолкования культурно-гуманистического назначения той или иной профессии; исторически сложившаяся система нравственных принципов, норм и ценностей, которая функционирует в рамках определенной профессии и определяет ее моральный авторитет в обществе.

Содержание профессиональной этики складывается из общего и частного. Общая составляющая предполагает: а) профессиональную солидарность; б) специфическое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частная составляющая определяется конкретными условиями, содержанием и спецификой той или иной профессии и выражается в основном в этических кодексах, которые формулируют нравственные требования к специалистам.

Профессиональная этика, как правило, касается тех видов деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы его действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества в целом. В связи с этим выделяются такие виды профессиональной этики, как педагогическая, медицинская, юридическая, военная, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли человеческого фактора в данном виде деятельности (техноэтика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика и т.д.).

Современная профессиональная этика функционирует в бурно развивающемся информационном обществе, отличительной чертой которого является увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни людей. Доступность к любому типу информации, возможность ее передавать, дублировать позволили мировому сообществу обратить серьезное внимание на проблемы профессиональной этики, которые приобрели особую актуальность.

К примеру, в рамках медицинской этики появилось такое направление, как биоэтика. Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Поттером для обозначения области научной и медицинской практики, занимающейся особыми моральными дилеммами, которые возникают в связи с использованием новых технологий в медицине. Ключевыми проблемами биоэтики являются отношение к эвтаназии (практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания), трансплантации, абортам, клонированию, проведению масштабных клинических испытаний, суррогатному материнству.

Профессиональное медицинское сообщество, государственные, религиозные деятели, представители общественных организаций не могут прийти к единому мнению по такой важной этической проблеме, как легализация или запрещение эвтаназии.

Эвтаназия как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) вошла в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов: во-первых, прогресса медицины, в частности под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием; во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея прав человека. Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды – Верховный суд этой страны в 1984 г. признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 г. В 2003 г. с ее помощью расстались с жизнью 200 смертельно больных пациентов, а в 2004 г. – 360. В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 г. в штате Орегон, а в ноябре 2008 г. – в штате Вашингтон. В Люксембурге также разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.

Уже был зафиксирован случай применения эвтаназии к здоровому человеку: в Цюрихской клинике Dignitas гражданка Канады была добровольна умерщвлена в связи с тем, что пожелала уйти из жизни вместе со смертельно больным мужем.

Большое значение в деятельности профессионального сообщества стала играть экологическая этика, основанная на постулате, согласно которому загрязнение или нарушение естественной окружающей среды является неэтичным. Разрушение среды обитания часто наносит вред и самим людям, подвергая их неоправданному риску. Возникшая в связи с этим идея сохранения естественных видов может отстаиваться на деонтологических основаниях путем признания определенных прав за животными, растениями и даже неорганической природой. Движение в защиту прав животных и против их использования для экспериментов, а также против некоторых видов сельскохозяйственного производства расширяет круг задач, связанных с защитой среды обитания. Сторонники «органического земледелия» и движения за «регенерацию» тоже выступают в поддержку естественного закона.

Начавшиеся недавно исследования вопросов, связанных с загромождением околоземного пространства сотнями и тысячами спутников, породили новую область профессиональной этики – «космическую», благодаря которой забота об охране окружающей среды была распространена и на внеземное пространство.

Читайте так же:  Учебное пособие по менеджменту 2010-2018

Всемирная компьютеризация, создав реальную возможность вторжения в частную жизнь граждан и угрозу их безопасности, вызвала к жизни новый вид профессиональной этики – компьютерную этику. Необходимость ее разработки подстегивает и растущая агрессивность компьютерных хулиганов – хакеров, активность и масштабы угрожающей деятельности которых постоянно растут. Так, в 1985 г. в США хакеры, взломав систему защиты, завладели данными о финансовом положении 18 млн американцев и пытались использовать украденную информацию для изготовления кредитных карточек.

Смена политических, экономических и социальных основ в России явилась основой для роста в 1990-е гг. числа новых профессий, в рамках которых стали разрабатываться и внедряться кодексы профессиональной этики. Так, увидели свет Кодекс чести банкира (1992 г.), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994 г.), Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994 г.), Моральные требования, предъявляемые к брокерам, разработанные Российской товарно-сырьевой биржей (1996 г.), Кодекс Ассоциации независимых предпринимателей в области информационных коммуникаций (1997 г.) и др. В 1997 г. в рамках национальной программы «Деловая культура России» был разработан проект Российского кодекса предпринимательской этики («Двенадцать принципов ведения дел в России»), На второй конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в 2003 г. был принят Этический кодекс сотрудников указанных органов, а на четвертой конференции – Декларация принципов деятельности контрольно-счетных органов, в числе которых присутствовал принцип соблюдения профессиональной этики.

Как уже было отмечено, профессиональная этика включает нравственные принципы, нормы и ценности, присущие определенной профессиональной сфере деятельности.

Профессиональные нравственные принципы – это одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования, выработанные обществом применительно к определенной профессии, выражаются наиболее обобщенно. Они дают специалисту общее направление его поведения и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Среди нравственных принципов, которые являются основой деятельности всего профессионального сообщества, можно выделить следующие:

  • – принцип общественного служения. Любой профессионал должен помнить о том, что он занимает место в иерархической лестнице благодаря не только своим деловым качествам, но и доверию со стороны общества. Ответом на данное доверие должно быть честное и добросовестное выполнение своего служебного и гражданского долга;
  • – принцип законности. Утверждение данного принципа служит социальной и духовной базой поведения профессионального сообщества. «Человек, имеющий здоровое правосознание, есть свободный субъект прав, – писал русский философ А. Ильин, – он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка самоуправления, армии и государства. Человек, лишенный правосознания, подобен зверю и ведет себя как волк. Человек, способный только к повиновению из страха, превращается в волка, как только отпадает страх». Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора человек осознанно и добровольно останется законопослушным, верным своему профессиональному долгу даже тогда, когда над ним не будет довлеть принудительная сила закона и угроза санкций;
  • – принцип гуманизма. Он выражен в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности, независимо от социального и правового статуса;
  • – принцип беспристрастности и независимости. Учитывая специфику статуса профессионала, который наделен определенными рычагами власти и управления, правами и возможностями влиять на положение в обществе, указанный принцип приобретает особое значение там, где недостаточно эффективно реализуют себя принципы общественного служения, законности и гуманизма, где не созданы необходимые условия для того, чтобы постоянно напоминать членам профессионального сообщества о цене его деятельности и ее нравственном смысле;
  • – принцип ответственности. Он обязывает представителей корпуса профессионалов, особенно тех, кто занят политической деятельностью, нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения. Действующим началом нравственной ответственности должна выступать собственная совесть, чувство долга или осуждение со стороны коллег, выраженное в виде общественного порицания, обструкции и остракизма. Подобного рода ответственность может обеспечиваться и определенными требованиями, сформулированными в нормативных документах (этических кодексах, кодексах чести, правилах служебного поведения и т.д.) и разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за соблюдением данных требований;
  • – принцип справедливости. Он является важнейшим показателем оценки деятельности профессионального сообщества. Сформулированный еще древними римлянами (justitia regnorum fundamentorum – справедливость есть основа государственного строя) принцип справедливости реализует себя в рациональном использовании предоставленных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий.

Профессиональные нравственные нормы представляют собой одну из наиболее простых форм нравственного требования. Они предписывают, какие конкретно поступки человек определенной профессии должен совершать. К примеру, профессиональные нравственные нормы врачей сформулированы в клятве врача России. К ним, в частности, относятся честное исполнение своего врачебного долга, готовность хранения врачебной тайны, постоянное совершенствование своего профессионального мастерства и т. д.

Профессиональные нравственные ценности являются разновидностью духовных ценностей общества и представляют собой одну из форм отношений представителей профессионального сообщества между собой. Они конкретизируются в представлениях о добре и зле, справедливости, долге и т.д., которые исторически сложились в той или иной профессии. В качестве общепринятых профессиональных ценностей почитаются честность, верность избранной профессии, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, толерантность.

Административная этика – это вид профессиональной этики, наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Представляется, что главное отличие административной этики от профессиональной заключается в том, что последняя в качестве своего объекта рассматривает нравственное поведение всех членов того или иного профессионального сообщества, в то время как административная этика – нравственное поведение должностных лиц, осуществляющих функции администрации, управления.

Таким образом, объектом административной этики выступает нравственное поведение тех государственных и муниципальных служащих, которые осуществляют процесс управления, предметом – исторические и теоретические основы, особенности и закономерности функционирования морали должностных лиц – управленцев, совокупность этических норм, правил, принципов, регулирующих их служебное поведение.

Целью административной этики как науки и служебной дисциплины является формулирование и систематизация этических требований к должностным лицам управленческого аппарата, исходя из требований общества к их предназначению, а также уточнение норм служебного поведения должностных лиц и оказание им помощи в их соблюдении.

Задачами административной этики являются:

  • • выявление места и роли морали в области государственного управления;
  • • оценка моральных качеств должностных лиц, осуществляющих процесс управления;
  • • анализ наиболее типичных нравственных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия должностных лиц – управленцев с равными по положению, подчиненными, посетителями и т.д., поиск путей их предупреждения и решения;
  • • выяснение места и роли руководителя в формировании здоровой нравственной атмосферы в коллективе;
  • • изучение особенностей, закономерностей и тенденций развития морали должностных лиц аппарата управления;
  • • выработка документов (кодексов, правил и т.д.), в которых нашли бы отражение правила служебного поведения должностных лиц с учетом требований общества к нравственному смыслу и социальному предназначению их профессиональной деятельности;
  • • выработка и апробация эффективных механизмов реализации этических требований в практике деятельности должностных лиц органов управления.

Административная этика не только анализирует и отражает состояние нравственности государства и тех лиц, которые осуществляют государственное управление, но и определяет перспективы его развития, условия реализации личности каждого управленца.

С другими видами профессиональной этики административную этику объединяет общая нравственная основа в виде требований общественной морали, характер отношений к трудовому процессу, другим трудовым коллективам и обществу в целом.

Однако конкретизация общих нравственных требований в административной этике обусловлена особенностями содержания и социального смысла профессиональной деятельности управленческого персонала. Особый характер отношений, существующий в сфере управления, определяет возникновение специфических моральных требований, особенности их взаимодействия и акцентуализации.

Структура административной этики включает систему этических требований, предъявляемых обществом к профессии управленца; поведение должностного лица при исполнении им своих служебных обязанностей; систему самооценок поведения.

Таким образом, мораль как объект научного изучения этики обладает структурой, особенностями, функциями и категориями. По мере развития представлений о природе и обществе необходимо совершенствовать ее теоретические основы.

В этике существует ряд разделов, одним из которых является профессиональная этика. В свою очередь, одним из важных видов профессиональной этики является административная этика, объектом которой является нравственное поведение государственных и муниципальных служащих, занимающихся управлением.