Разъяснение правил проезда по новой форме электронного билета.

В связи с появлением ряда публикаций в СМИ, ошибочно трактующих условия проезда по новой форме электронного билета, переход на которую состоялся 14 июня текущего года, ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» информируют.

Независимо от способа регистрации на поезд дальнего следования (электронная регистрация или регистрация в билетной кассе), пассажир должен получить на руки документ с пометкой «посадочный купон», обеспечивающий ему беспрепятственный допуск на посадку. Посадочный купон может быть распечатан из личного кабинета клиента на обычном листе А4 или скопирован на любое электронное мобильное устройство.

Пассажирам, совершающим покупку проездных документов на поезда дальнего следования на сайте ОАО «РЖД», на последнем этапе оформления билетов после шага «Оплата» предлагается пройти процедуру электронной регистрации, т.е предлагается получить электронный билет.

Пассажирам, которые прошли электронную регистрацию при покупке электронного билета на сайте ОАО «РЖД», взамен прежнего бланка электронного документа теперь выдается электронный билет, состоящий из двух частей: контрольного и посадочного купонов. Контрольный купон является документом строгой отчетности (т.е. подтверждает покупку электронного билета) и удостоверяет договор перевозки между пассажиром и компанией-перевозчиком на железнодорожном транспорте, выдается индивидуально каждому пассажиру. Посадочный купон – документ, являющийся подтверждением на право посадки в поезд.

В настоящее время пассажиры, прошедшие электронную регистрацию, посадку в поезд могут осуществить как по посадочному купону и документу, удостоверяющему личность, так и только по документу, удостоверяющему личность.

Тем пассажирам, которые не прошли электронную регистрацию при покупке электронного билета, будет выдан только контрольный купон. Для посадки в поезд одного контрольного купона недостаточно: необходимо либо пройти электронную регистрацию, либо обратиться с контрольным купоном в кассу или транзакционный терминал самообслуживания, и распечатать обычный билет на бланке строгой отчетности.

Необходимо отметить, что контрольный купон является финансовым документом, и, при необходимости, пассажир может предоставить его в бухгалтерию для подтверждения факта совершения поездки (раньше для подобного отчета необходимо было оформлять обычный билет).

ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» рекомендует пассажирам пользоваться новой формой электронного посадочного купона со штрих-кодом: его можно предъявить проводнику на экране мобильного телефона или любого другого гаджета, либо распечатать перед посадкой в поезд, подобно электронному авиационному билету.

Со временем предъявление такого купона станет обязательным.

Отчетность за электронный билет

Документами для отчета за командировку, согласно письму Министерства финансов РФ от 17.07.2007 г. №03-03-06/4/99, служат маршрутная квитанция электронного билета и оригиналы посадочных талонов:

«С учетом требований Налогового кодекса РФ, в том случае, если работник приобретает электронный билет для служебной командировки или служебной поездки по территории РФ или за рубеж, документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться:

  • маршрутная квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете;
  • чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности».

В случае если маршрутная квитанция оформлена не на бланке строгой отчетности, а только в виде распечатки, потребуется посадочный талон, который подтверждает факт перевозки. В посадочном талоне должны содержаться реквизиты, позволяющие идентифицировать пассажира и пункт назначения поездки (фамилия пассажира, маршрут, дата поездки).

Будьте внимательны! Дубликаты посадочных талонов в большинстве случаев не выдаются или выдаются авиакомпаниями за оплату фиксированного сбора (зависит от политики авиакомпании) — сохраняйте посадочные талоны, полученные при посадке в самолет.

Является ли электронный билет бланком строгой отчетности?

Является ли электронный билет бланком строгой отчетности? — вопрос, который волнует бухгалтеров компаний, часто направляющих сотрудников в командировки. В статье вы узнаете, какие документы относятся к бланкам строгой отчетности (БСО), какие есть особенности учета электронных билетов и можно ли включить их в состав БСО.

Что относится с БСО?

БСО — документ, который юрлицо или бизнесмен может выдать физическому лицу вместо чека ККТ при безналичной или наличной оплате услуг.

Использование БСО регламентирует Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

По общему правилу БСО выдают налогоплательщики только при оплате услуг из перечня ОКУН (ОК 002-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) и приравненных к ним. БСО нельзя выдать юрлицу и при покупке товара. А вот предпринимателям БСО выдавать можно, так как они приравниваются к физлицам (абз. 4 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Чтобы бланк считался действительным, он должен включать обязательные реквизиты:

  • наименование, номер из 6 знаков и серия;
  • название фирмы или Ф. И. О. ИП;
  • ИНН и местонахождение предприятия;
  • вид и стоимость услуги;
  • сумму оплаты;
  • дату операции и формирования документа;
  • должность, Ф. И. О. и личную подпись ответственного за документирование операции лица;
  • печать компании.

Если БСО изготовлен в типографии, то сведения о ней указываются на бланке. Какие еще требования предъявляются к БСО — читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)».

Однако есть целый ряд БСО, к оформлению которых предъявляются отдельные требования, утвержденные специальными НПА. К таким бланкам относятся кинобилеты, абонементы, турпутевки и т. д. Можно ли считать электронный билет БСО?

Нюансы использования электронных билетов в качестве БСО

Электронный билет (ЭБ) — документ, подтверждающий договор перевозки пассажира и багажа. Он создается в автоматизированной системе (АИС) компании-перевозчика и содержит в цифровом виде сведения о самом пассажире, о рейсе, пунктах отправления и прибытия, багаже, цене проезда.

Форма и порядок применения ЭБ для авиаперевозок регулируются приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134. Согласно п. 2 данного приказа выписка из АИС оформления перелетов является частью электронного авиабилета и относится к документам строгой отчетности.

В перечень обязательных реквизитов электронного авиабилета входят сведения в том числе о стоимости полета, форме оплаты и стоимости самого тарифа авиауслуг по перевозке (подп. 2 п. 1 приложения к приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134). Если все эти данные зафиксированы, то Минфин РФ разрешает использовать такой ЭБ в качестве БСО (письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 03-07-11/398).

Порядок формирования ЭБ при перевозке граждан поездами и электричками регламентирует приказ Минтранса РФ от 21.08.2012 № 322. Сам электронный железнодорожный билет признать БСО нельзя, а вот контрольный купон билета, представляющий собой выписку из АИС управления железнодорожными перевозками, является документом строгой отчетности (п. 2 приказа Минтранса РФ от 21.08.2012 № 322, письмо Минфина РФ от 08.11.2011 № 03-03-06/1/719).

Для электронных проездных билетов квитанция электронного многоцелевого документа приравнивается к БСО (п. 2 приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 № 116).

Учет электронных билетов

Списывать расходы на покупку ЭБ следует при наличии следующих документов:

  • распечатанного ЭБ;
  • посадочного талона или контрольного купона (письмо Минфина от 25.08.2014 № 03-03-07/42279).

При этом следует проверить, чтобы в этих документах были указаны вся информация, свидетельствующая о том, что именно данный сотрудник компании направлялся в командировку — Ф. И. О., номер рейса и посадочного места, цена билета, дата поездки и иные сведения (письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-03-07/50).

Если у компании есть документы, подтверждающие отправку работника в командировку и его пребывание там (приказ руководителя, чеки и счета из гостиниц), то для подтверждения расходов все равно необходимо иметь и распечатку ЭБ, и посадочный талон / контрольный купон (письмо Минфина РФ от 01.09.2016 № 03-03-07/50992).

ЭБ учитываются на сч. 50 субсчет «Денежные документы» (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Если билеты покупает сама компания, то проводки следующие:

  • Дт 60, 76 Кт 51 — оплачена покупка ЭБ;
  • Дт 50-3 Кт 60, 76 — оприходован электронный документ;
  • Дт 71 Кт 50-3 — ЭБ выдан работнику.

Если ЭБ покупает сам сотрудник, то компания делает аналогичные проводки, что и при обычной выдаче денег под отчет:

  • Дт 71 Кт 50 — выданы подотчетные суммы сотруднику.

Компания спишет расходы на билет после утверждения авансового отчета командированного сотрудника:

  • Дт 20, 26, 26, 44 Кт 71 — списаны расходы на проезд в командировку.

Подробнее об учете расходов на деловые поездки сотрудников читайте в статье «Оформляем и оплачиваем командировки в 2016 г.»

Если сумма НДС выделена в маршруте/квитанции, контрольном купоне, квитанции электронного многоцелевого документа отдельной строкой, то налог можно принять к вычету (письмо Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01):

  • Дт 19 Кт 71 — выделен НДС в стоимости ЭБ;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.

В противном случае вся стоимость билета включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Если поездка по каким-то причинам не может состояться и компания сдает ЭБ, то в учете делаются такие записи:

  • Дт 50-3 Кт 71 — подотчетник возвратил неиспользованный билет в бухгалтерию;
  • Дт 60, 76 Кт 50-3 — билет возвращен перевозчику;
  • Дт 51 Кт 60, 76 — стоимость несостоявшейся поездки частично возращена компании;
  • Дт 91 Кт 60, 76 — учтена в расходах сумма комиссии за отмену бронирования билета.

ВНИМАНИЕ: поскольку проездные билеты могут использоваться более одного раза, следует завести ведомость их учета. Компания может разработать форму самостоятельно с учетом положений ч. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Сотрудников, которые используют в работе проездные билеты, необходимо перечислить в отдельном приказе. Такой работник будет получать билет под расписку и по возвращении из поездки или окончании срока действия проездного — сдавать обратно. Ответственный за сохранность проездных — кассир.

Подробнее о том, как следует хранить БСО, читайте в материале «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

В состав электронного документа входят:

  • маршрут/квитанция — при авиаперевозках;
  • контрольный купон — при железнодорожной перевозке;
  • квитанция электронного многоцелевого документа — при использовании проездных билетов.

Перечисленные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Следовательно, электронный билет можно считать БСО при наличии распечатанных на бумажном носителе указанных выше документов.

Читайте так же:  Адвокат по лишению родительских прав киев

Предъявите билет!

— В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлены ошибки. Налогоплательщику предъявлен акт налогового органа с указанием выявленных налоговых правонарушений. Правомерны ли действия налогового органа?

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявила несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Как следует из вопроса, камеральная проверка при выявлении ошибок в налоговой декларации сразу же была завершена составлением акта о выявленных налоговых правонарушениях, при этом налогоплательщику не предоставлена возможность ни исправить ошибки, ни дать пояснения. Такое решение налогового органа может быть оспорено налогоплательщиком в арбитражном суде. Так, в постановлении ФАС ЗСО от 18 февраля 2008 г. N Ф04-1018/2008(705-А27-25) по делу N А27-6905/2007-6 судом отмечено, что поскольку законодатель не исключает возможность допущения налогоплательщиками каких-либо ошибок в заполнении декларации, то в силу ст. 88 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о выявленных ошибках с требованием о внесении соответствующих исправлений, однако инспекция эту обязанность не исполнила.

В постановлении ФАС МО от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А41/3779-07 суд не согласился с доводами налогового органа о допущенном налогоплательщиком правонарушении, влекущим доначисление налогов, так как установил, что организация допустила техническую ошибку при заполнении раздела «Налоговые вычеты» налоговой декларации, заключающуюся в указании значения суммы НДС по строке 332 вместо строки 331. Таким образом, несоблюдение налоговым органом ст. 88 НК РФ, предусматривающей возможность внесения исправлений в налоговую декларацию или дачи пояснений при выявлении налоговым органом ошибок или противоречий, может являться основанием для отмены решения, вынесенного по результатам подобной проверки.

— Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете приобретение электронного билета при направлении работника в командировку?

Если организация приобретает проездные билеты на транспорт, то находящиеся в кассе оплаченные проездные билеты учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»:

Дт 50 — Кт 60 — при приобретении непосредственно у агентства или у самой авиакомпании;

Дт 50 — Кт 71- при приобретении через подотчетное лицо.

При этом сам по себе билет является лишь договором перевозки (воздушной, железнодорожной или иной). На момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не оказана, то есть приобретение билета свидетельствует не об оказании услуги, а только о заключении договора. Таким образом, в общем случае проездные билеты приходуются на счет 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». Однако организация может принять решение об учете стоимости проездных билетов (в первую очередь — электронных!) на счете учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). В этом случае при направлении работника в командировку организация не отражает задолженность работника в сумме стоимости билетов.

По возвращении из командировки работник должен отчитаться о произведенных расходах. При этом, исходя из Указаний по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (форма N АО-1), утв. постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, стоимость билетов в авансовом отчете указывается, только если электронные билеты после приобретения учитывались в составе денежных документов.

На основании чека электронного терминала, распечатанных электронных билетов со штрихкодом, командировочного удостоверения (форма N Т-10) и утвержденного авансового отчета организация списывает дебиторскую задолженность и признает стоимость проезда в данном случае в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При признании расхода производится запись по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счетов 71 или 60 в зависимости от выбранного варианта учета электронных билетов. Таким образом, бухгалтерская запись Дт 44 — Кт 60 может быть произведена только после утверждения авансового отчета командированного сотрудника.

В соответствии с п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки внутри РФ, включая расходы на проезд. Данные вычеты производятся на основании документов, подтверждающих оказание работнику услуги по перевозке. Такими документами могут являться: чек электронного терминала об оплате с выделенным НДС и распечатки электронных билетов (письмо минфина от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476) или железнодорожный билет, как бланк строгой отчетности, с выделенной в нем суммой НДС.

Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утв. постановлением правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137, в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

При командировках внутри России в электронных билетах может выделяться НДС, при этом сам электронный билет является документом строгой отчетности. В целях налогообложения прибыли командировочные расходы, включая расходы на проезд работников к месту командировки и обратно, признаются прочими расходами (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы подтверждаются чеком электронного терминала об оплате, распечатками электронных билетов, посадочными талонами и командировочным удостоверением, подтверждающим нахождение работника в месте командировки. Указанные расходы признаются после утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

— Как начислять амортизацию по модернизированному оборудованию в целях налогообложения прибыли, если срок полезного использования не пересматривался?

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

НК РФ не предусматривает специального алгоритма начисления амортизации после модернизации основного средства. Поэтому минфин настаивает, что налогоплательщику следует продолжать начислять амортизацию, используя прежний механизм исчисления амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости (письмо минфина от 09.06.2012 N 03-03-10/66). Это означает, что период начисления амортизации превысит срок полезного использования основного средства, и как следствие, снизятся амортизационные отчисления в конкретном периоде и в конечном итоге увеличится налог на прибыль.

Но можно с таким подходом не соглашаться и установить в учетной политике иной порядок начисления амортизации: исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта и оставшегося срока полезного использования. Его нормативным обоснованием будет следующее. Во-первых, если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Во-вторых, изменение срока полезного использования возможно только в случае применения к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов (п. 13 ст. 258 НК РФ).

Признание в налоговом учете увеличенной суммы амортизации исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств и оставшегося срока полезного использования поддерживают суды. В частности, в постановлении ФАС МО от 06.04.2011 N КА-А40/2125-11 по делу N А40-59813/10-99-314 указано, «если в результате модернизации основных средств срок их полезного использования не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого основного средства в течение оставшегося срока полезного использования, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации».

Электронные билеты:
Как подтвердить расходы

  • Иволгин Олег | налоговый консультант

М ногие предприниматели уже опробовали удобство электронного билета, приобрести который можно не выходя из дома или офиса: покупка осуществляется через Интернет, а оплата производится банковской картой. Бумажный билет в этом случае не оформляется, при входе в вагон или во время посадки на самолет достаточно предъявить паспорт, данные которого сверяются с данными, содержащимися в списке пассажиров. Но как предпринимателю обосновать расходы на проезд при отсутствии бумажного документа?

Пункт 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Электронные билеты имеют особую форму.

Железнодорожный билет

Формы электронных проездных железнодорожных документов утверждены приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте», который Минюст России зарегистрировал 06.11.2012. Формы электронных билетов и купонов к ним дифференцированы для перевозок в поездах дальнего следования, в пригородных поездах с местом и без места. При покупке электронного билета выдается контрольный купон, который является финансовым документом и подтверждает факт совершения пассажиром поездки.

Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд дальнего следования содержат следующую обязательную информацию о перевозке пассажира:

  • дата и время заказа;
  • номер поезда;
  • железнодорожные станции отправления и назначения;
  • дата и время отправления поезда;
  • дата и время прибытия поезда;
  • номер и тип вагона;
  • класс обслуживания (категория поезда – если применяется);
  • номер места в вагоне;
  • наименование и (или) код перевозчика;
  • признак купе (женское, мужское или смешанное – если применяется);
  • сведения о пассажире – фамилия, имя, отчество (указывается при наличии), или инициалы, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность;
  • тариф (билет, плацкарта);
  • итоговая стоимость перевозки (в том числе налог на добавленную стоимость);
  • форма оплаты;
  • сборы (если применяются);
  • дата оформления;
  • наименование агентства/перевозчика, оформившего билет.

Форма электронного авиабилета утверждена приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». При приобретении электронного авиабилета оформляется маршрутная квитанция, которая является документом строгой отчетности.

Читайте так же:  Адвокат халикова ольга

маршрут/квитанция электронного билета содержит следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:

  • сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);
  • наименование и (или) код перевозчика;
  • номер рейса;
  • дата отправления рейса;
  • время отправления рейса;
  • наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
  • тариф;
  • эквивалент тарифа (если применяется);
  • итоговая стоимость перевозки;
  • форма оплаты;
  • сборы (если применяются);
  • наименование и (или) код класса бронирования;
  • код статуса бронирования;
  • дата оформления;
  • наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
  • норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
  • уникальный номер электронного билета.

Налоговые последствия

Как обосновать расходы

Согласно позиции Минфина России в обоснование расходов на железнодорожные услуги предприниматели вправе использовать контрольный купон электронного проездного документа (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно­телекоммуникационной сети. Об этом говорится в письме от 12.04.2013 № 03-03-07/12256. Поэтому, чтобы подтвердить расходы на железнодорожные билеты, купленные по Интернету, достаточно иметь распечатки электронных документов. Оригинал не обязателен. Как разъяснили специалисты финансового ведомства, контрольный купон является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (например, письмо Минфина от 26.04.2012 № 03-03-04/1).

Что касается расходов на электронные авиабилеты, в письме от 30.04.2013 № 03-03-07/15219 Минфин России подтвердил, что расходы на перелет можно подтвердить с помощью бумажной маршрут­квитанции. Однако для этого необходимо, чтобы в ней были указаны все обязательные реквизиты, в том числе стоимость перелета, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок, и форма оплаты. Если в маршруте-квитанции не будет хотя бы одной из них, то она бесполезна с точки зрения обоснования произведенных затрат. По мнению специалистов финансового ведомства, к маршруту-квитанции, являющейся документом строгой отчетности, следует прилагать посадочный талон, подтверждающий перелет по указанному в электронном авиабилете маршруту, а также документальное подтверждение оплаты билета. При этом наличия кассового чека не требуется (письмо Минфина России от 19.04.2013 № 03-03-07/13501).

Дубликаты посадочных талонов не выдаются, поэтому важно сохранять талоны, полученные при посадке в самолет.

В то же время Минфин России разрешает уменьшить налоговую базу по единому налогу по УСН, даже если посадочный талон утерян (письмо от 04.06.2010 № 03-03-06/1/384). Для этого достаточно иметь косвенное подтверждение расходов, например, документы о направлении сотрудника в командировку, его проживании за границей, составленные по унифицированным формам первичной учетной документации, а также распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 03-03-05/18). К иным подтверждающим документам могут относиться накладная, архивная справка, счет или счет-фактура, выданные транспортной организацией, со сведениями о номере проездного документа, данными пассажира, информацией о маршруте и стоимости билета.

Как принять к вычету НДС

При приобретении услуг по проезду или перелету, оформленных электронным билетом, к вычету принимается сумма налога на добавленную стоимость, выделенная отдельной строкой в маршруте-квитанции электронного авиабилета или контрольном купоне к электронному железнодорожному билету (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-11/01).

Принять к вычету НДС можно, даже если билет оформлен на иностранном языке. Но для этого придется перевести на русский язык данные, необходимые для вычета. К ним относятся следующие реквизиты:

  • наименование продавца;
  • наименование покупателя;
  • наименование оказанных услуг;
  • их стоимость;
  • налоговая ставка НДС;
  • сумма НДС.

Остальные реквизиты можно не переводить. Такое послабление приводится в письме Минфина России от 10.04.2013 № 03-07/11/11867.

При этом если в указанных документах сумма НДС отдельной строкой не выделена, высока вероятность возникновения спорной ситуации с налоговиками. Судебные органы в этом вопросе выступают на стороне налогоплательщиков.

В определении от 28.02.2008 № 1828/08 ВАС РФ указывает, что отсутствие выделения налога на добавленную стоимость в электронном билете не может препятствовать получению налогового вычета.

Тем не менее предпринимателю целесообразно обратиться к транспортной компании с просьбой выдать бланк строгой отчетности или чек ККТ с выделенной суммой налога.

Как учесть электронный билет в авансовом отчете

Оплата через интернет товаров и слуг все больше входит в нашу повседневную жизнь. Никого сейчас не удивить онлайн-заказами пиццы или суши на дом, «заморских» дешевых товаров, оплатой по карте телефона и коммунальных услуг и т.д. Не остались в стороне и электронные билеты.

Теперь вовсе не обязательно ехать через весь город на вокзал и простаивать в духоте часовые очереди. Всего 5-10 минут времени, интернет, банковская карта – и билета на самолет или поезд у вас в кармане. Вернее – на электронной почте. Организации также с удовольствием пользуются новшествами, оплачивая билеты напрямую с расчетного счета.

Однако, несмотря на всю простоту подобных покупок, есть несколько правил, которые следует помнить бухгалтеру, занося электронный билет в авансовый отчет сотрудника, делая бухгалтерские проводки и принимая к вычету НДС. Что такое электронный билет, какие документы нужны для признания расходов и как грамотно составить авансовый отчет, мы обсудим в данной статье.

Содержание статьи:

1. Что такое электронные билеты

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

3. Что делать, если билет потерян

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

6. Электронный билет в авансовом отчете

7. Бухучет электронных билетов с примером

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему электронных билетов далее в статье.

1. Что такое электронные билеты

В первую очередь разберемся, что скрывается под понятием «электронный билет». Билет – это документ, удостоверяющий заключение договора перевозки (п.2 ст.786 ГК). Форму билета утверждается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Электронный билет существует в электронно-цифровой форме.

Формы электронных проездных документов утверждены:

  1. Для железнодорожного транспорта: приказ Минтранса России от 21.08.2012г. №322
  2. Для авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006г. №134

При покупке электронного билета, как железнодорожного, так и авиабилета, автоматизированная информационная система формирует выписку, которая выдается пассажиру или передается в электронном виде через интернет на электронную почту, если оплата совершена через интернет:

  • — для авиации эта выписка называется маршрут/квитанция;
  • — для железнодорожного транспорта — контрольный купон.

Маршрут-квитанция и контрольный купон содержат полную информацию о перевозке. В том числе информацию о маршруте, тарифе и итоговой стоимости перевозки, аналогично бумажному билету. Как выглядит маршрут/квитанция видно на рисунке ниже.

А вот так выглядит контрольный купон на железнодорожную перевозку.

Именно контрольный купон и маршрут/квитанцию в обиходе и называют «электронным билетом». По смыслу же контрольный купон и маршрут/квитанция представляет собой выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и в авиации. На самом деле – это только часть билета.
Маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности:

  • п. 2 Приказа Минтранса России №134 от 08 ноября 2006 г.
  • п. 2 Приказа Минтранса России N 322 от 21 августа 2012 г.

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Итак, электронный билет у вас есть. Теперь нужно определиться, можно ли на его основании признать расходы на поездку. Во-первых, расходы на поездку работника по служебным делам в целях расчета налога на прибыль учитываются в составе командировочных расходов – пп.12 п.1 ст.264 НК, и относятся они к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Во-вторых, не следует забывать, что требование п.1 ст.252 НК об экономической обоснованности и документальной подтвержденности никто не отменял.

Приобретение билета на железнодорожный или авиационный транспорт свидетельствует только о факте заключения договора между перевозчиком и пассажиром. Но договор – это только намерение, сам по себе он не подтверждает факт, что хозяйственная операция действительно произошла. Поэтому немудрено, что у бухгалтера появляется вопрос: какие документы должны быть в наличии, чтобы они подтверждали расходы на проезд?

Для бухгалтерского учета расходы подтверждают первичные документы, которые оформлены в соответствии с требованиями ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В НК списка обязательных документов, которыми можно подтвердить расходы на проезд, нет.

Руководствуясь последними разъяснениями чиновников, можно сделать вывод, что для признания расходов на проезд при покупке электронных билетов необходимо:

  1. Для авиаперевозки:
  • маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) с указанием стоимости перелета – подтвердит расходы на приобретение билета;
  • посадочный талон, который выдается при регистрации на рейс – подтвердит перелет по маршруту, указанному в билете.

По данному вопросу разъяснения приведены в письмах Минфина:

от 18.05.15г. №03-03-06/2/28296

от 06.04.2015г. №03-03-06/19229

от 29.01.2014г. №03-03-07/3271

от 14.01.2014г. №03-03-10/438 (направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1897)

2. Для железнодорожной перевозки:

  • контрольный купон.

Письмо Минфина от 25.08.2014г. №03-03-07/42273

3. Что делать если билет потерян

Бывает так, что по безалаберности или просто по случайности сотрудник потерял документы. С маршрут/квитанцией или контрольным купоном проще – их можно просто еще раз распечатать из файла, пришедшего после покупки на электронную почту. Что же делать с посадочным талоном?

В любом случае, не компенсировать сотруднику, если маршрут/квитанция или контрольный купон у него есть, расходы на проезд вы права не имеете. Но и обойтись без дополнительных документов не получится, если вы хотите учесть расходы при налогообложении.

В этом случае следует обратиться к перевозчику или его представителю и взять справку, в которой содержится информация, необходимая для подтверждения полета (письмо Минфина России от 18.05.2015г. №03-03-06/2/28296). Иначе учесть расходы не получится.

Если у вас нет ни посадочного талона, на справки, то в расходах стоимость перелета не учитывайте. Также при проверке ревизоры могут доначислить страховые взносы на стоимость билета. Однако доначисление взносов можно оспорить в суде: постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2014г. №Ф09-3145/14.

Что касается НДФЛ, то чиновники считают, что при потере посадочного талона маршрут/квитанции достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ (Письмо Минфина от 21.03.2011г. №03-04-06/6-49, от 06.03.2012г. №03-04-06/3-57). Почему для налога на прибыль данный вывод чиновников не работает, остается загадкой…

Читайте так же:  Развод супругов по обоюдному согласию при наличии несовершеннолетних детей

Для того чтобы сотрудники внимательнее относились к сохранности посадочного талона, во внутреннем локальном акте, посвященном командировкам, пропишите, что предоставление их для авансового отчета является обязательным.

Если сотрудник покупал железнодорожные билеты через терминал, потерял контрольный купон, но на руках имеет посадочный талон, в котором есть информация о поездке и ее стоимость, то такие расходы можно учесть (Письмо Минфина от 14.04.2014г. №03-03-07/16777)

Это все документы, которые потребуются для подтверждения расходов на проезд. Не обязательно требовать с работника кассовый чек или банковскую выписку. На их наличии Минфин перестал настаивать с конца 2013 года.

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Посмотрим, что потребуется перевести:

  1. Реквизиты, которые необходимы для признания расходов по налогу на прибыль, т.е. обязательные реквизиты первичных учетных документов по ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС, согласно п.2 ст.169 НК (продавец, покупатель, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговая ставка и сумма налога).

Все остальное (например, правила перевозки багажа, условия применения тарифа) переводить не нужно: письма Минфина от 09.12.2015г. №03-07-14/71801, от 10.04.2013г. №03-07-11/11867, от 01.10.2013г. №03-07-15/40623, от 10.04.2013г. №03-07/11/11867, от 14.09.2009г. №03-03-05/170.

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

Как уже было сказано выше, маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности. Поэтому они при распечатке на бумаге соответствуют всем условиям для принятия к вычету входящего в их стоимость НДС. Но есть одно очень важное условие — сумма налога должна быть выделена в этих документах отдельной строкой, т.е. должна быть обозначена конкретная сумма налога.

Последние разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина от 30.01.2015г. №03-07-11/3522, от 14.10.2015г. №03-07-14/58804, от 30.07.14г. №03-07-11/37594.

По мнению контролеров, если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то принять его к вычету не получится. И тогда вся стоимость билета вместе с НДС включается в состав прочих расходов согласно пп.12 п.1 ст.264 НК (письмо Минфина от 10.01.2013г. №03-07-11/01).

Принять к вычету данный НДС можно только в том налоговом периоде, когда утвержден авансовый отчет, на основании которого они включены в расходы (п.7 ст.171 НК). Несмотря на то, что поездка фактически могла быть совершена в предыдущем налоговом периоде. И переносить такой вычет на следующие периоды нельзя.

Однако и в том случае, когда НДС отдельной строкой не выделен, в суде есть шанс отстоять право на вычет, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12г. №А19-5831/2012.

Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.

В графе 2 книги покупок ставят код для вычетов по этим операциям – 23 (письмо ФНС от 22.01.15г. №ГД-4-3/794).

Если в маршрут/квитанции и контрольном купоне не указан ИНН и КПП перевозчика, то при заполнении графы 10 книги покупок ставится прочерк (письмо Минфина от 28.05.2015г. г. №03-07-11/30876, письмо ФНС от 18.08.15г. №ГД-4-3/14544).

Сложности с вычетами входного налога также могут случиться, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС.

Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте письма Минфина России от 12.10.2010г. №03-07-09/45, от 10.03.2009г. №03-07-09/06, от 16.05.2005г. №03-04-11/112, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 10.01.2008 N 19-11/603. Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету не получится, даже если агент вам предоставил счет-фактуру. Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Теперь, после того как мы определились, в каком случае у организации есть право на вычет, мы посмотрим, как отразить НДС в авиабилетах в авансовом отчете.

6. Отражаем электронный билет в авансовом отчете

Итак, мы с вами определили, какие документы должны быть для признания расходов. Теперь пришло время составить авансовый отчет. Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете.

Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.

Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов.

7. Бухучет электронных билетов с примером

Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок. Для этого рассмотрим отдельно ситуации, когда билеты для сотрудника покупает сама организация, и когда их покупает работник предприятия. От этого зависит бухучет электронных билетов, а именно проводки.

Если организация приобретает билеты за безналичный расчет, то приходует их до выдачи сотруднику на счете 50.3 «Денежные документы», несмотря на то, что они электронные. Данные об электронном билете заносятся в Журнал учета денежных документов.

На этом счете учитывается вся сумма, включая НДС, т.к. принимать НДС по авиабилетам к вычету до составления авансового отчета неправомерно. При получении билета от перевозчика и выдаче его сотруднику списать его стоимость в расходы сразу нельзя, т.к. работник еще не использовал билет и не ездил в командировку.

Пример

Сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. направлен из Москвы в командировку в г. Новосибирск. Для сотрудника за безналичный расчет приобретен через посредника электронный билет на самолет по маршруту Москва-Новосибирск, стоимость 8250 руб., в т.ч. НДС 750 руб. Также уплачен сервисный сбор в сумме 590 руб., в т.ч. НДС 90 руб.

Дебет 50-3 – Кредит 60 – на сумму 8250 руб. – оприходован билет

Дебет 26 – Кредит 60 – на сумму 500 руб. – отражен сервисный сбор

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 90 руб. – учтен НДС по сервисному сбору

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 90 руб. – НДС по сервисному сбору принят к вычету

Затем билет выдан сотруднику:

Дебет 71 – Кредит 50-3 — на сумму 8250 руб.

После возвращения из командировки работник составил авансовый отчет, приложив к нему маршрут/квитанцию и посадочный талон (предполагаем, что НДС в электронном билете выделен отдельной строкой):

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7500 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 750 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой. Он не обязан отправляться в поездку за свой счет!

Пример (продолжение)

Предположим, что обратный билет по маршруту Новосибирск-Москва сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. приобретает самостоятельно. Для этих целей ему перед поездкой выдан аванс из кассы в сумме 11 000 руб.

Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы

К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон. Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7200 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 720 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 720 руб. – НДС по билету принят к вычету

Суточные по командировке за 3 дня составили 2100 руб., а остаток аванса сотрудник возвращает в кассу организации:

Дебет 26 — Кредит 71 – на сумму 2100 руб. – начислены суточные

Дебет 50 – Кредит 71 — на сумму 980 руб. – внесен неизрасходованный остаток в кассу организации.

Как сформировать авансовый отчет с авиабилетом в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видеоуроке:

А на вашем предприятии используются электронные билеты? С какими сложностями вы столкнулись при их учете? Считаете ли вы их более удобными по сравнению с бумажными бланками? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!