Оглавление:

Наказание за хищение государственного имущества по статье

За каждое хищение государственного имущества статья УК предусматривает ответственность. При этом квалификация может быть совершенно различной в зависимости от преступного поведения. Стоит отметить, что в настоящее время законодательно не закреплено непосредственно госимущество, а предусматривается своеобразный разброс по различным диспозициям.

Определение вариантов

Под хищением понимается завладение чужого имущества, совершаемое против установленных правил. К тому же оно всегда сопровождается возмезностью, проявляя корыстный мотив. Относительно действительно проявления кражи госимущества, в законодательстве оно не будет отличаться от классического хищения личного имущества.

Единственное разграничение тут ориентировано лишь степень общественной опасности. В одном случае преступным поведением причиняется вред конкретному человеку, отбирая у него, например, драгоценности, а при краже госимущества происходит посягательство на устои общества в целом. Может даже производиться подрыв экономического состояния, а также безопасности страны. Это в свою очередь находит отражение на гражданах, которые могут не дополучить определенные блага.

Предметом преступного посягательства может стать лишь то имущество, которое принадлежит государству на праве собственности.

Возможные диспозиции

Основной статьей, которая может применяться в отношении виновных лиц, считается классическая кража – ст.158 кодекса Российской Федерации. Здесь сразу стоит обратить внимание на ее вторую часть, где сказано про проникновение в помещение. В комментариях к статье указано, что таким признается хозпостройки, которые обособлены от жилых строений. Сюда также относят трубопроводы, а равно любые иные строения, где могут храниться на постоянной или временной основе материальные ценности. Именно это и будет относиться к предприятиям, в том числе и государственным.

Можно также отнести к данной категории все иные виды хищений, отраженных в уголовном законодательстве, но больше внимания уделяется таких преступным деяниям, как присвоение или растрата. Они отражены в одной статье, но между собой отличаются по целому ряду признаков. Самое главное, чтобы присутствовал действительно корыстный мотив в действиях виновного, а не признаки иного деяния.

Здесь предусмотрен несколько иной субъект, который можно назвать даже специальным. Ведь речь идет про государственное имущество, переданное виновному под временное владение и распоряжение. То есть, оно было ему вверено на основании заключенного трудового договора, или по специальному акту предприятия или общественной организации. В каждой ситуации следует все рассматривать индивидуально.

Отличие присвоения от растраты

Можно выделить некоторые критерии, позволяющие отделить эти два на первый взгляд схожие понятия. Для присвоения свойственно незаконное владение имуществом государства, а при растрате – происходит обращение вверенного имущества в личное использование. Во втором случае есть несколько вариантов преступного поведения, как например отчуждение, расход, потребление и т.д.

Во многом все будет зависеть от умысла преступника. Это говорит о том, что похититель не желает в последующем возвращать госимущество обратно. Для окончания преступного деяния обязательно наличие имущества у виновного. То есть, у него имеется возможность полностью распорядиться им или реализовать его с получением выгоды.

Чтобы осуществить правильно квалификацию по ст.160, следует установить действительные отношения между подозреваемым и государственным предприятием. К тому же они должны быть закреплены на бумаге. И данные отношения установлены на доверии участников.

Существует и иной признак для правильного соотношения действий и последствий по УК – сумма ущерба. Минимум должен устанавливаться в пределах 2,5 тыс. руб. Это следует документально оформить и поместить в материалы дела, что будет подтверждать факт причинения вреда.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Предусмотренная ответственность

Каждое виновное лицо в хищении государственного имущества по статье УК РФ следует привлекать к ответственности. Обращая внимания на санкции статей можно определить вхождение практически всех возможных мер наказания. Все начинается от штрафных санкций в 120 тыс. руб. и доходя до реального отправления в места заключения максимально на 10 лет. Ответственность серьезная и будет зависеть от наличия квалифицирующих признаков, к числу которых относят:

  1. Групповое преступное деяние.
  2. Использование служебного полномочия.
  3. Крупный или особо крупный размер.
  4. Орггруппа.

В каждом конкретном случае следует четко определить причиненный ущерб, чтобы произвести действительную квалификацию по части статьи.

Историческая сводка

Можно немного вернуться в прошлое, в УК РСФСР, где имелась соответствующая уголовная ответственность в отношении лиц, совершивших хищение госимущества. В отдельные статьи помещались различные пути такого преступного поведения – кража, мошенничество, грабеж и т.д.

На тот момент имелись контрреволюционные преступления, которые серьезно карались по закону. Здесь почти всегда предусматривалась исключительно реальное помещение в места заключения. К тому же к таким категориям лиц имелись определенные ограничения в плане снятия судимости или применения амнистии. Преступник даже после освобождения не мог рассчитывать на применении по отношении к нему Указа об амнистии. Но стоит отметить, что он снимал большое количество судимостей, а также освобождал от последующего отбытия незначительных наказаний.

Что касается ответственности в СССР, то крупный размер, сопряженный с грабежом, мог привести к наказанию в виде 15 лет лишения свободы. Аналогичным образом по мерам воздействия отражены санкции по разбою. Правда, дополнительно производилась конфискация имущества.

Более строгие меры ранее использовались судом при присвоении или растрате. Здесь также максимальный срок помещения за решетку составлял 15 лет. Практически никакого имущества при этом ему не оставляли. В отдельную статью было выделено хищение, когда государству причинялся особо крупный ущерб. Здесь были случаи применения смертной казни по отношению к виновным.

Взгляд на будущее

Представители Госдумы в ближайшее время планирует внести законопроект, согласно которого внесутся изменения в уголовное законодательство. Меры воздействия за расхитителей госимущества будут доходить вплоть до смертной казни. Они, таким образом, стремятся вернуться к воздействию на преступный контингент. Основное отличие в наказании будет зависеть от размера причиненного вреда.

Когда сумма похищенных средств из бюджета составит меньше 10 млн. руб., можно отправиться за решетку от 5 до 10 лет. Когда сумма перескочит 50 млн. руб. – у суда появляется возможность отправить в места заключения до окончания жизни.

Это добавит в УК совершенно новые статьи, которые будут указывать на диспозицию, связанную с кражей средств из бюджета, а также финансов фондов, не имеющих отношения к бюджету. С таким мнением не полностью согласны представители Верховного суда. Основная причина – противоречие с конституционными правами.

Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.

Наказание за хищение государственного имущества по статье

За каждое хищение государственного имущества статья УК предусматривает ответственность. При этом квалификация может быть совершенно различной в зависимости от преступного поведения. Стоит отметить, что в настоящее время законодательно не закреплено непосредственно госимущество, а предусматривается своеобразный разброс по различным диспозициям.

Определение вариантов

Под хищением понимается завладение чужого имущества, совершаемое против установленных правил. К тому же оно всегда сопровождается возмезностью, проявляя корыстный мотив. Относительно действительно проявления кражи госимущества, в законодательстве оно не будет отличаться от классического хищения личного имущества.

Единственное разграничение тут ориентировано лишь степень общественной опасности. В одном случае преступным поведением причиняется вред конкретному человеку, отбирая у него, например, драгоценности, а при краже госимущества происходит посягательство на устои общества в целом. Может даже производиться подрыв экономического состояния, а также безопасности страны. Это в свою очередь находит отражение на гражданах, которые могут не дополучить определенные блага.

Предметом преступного посягательства может стать лишь то имущество, которое принадлежит государству на праве собственности.

Возможные диспозиции

Основной статьей, которая может применяться в отношении виновных лиц, считается классическая кража – ст.158 кодекса Российской Федерации. Здесь сразу стоит обратить внимание на ее вторую часть, где сказано про проникновение в помещение. В комментариях к статье указано, что таким признается хозпостройки, которые обособлены от жилых строений. Сюда также относят трубопроводы, а равно любые иные строения, где могут храниться на постоянной или временной основе материальные ценности. Именно это и будет относиться к предприятиям, в том числе и государственным.

Можно также отнести к данной категории все иные виды хищений, отраженных в уголовном законодательстве, но больше внимания уделяется таких преступным деяниям, как присвоение или растрата. Они отражены в одной статье, но между собой отличаются по целому ряду признаков. Самое главное, чтобы присутствовал действительно корыстный мотив в действиях виновного, а не признаки иного деяния.

Читайте так же:  Трудовой договор форма в рб

Здесь предусмотрен несколько иной субъект, который можно назвать даже специальным. Ведь речь идет про государственное имущество, переданное виновному под временное владение и распоряжение. То есть, оно было ему вверено на основании заключенного трудового договора, или по специальному акту предприятия или общественной организации. В каждой ситуации следует все рассматривать индивидуально.

Отличие присвоения от растраты

Можно выделить некоторые критерии, позволяющие отделить эти два на первый взгляд схожие понятия. Для присвоения свойственно незаконное владение имуществом государства, а при растрате – происходит обращение вверенного имущества в личное использование. Во втором случае есть несколько вариантов преступного поведения, как например отчуждение, расход, потребление и т.д.

Во многом все будет зависеть от умысла преступника. Это говорит о том, что похититель не желает в последующем возвращать госимущество обратно. Для окончания преступного деяния обязательно наличие имущества у виновного. То есть, у него имеется возможность полностью распорядиться им или реализовать его с получением выгоды.

Чтобы осуществить правильно квалификацию по ст.160, следует установить действительные отношения между подозреваемым и государственным предприятием. К тому же они должны быть закреплены на бумаге. И данные отношения установлены на доверии участников.

Существует и иной признак для правильного соотношения действий и последствий по УК – сумма ущерба. Минимум должен устанавливаться в пределах 2,5 тыс. руб. Это следует документально оформить и поместить в материалы дела, что будет подтверждать факт причинения вреда.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Предусмотренная ответственность

Каждое виновное лицо в хищении государственного имущества по статье УК РФ следует привлекать к ответственности. Обращая внимания на санкции статей можно определить вхождение практически всех возможных мер наказания. Все начинается от штрафных санкций в 120 тыс. руб. и доходя до реального отправления в места заключения максимально на 10 лет. Ответственность серьезная и будет зависеть от наличия квалифицирующих признаков, к числу которых относят:

  1. Групповое преступное деяние.
  2. Использование служебного полномочия.
  3. Крупный или особо крупный размер.
  4. Орггруппа.

В каждом конкретном случае следует четко определить причиненный ущерб, чтобы произвести действительную квалификацию по части статьи.

Историческая сводка

Можно немного вернуться в прошлое, в УК РСФСР, где имелась соответствующая уголовная ответственность в отношении лиц, совершивших хищение госимущества. В отдельные статьи помещались различные пути такого преступного поведения – кража, мошенничество, грабеж и т.д.

На тот момент имелись контрреволюционные преступления, которые серьезно карались по закону. Здесь почти всегда предусматривалась исключительно реальное помещение в места заключения. К тому же к таким категориям лиц имелись определенные ограничения в плане снятия судимости или применения амнистии. Преступник даже после освобождения не мог рассчитывать на применении по отношении к нему Указа об амнистии. Но стоит отметить, что он снимал большое количество судимостей, а также освобождал от последующего отбытия незначительных наказаний.

Что касается ответственности в СССР, то крупный размер, сопряженный с грабежом, мог привести к наказанию в виде 15 лет лишения свободы. Аналогичным образом по мерам воздействия отражены санкции по разбою. Правда, дополнительно производилась конфискация имущества.

Более строгие меры ранее использовались судом при присвоении или растрате. Здесь также максимальный срок помещения за решетку составлял 15 лет. Практически никакого имущества при этом ему не оставляли. В отдельную статью было выделено хищение, когда государству причинялся особо крупный ущерб. Здесь были случаи применения смертной казни по отношению к виновным.

Взгляд на будущее

Представители Госдумы в ближайшее время планирует внести законопроект, согласно которого внесутся изменения в уголовное законодательство. Меры воздействия за расхитителей госимущества будут доходить вплоть до смертной казни. Они, таким образом, стремятся вернуться к воздействию на преступный контингент. Основное отличие в наказании будет зависеть от размера причиненного вреда.

Когда сумма похищенных средств из бюджета составит меньше 10 млн. руб., можно отправиться за решетку от 5 до 10 лет. Когда сумма перескочит 50 млн. руб. – у суда появляется возможность отправить в места заключения до окончания жизни.

Это добавит в УК совершенно новые статьи, которые будут указывать на диспозицию, связанную с кражей средств из бюджета, а также финансов фондов, не имеющих отношения к бюджету. С таким мнением не полностью согласны представители Верховного суда. Основная причина – противоречие с конституционными правами.

Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.

Статья за хищение и кражу государственного имущества в УК РФ

Под «хищением» принято подразумевать незаконное завладение чужим имуществом в корыстных целях. Кража может затронуть не только интересы отдельных граждан, но и государства в целом, ведь современные злоумышленники умудряются воровать госимущество. В большинстве случаев делают это высокопоставленные чиновники, используя свои должностные полномочия. 160 статья УК РФ за хищение государственного имущества регламентирует достаточно суровое наказание, ведь преступление относят в категорию большой тяжести.

Что является хищением госимущества

Хищение предстает достаточно обширным понятием, поэтому чтобы разобраться в вопросе, что собой являет хищение государственного имущества, необходимо рассмотреть его подтипы. Присвоение чужого имущества в данной ситуации затрагивает интересы государства, злоумышленник своими действиями сам определяет степень тяжести нарушения.

Подтипом хищения госимущества есть его растрата, это завладение и распоряжение в собственных интересах вверенным материальным благом. К примеру, распоряжение денежными средствами, вверенными на восстановление поврежденных дорог или продажа недвижимости третьим лицам, которая должна была прослужить общественности в качестве детского садика. Растрата считается оконченным преступлением после совершения противоправного использования субъектом в своих целях вверенного ему имущества.

Госимущество может быть также присвоено. Присвоение – это безвозмездное обращение имущества в свою пользу, совершенное против воли собственника. Присвоение собственности считается оконченным после того, как субъект совершил действие, направленное на обращение государственной собственности в свою, частную. Например, преступление окончено с момента, когда лицо скрывает наличие у него денежных средств, которые оно должно было поместить на банковский счет.

Кража госимущества может осуществляться путем мошенничества. Для этого должностное лицо может подделать необходимые документы и осуществить продажу имущества, на которое особых прав не имеет.

Если виновный часть вверенного ему имущества растратил, а другую часть присвоил, то действия не определяются, как совокупность преступлений. Ответственность будет нести злоумышленник по одной статье. Наказание должностное лицо будет нести исходя из своих действий. В некоторых случаях виновного могут привлечь за злоупотребление своими полномочиями по совокупности преступлений.

Состав преступления

При определении состава преступного деяния необходимо детально изучить обстоятельства совершения хищения. Следует четко отличать нахождение похищаемого имущества в законном владении виновного в силу должностных обязанностей и наличие у него доступа к такому имуществу в связи с выполняемой работы. Похищение чужого имущества при обстоятельствах доступа к госимуществу, квалифицируется как кража.

Объектом преступления статья 160 УК РФ определяет само госимущество, а также общественные отношения, связанные с распределением материальных благ государства. Объективная сторона заключается в осуществлении активных действий, направленных на получение корысти с непосредственной растраты или присвоения государственной собственности. Такое преступление, как кража государственного имущества, субъектом нарушения определяет вменяемое лицо с 16 лет.

Субъективная сторона нарушения определяется в конкретизированном умысле. Растрачивая или присваивая государственную собственность, виновный осознает противоправность своих действий и желает наступления последствий. О направленности умысла свидетельствуют также попытки должностного лица скрыть свои действия от общественности.

Некоторые правоведы считают, что отсутствует субъективная сторона, если виновный изъял чужую собственность на какое-то время и намеревался его возвратить к определенному термину. При этом частичное возвращение не может говорить об отсутствие умысла похитить вверенное ему материальное благо.

Даже если преступник присваивает чужое имущество, в данном случае государственное, но обращает его в пользу других лиц, при этом действует с целью осуществления своего предполагаемого права на этот объект собственности, оно может быть привлечено к уголовной ответственности. Примером ситуации есть присвоение чиновником вверенного ему имущества в целях выполнения долгового обязательства, которое не исполнил собственник. Виновный может понести наказание по статье за самоуправство.

Необходимо отметить, что статья за кражу государственного имущества будет вменяться, даже если должностное лицо, присвоив государственную собственность, заменило ее менее ценной. В данной ситуации будет совокупность преступлений, ведь вменяется еще и должностной подлог. Ущерб от махинации будет определяться в зависимости от стоимости похищенного имущества, а не от разницы между подлогом и реально утерянной собственностью.

Ответственность за нарушение

Для того чтобы должностное лицо в полной мере ответило за такое преступление, как кража гос. имущества, УК РФ определяет перечень квалифицирующих признаков, которые могут отягощать вину нарушителя. Для законодателя важно определить стоимость объекта, который был похищен, размер ущерба от действий злоумышленника, а также факт совершал ли нарушение один человек или действовал в сговоре с другими.

Читайте так же:  Требования к квартирам по ипотеке

Государственные сотрудники, занимающие высокие должности, должны понимать, что им нельзя переступать закон, за злоупотребление своими полномочиями они будут жестоко наказаны. Для того чтобы укрепить доверие простых граждан к управляющему аппарату, регулярно проводятся проверки государственных служащих на добросовестность. Существует большая вероятность, что факт преступление вскроется, поэтому рисковать своим высоким положением ради личной наживы не стоит, хотя некоторых лиц это не останавливает.

Большинство из них надеется, что используя свои связи, смогут замять дело, хотя, в конечном итоге, сталкиваются с наказанием в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч рублей и лишением права занимать высокопоставленную должность. Нарушителю могут быть назначены принудительные работы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 2 лет. В случае с квалифицирующими признаками, злоумышленник будет лишен свободы на срок до 6 лет со штрафом или без него.

Воровство, совершенное группой лиц, наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или обязательными работами до 360 часов. Могут быть назначены исправительные работы на срок до одного года или 5 лет принудительных работ. Самой строгой санкцией статьи по второй части, является лишение свободы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 1 года.

Если расхищение осуществлялось в особо крупном размере либо группой лиц с использованием должностных полномочий, наказанием будет тюремное заключение до 10 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества.

Самый меньший размер санкции получит по 160 статье человек, который умудрился украсть государственную собственность без помощи должностных полномочий и других людей.

В зависимости от стоимости украденного, наказание следующее:

  • штраф до 120 тыс. рублей;
  • обязательные работы на 240 часов;
  • исправительные работы до 6 месяцев;
  • работы принудительного характера до 2 лет;
  • лишение свободы по первой части назначают редко, хотя законодателем эта санкция предусмотрена на срок до 2 лет.

Укрепление уголовно-правового контроля и охраны государственной собственности на сегодняшний день являются приоритетными в борьбе с похищением и растратой госимущества. Целостность и сохранность собственности государства имеет огромное значение для решения внутриэкономических задач в стране и для ее внешнеэкономического развития.

Хищение госимущества и коррупция идут бок о бок и, пресекая одно преступление, получится предупредить другое. Если имеет место кража госимущества, какая статья ее регламентирует, теперь вам известно. Если вы станете свидетелем подобных противозаконных деяний, то обязаны сообщить в правоохранительные органы и привлечь к ответственности недобросовестного чиновника, который используя доверие людей, набивает свои карманы.

Наказание за хищение государственного имущества по статье

За каждое хищение государственного имущества статья УК предусматривает ответственность. При этом квалификация может быть совершенно различной в зависимости от преступного поведения. Стоит отметить, что в настоящее время законодательно не закреплено непосредственно госимущество, а предусматривается своеобразный разброс по различным диспозициям.

Определение вариантов

Под хищением понимается завладение чужого имущества, совершаемое против установленных правил. К тому же оно всегда сопровождается возмезностью, проявляя корыстный мотив. Относительно действительно проявления кражи госимущества, в законодательстве оно не будет отличаться от классического хищения личного имущества.

Единственное разграничение тут ориентировано лишь степень общественной опасности. В одном случае преступным поведением причиняется вред конкретному человеку, отбирая у него, например, драгоценности, а при краже госимущества происходит посягательство на устои общества в целом. Может даже производиться подрыв экономического состояния, а также безопасности страны. Это в свою очередь находит отражение на гражданах, которые могут не дополучить определенные блага.

Предметом преступного посягательства может стать лишь то имущество, которое принадлежит государству на праве собственности.

Возможные диспозиции

Основной статьей, которая может применяться в отношении виновных лиц, считается классическая кража – ст.158 кодекса Российской Федерации. Здесь сразу стоит обратить внимание на ее вторую часть, где сказано про проникновение в помещение. В комментариях к статье указано, что таким признается хозпостройки, которые обособлены от жилых строений. Сюда также относят трубопроводы, а равно любые иные строения, где могут храниться на постоянной или временной основе материальные ценности. Именно это и будет относиться к предприятиям, в том числе и государственным.

Можно также отнести к данной категории все иные виды хищений, отраженных в уголовном законодательстве, но больше внимания уделяется таких преступным деяниям, как присвоение или растрата. Они отражены в одной статье, но между собой отличаются по целому ряду признаков. Самое главное, чтобы присутствовал действительно корыстный мотив в действиях виновного, а не признаки иного деяния.

Здесь предусмотрен несколько иной субъект, который можно назвать даже специальным. Ведь речь идет про государственное имущество, переданное виновному под временное владение и распоряжение. То есть, оно было ему вверено на основании заключенного трудового договора, или по специальному акту предприятия или общественной организации. В каждой ситуации следует все рассматривать индивидуально.

Отличие присвоения от растраты

Можно выделить некоторые критерии, позволяющие отделить эти два на первый взгляд схожие понятия. Для присвоения свойственно незаконное владение имуществом государства, а при растрате – происходит обращение вверенного имущества в личное использование. Во втором случае есть несколько вариантов преступного поведения, как например отчуждение, расход, потребление и т.д.

Во многом все будет зависеть от умысла преступника. Это говорит о том, что похититель не желает в последующем возвращать госимущество обратно. Для окончания преступного деяния обязательно наличие имущества у виновного. То есть, у него имеется возможность полностью распорядиться им или реализовать его с получением выгоды.

Чтобы осуществить правильно квалификацию по ст.160, следует установить действительные отношения между подозреваемым и государственным предприятием. К тому же они должны быть закреплены на бумаге. И данные отношения установлены на доверии участников.

Существует и иной признак для правильного соотношения действий и последствий по УК – сумма ущерба. Минимум должен устанавливаться в пределах 2,5 тыс. руб. Это следует документально оформить и поместить в материалы дела, что будет подтверждать факт причинения вреда.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Предусмотренная ответственность

Каждое виновное лицо в хищении государственного имущества по статье УК РФ следует привлекать к ответственности. Обращая внимания на санкции статей можно определить вхождение практически всех возможных мер наказания. Все начинается от штрафных санкций в 120 тыс. руб. и доходя до реального отправления в места заключения максимально на 10 лет. Ответственность серьезная и будет зависеть от наличия квалифицирующих признаков, к числу которых относят:

  1. Групповое преступное деяние.
  2. Использование служебного полномочия.
  3. Крупный или особо крупный размер.
  4. Орггруппа.

В каждом конкретном случае следует четко определить причиненный ущерб, чтобы произвести действительную квалификацию по части статьи.

Историческая сводка

Можно немного вернуться в прошлое, в УК РСФСР, где имелась соответствующая уголовная ответственность в отношении лиц, совершивших хищение госимущества. В отдельные статьи помещались различные пути такого преступного поведения – кража, мошенничество, грабеж и т.д.

На тот момент имелись контрреволюционные преступления, которые серьезно карались по закону. Здесь почти всегда предусматривалась исключительно реальное помещение в места заключения. К тому же к таким категориям лиц имелись определенные ограничения в плане снятия судимости или применения амнистии. Преступник даже после освобождения не мог рассчитывать на применении по отношении к нему Указа об амнистии. Но стоит отметить, что он снимал большое количество судимостей, а также освобождал от последующего отбытия незначительных наказаний.

Что касается ответственности в СССР, то крупный размер, сопряженный с грабежом, мог привести к наказанию в виде 15 лет лишения свободы. Аналогичным образом по мерам воздействия отражены санкции по разбою. Правда, дополнительно производилась конфискация имущества.

Более строгие меры ранее использовались судом при присвоении или растрате. Здесь также максимальный срок помещения за решетку составлял 15 лет. Практически никакого имущества при этом ему не оставляли. В отдельную статью было выделено хищение, когда государству причинялся особо крупный ущерб. Здесь были случаи применения смертной казни по отношению к виновным.

Взгляд на будущее

Представители Госдумы в ближайшее время планирует внести законопроект, согласно которого внесутся изменения в уголовное законодательство. Меры воздействия за расхитителей госимущества будут доходить вплоть до смертной казни. Они, таким образом, стремятся вернуться к воздействию на преступный контингент. Основное отличие в наказании будет зависеть от размера причиненного вреда.

Когда сумма похищенных средств из бюджета составит меньше 10 млн. руб., можно отправиться за решетку от 5 до 10 лет. Когда сумма перескочит 50 млн. руб. – у суда появляется возможность отправить в места заключения до окончания жизни.

Это добавит в УК совершенно новые статьи, которые будут указывать на диспозицию, связанную с кражей средств из бюджета, а также финансов фондов, не имеющих отношения к бюджету. С таким мнением не полностью согласны представители Верховного суда. Основная причина – противоречие с конституционными правами.

Читайте так же:  Заявление в суд о выплате средств пенсионных накоплений умершего

Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.

Уголовная ответственность за хищение чужого имущества

Уголовная ответственность за хищение чужого имущества предусмотрена статьями главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Примечание 1 к статье 158 УК РФ определяет хищение как совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Хищение — общее понятие для ряда преступлений против собственности: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой. Все перечисленные преступления обладают общими признаками — признаками хищения, и отличаются по способу совершения. Однако хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, квалифицируется по ст.164 УК РФ независимо от способа совершения.

Объект хищения — отношения собственности. Конституция РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8).

Предметом преступления могут являться любые вещи материального мира, обладающие качеством товара, т.е. товарно-материальные ценности, обладающие свойством стоимости. Незаконное завладение ценностями, лишёнными этих признаков, например электрической энергией путём незаконного подключения к электросетям, при определённых условиях может расцениваться как причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК РФ), а присвоение интеллектуальной собственности – как нарушение авторских и смежных прав (статья 146 УК РФ).

Предметом хищения могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, животные, находящиеся в чьей-либо собственности, материальные объекты природы, находящиеся в процессе товарного производства или обособленные от естественной среды (растения в питомниках и на дачных участках, пойманная рыба, добытые полезные ископаемые и т.п.).

Материальные объекты природы в естественном состоянии не могут быть предметом хищения. Однако сбор, добыча, промысел многих из них без специального разрешения является преступлением. В частности, ст.256 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, ст.258 УК РФ – за незаконную охоту.

Не является преступлением завладение вещью, лишённой материальной ценности (например, вещи, утратившие хозяйственную ценность либо выброшенные собственником за ненадобностью), присвоение найденного или случайно оказавшегося у лица имущества.

Имущество, частично или полностью изъятое из гражданского оборота, также может быть предметом хищения. Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ квалифицируется как самостоятельное преступление по ст.ст.221, 226, 229 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также отдельной статьей уголовного закона предусматривается ответственность за похищение официальных или важных личных документов, штампов и печатей.

Хищение в форме грабежа или разбоя, а также в форме кражи, мошенничества, присвоения или растраты с квалифицирующими признаками является преступлением независимо от стоимости похищенного.

В соответствии с примечанием к ст. 7.27 КоАП РФ, хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты на сумму, не превышающую 1 000 рублей, при отсутствии квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ст.ст.158-160 УК РФ, признаётся административным правонарушением.

Хищение является оконченным в момент, когда виновный получил возможность распорядиться похищенным имуществом. Исключение составляет разбой, который расценивается как оконченное преступления с момента нападения с целью хищения имущества.

Хищения, неочевидные для собственника и посягающие на единственный объект – отношения собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата), законодатель считает менее опасными, чем совершаемые открыто, сопровождающиеся угрозой и (или) применением насилия, то есть имеющие дополнительный объект посягательства — здоровье и телесную неприкосновенность граждан (грабёж, разбой), что нашло своё отражение в санкциях соответствующих статей.

Ответственность за совершение кражи, грабежа, разбоя наступает с 14 лет, за совершение иных видов хищения чужого имущества – с 16 лет.

Прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции И.А.Снеткова

Ответственность за хищение государственного имущества

Ключевые слова: ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ХИЩЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО; СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ; LEGAL RESPONSIBILITY; THEFT; STATE PROPERTY; COMPARATIVE LAW.

По теме настоящей статьи прежде всего необходимо отметить, что она в определенной мере носит характер исторического дискурса поскольку в нашей стране ответственность за хищение государственного имущества была характерна для законодательства советского периода, когда государственное имущество было объектом особой защиты со стороны государства в отличие от личного имущества граждан. Тем не менее, актуальность темы настоящей статьи остается крайне значимой так как в последнее время часто звучат предложения о необходимости усиления ответственности за коррупционные преступления, в частности за хищение государственного имущества. Кроме того, серьезные доводы и аргументы приводятся в обоснование необходимости отдельной криминализации хищений военного имущества. Все это соответственно требует также изучения законодательного опыта зарубежных стран в части анализа эффективности дифференциации юридической ответственности за хищение имущества в зависимости от его формы собственности.

Понятие «хищение» получило широкое распространение уже в советской правовой доктрине и первоначально оно использовалось лишь применительно к преступлениям против социалистической собственности, закон не использовал его по отношению к преступлениям против личной собственности. Термин «социалистическая собственность» по терминологии того времени объединял государственную и общественную собственность. Как отмечает О.В. Борисова, хищение государственной собственности наказывалось наиболее строго, так за хищения государственной собственности на сумму более 10 тысяч рублей виновному могло быть назначено наказание в виде смертной казни [6, с. 104].

Конституция РФ установила, что: «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8) [1]. Тем самым закон определяет равенство всех форм собственности. В период разработки и принятия Уголовного кодекса РФ этот принцип был воплощен в унификации норм о преступлениях против собственности – ликвидации присущей УК РСФСР дифференцированной охраны государственной и личной собственности граждан.

Большинство уголовных законов стран Европы не используют категорию «хищение». В качестве родового понятия здесь используется категория «кража», что специфично в целом для Германии, Швейцарии, Австрии, Швеции, Испании и иных стран. Во всех демократических странах предметом юридической охраны является именно «чужая собственность» вне зависимости от ее принадлежности государству, коммерческой организации либо же частному лицу. Определенное исключение представляет Испания, в уголовном законодательстве которой отдельными пунктами ст. ст. 236 и 250 УК устанавливается ответственность за хищение культурных ценностей, соответственно предусматривающих наказание за кражу и мошенничество. Растрата и хищение государственного имущества законодательством Испании отнесено к преступлениям коррупционной направленности, дела этой категории относятся к компетенции специальной прокуратуры по борьбе с коррупционными преступлениями в системе государственной службы [9, с. 157].

Отдельные положения, выделяющие юридическую, а именно уголовную ответственность за хищение государственной собственности, содержатся в законодательстве главным образом развивающихся государств, ранее относившихся либо тяготевших к группе стран социалистического лагеря. В частности, уголовный закон Китайской Народной Республики проводит схожее с испанским правовое регулирование, где под коррупцией в Уголовном кодексе понимается присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими способами общественными ценностями государственными работниками с использованием служебного положения (ст. 382) [4]. Термин «общественные ценности» имеет широкое понимание и включает в себя прежде всего именно государственную собственность.

В настоящее время в России важность решаемых государственным и муниципальным сектором экономики задач может повлечь определенный соблазн усилить охрану публичной собственности. По мнению О.В. Борисовой, проявлением такой усиленной охраны служит выделение квалифицирующего признака кражи из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода (п. «б» ч. 3 ст.158 УК РФ). Критерием дифференциации в данном случае фактически является не место, а предмет хищения (нефть, нефтепродукты, газ), который принадлежит юридическим лицам со значительным участием государства [6, с. 110]. Это также различные законопроекты, где под предлогом борьбы с коррупционными преступлениями, так или иначе предлагаются похожие меры.

В данном отношении напротив может быть признанной оправданной введение норм уголовной ответственности за хищение военного имущества, что предусмотрено во многих зарубежных странах. Так Уголовный кодекс КНР предусматривает ответственность военнослужащих за хищение, кражу оружия и вооружения или материальных ценностей военного назначения (ст. 438) [4]. При этом за совершение этого преступления предусматривается наказание в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни.

Действующий Военно-уголовный закон Австрии 1971 г. также содержит специальный состав хищения, под которым понимается хищение, совершенное военнослужащим с использованием созданного военными действиями чрезвычайного положения, с причинением ущерба боеготовности войск [5, с. 61].

Все это дает основания для подобного рода предложений, которые обусловлены характером военной службы и ее особыми условиями.

Таким образом, рассмотрение предшествующего российского опыта и опыта зарубежных стран показывает, что конституционный принцип равной защиты всех форм собственности должен оставаться незыблемым. Любые попытки введения отдельных норм за хищения государственной собственности лишь показывают несостоятельность законодателя, который посредством казуальной техники только усложняет правовое регулирование. Исключением может служить введение усиленной ответственности за хищение военного имущества, в том числе вооружения и военной техники.