Какова уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства?

Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголов­ную ответственность, подлежат включению в УК РФ.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опас­ное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Таковы­ми являются:

нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ;

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими ли­бо другими биологическими агентами или токсинами;

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с бо­лезнями и вредителями растений;

загрязнение морской среды;

нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне Российской Федерации;

нарушение правил охраны и использования недр;

незаконная добыча водных животных и растений;

нарушение правил охраны рыбных запасов;

другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 «Экологи­ческие преступления».

За совершение указанных общественно опасных деяний установлены те или иные виды уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ:

нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, разме­щении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за со­блюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактив­ного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных ли­бо иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 246);

загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, ис­точников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или рас­тительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, — наказы­ваются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты тру­да или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо испра­вительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех ме­сяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ);

те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массо­вую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или за­казника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологи­ческой ситуации, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 250);

те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказыва­ются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч, 3 ст. 250 УК РФ).

Изучая данную тему следует иметь в виду, что в новом Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд общественно-опасных действий, так или иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других главах УК.

Так, в статье 215 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплу­атации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиактивное заражение окружающей среды. Такие действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишени­ем свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радиоактив­ное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опас­ность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией. Такие действия наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия, совер­шенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федера­ции или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, на­сказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных раз­меров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтоже­ние или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или докумен­тов, имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказы­ваются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же дей­ствия, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников обще­российского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной ты­сячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лише­нием свободы на срок до пяти лет.

В УК РФ 1996 года введен и такой состав преступных действий, как экоцид, т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вы­звать экологическую катастрофу. Такие действия наказываются лишением свобо­ды на срок от двенадцати до двадцати лет.

Ответственность за нарушение экологического зако­нодательства (эколого-правовая ответственность)

Эколого-правовая ответственность — это правовое последст­вие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям органами государства установлен­ных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Основанием эколого-правовой ответственности по общему правилу является экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде (ее объектам), здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественным интересам. Такая от­ветственность предусматривает возложение обязанности пре­терпевать неблагоприятные последствия, вызванные соверше­нием экологического правонарушения.

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: администра тивную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.

Административная ответственность означает примене­ние компетентными органами и должностными лицами в уста­новленном порядке административных взысканий к нарушите­лям в сфере использования природных ресурсов и охраны окру­жающей среды.

Субъектами административных экологических правонару­шений по административному законодательству выступают граждане и должностные лица.

Административная ответственность в области охраны окру­жающей среды применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в КоАП. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь вправе рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях в области использования и охра­ны земель, недр, поверхностных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также за нарушение норм экологической безопасности и порядка обращения с отходами, выявленных этими органами.

За нарущение законодательства об охране окружающей среды органы административной юрисдикции могут применять следующие взыскания: предупреждение, штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (например, пра­ва на охоту).

K юридическим лицам, не являющимся субъектами админи­стративных правонарушений, при нарушении требований в об­ласти охраны окружающей среды применяются такие меры, как ограничение или приостановление работы, лишение разреше­ний (лицензий) на занятие определенной деятельностью.

K уголовной ответственности привлекаются лица, винов­ные в совершении преступления против экологической безопас­ности и природной среды.

Преступления против экологической безопасности и при­родной среды — это совершенные умышленно или по неосто­рожности общественно опасные деяния, причинившие или могу­щие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружаю­щей среды, независимо от форм собственности.

Значимость охраны окружающей среды, экологических отношений предопределила выделение отдельного раздела и главы «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 263-284).

Ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов.

Ст. 264. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Читайте так же:  Замена судьи заявление

Ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности.

Ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объ­ектов.

Ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нару­шений экологического законодательства.

Ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.

Ст. 269. Порча земель.

Ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников.

Ст. 271. Нарушение правил охраны недр.

Ст. 272. Загрязнение либо засорение вод.

Ст. 273. Нарушение правил водопользования.

Ст. 274. Загрязнение атмосферы.

Ст. 275. Загрязнение леса.

Ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторож­ности.

Ст. 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Ст 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.

Ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.

Ст. 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных.

Ст. 282. Незаконная охота.

Ст. 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и вод­ных животных.

Ст. 284. Нарушение ветеринарных правил.

Необходимо сделать уточнение, что уголовная ответствен­ность за нарушение экологических отношений предусмотрена не только статьями раздела IX главы 26, но и другими нормами УК. Так, например:

Ст. 303. Нарушение правил безопасности горных или строи­тельных работ.

Ст. 305. Нарушение проектов, норм и стандартов при произ­водстве строительно-монтажных работ.

Ст. 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей.

Ст. 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля.

Ст. 336. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Гражданско-правовая ответственность — это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонаруши­теля, выражающееся в лишении его определенных имуществен­ных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству граждан­ско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате наруше­ния правовых требований по охране окружающей среды.

По общему правилу привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от воз­мещения имущественных убытков, причиненных его противо­правными действиями. K регулированию отношений по возме­щению вреда, причиненного экологическими правонарушения­ми, применимы общие положения гражданского права об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде посредством ее за­грязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разру­шения компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его при­чинившим, добровольно или по решению суда в порядке, уста­новленном законодательством.

Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, под­лежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возме­щения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, оп­ределяются в соответствии с ГК.

Компенсации подлежит и моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружаю­щую среду.

Ответственность за нарушение экологического законодательства (3)

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО общего и профессионального образования российской федерации

АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА

министерства финансов российской федерации

по дисциплине «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

работы в деканат

Допуск к защите.

Глава 1. Природный объект – как объект природопользования. 5

Глава 2. Общее право природопользования. 7

Глава 3. Экологическая ответственность. 9

3.1. Понятие, формы и виды экологической ответственности. 9

3.2. Экологические преступления. 12

Список использованной литературы. 15

Экология – постоянно развивающаяся наука о наиболее важных, естественных процессах на планете Земля с точки зрения развития человечества как биологического вида в условиях естественного планетарного развития и искусственных изменений, вызванных деятельностью человека во всех земных сферах (суша, вода, атмосфера). Это обусловливает необходимость упорядочивания вновь возникающих, или получающих новое качество экологических общественных отношений.

Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права. Основное назначение экологического права – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.

Принимая во внимание объективное состояния природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно- эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15 % территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20 % жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50 % потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма [10, с. 4]

Глава 1. Природный объект – как объект природопользования

Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:

Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.

Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.

Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);

только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.

Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России 1 .

Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

Однако следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Глава 2. Общее право природопользования

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

Читайте так же:  Договор купли продажи автомобиля бланк гаи

взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Законами РФ предусмотрена также и защита окружающей природной среды от вредного биологического воздействия. В частности, сюда можно отнести ст. 52 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 248 УК РФ, ст. 102 Земельного Кодекса. В Воздушном и Водном кодексах указанные нормы отсутствуют, замененные общими положениями. Отсюда следует то, что биологическое загрязнение относится к числу еще малоизученных видов загрязнений. Поэтому это понятие не имеет единого толкования — в основном под ним понимается деятельность человека, выражающаяся в превышении численности (биомассы) животных организмов сверх допустимой в естественных условиях предельной нормы, а также в привнесении в окружающую природную среду новых, не свойственных ей ранее животных организмов.

Последствия этого могут проявляться в резком возрастании численности вредных для человека сорных растений, насекомых, животных. Дополнительную опасность представляют вспышки инфекционных заболеваний, переносимых некоторыми вышеуказанными биологическими объектами. В данном случае, мы будем иметь дело с эпидемиологической эпизоотией, эпифитотией, или даже пандемией.

Так же вредное биологическое воздействие на окружающую природную среду может иметь и иные последствия, например — при повышении популяции некоторых животных полностью истощаются их привычные кормовые ресурсы, что в конечном итоге ведет к опустыниванию земель (эпизоотия или в случае с растениями — эпифитотия).

Развитие биотехнологии и генной инженерии создает новую экологическую опасность — возможность попадания из цеха завода в природную среду агрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичную опасность представляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории, работающие с возбудителями болезней.

Контроль за соблюдением предельно допустимых норм биологического загрязнения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет право выносить обязательные предписания о приостановлении или закрытии предприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленные нормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия (см. ст. 38 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Глава 3. Экологическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления — есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными [10, с.4].

3 .1. Понятие, формы и виды экологической ответственности

Одним из принципов экологического законодательства, установленных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическая ответственность представляет собой совокупность н6еблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.

Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа, государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления – из средств государственных экологических фондов.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования, и , как правило, упущенная выгода.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательств.

Важность борьбы с такими нарушениями обусловило включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (глава 26) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Соответствующая глава содержится также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 8.1-8.40 КоАП). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам.

При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам возмещается, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятия, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно-правовым актом, коллективным или трудовым договором, например, в отношении государственных инспекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охраны и т.п.

За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление права пользования, изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования, возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и многих других нормативных правовых актах РФ, среди которых, например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.), федеральные законы от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.); от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.); от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.); от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»(ред. от 15 апреля 1998 г.). Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

На развитие экологического права оказывают влияние международные акты: имплементация международных, включая европейские, экологических норм и стандартов в российское законодательство происходит постоянно.

3.2. Экологические преступления

Введение специальной главы об ответственности за экологические преступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст. 237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры.

В новом УК содержание главы «Экологические преступления», как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Читайте так же:  Льготы инвалидам в спб

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

21.4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;

стимулирующую к соблюдению экологических норм;

компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для

отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ)

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

невыполнение экологических требований;

нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

порча земли (ст. 8.6);

незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);

• уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид – ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики – ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст. 293; превышение должностных полномочий – ст. 286; служебный подлог – ст. 292 и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное

заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нару-шением законодательства в области охраны окружающей среды, рас-сматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.