Плавательский стаж

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Летуновой В.Н.

При секретаре Д.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к ГУ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

М., 00 г .р. ХХ.ХХ.ХХ г. обратился к ответчику с просьбой назначить ему пенсию по старости досрочно. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку суда рыбозавода, на котором истец проработал 11 лет, были приписаны к Ленинградскому порту. Вместе с тем, истец не был связан трудовыми отношениями с Ленрыбпортом, а порт приписки, на который ссылается ответчик, не является основанием для ведения промысла. Промысловый билет выдавался Карелрыбводом и был действителен только для тех районах, которые в нем были указаны. В территориальных водах Ленинградской области промысел являлся бы незаконным в соответствии с административным законодательством. Кроме того, истцу начисляли районный коэффициент на заработную плату, который выплачивался на территории Сортавальского района.

Истец просит отменить решение ответчика от ХХ.ХХ.ХХ г. № ХХ; назначить ему пенсию по старости в соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях»; за каждый день просрочки выплаты пенсии назначить 1% к сумме невыплаченной вовремя пенсии до вступления в силу решения суда; выплатить моральный вред в размере 300000 рублей.

В судебном заседании истец требования, в соответствии со ст. 37 ГПК РФ изменил, и изложил их в следующей редакции: просил признать за ним право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях» и обязать ответчика назначить ему указанную пенсию. По существу пояснил, что на Сортавальском рыбозаводе отработал 11 лет. Однако ответчик не принял во внимание его трудовую деятельность в данной организации в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. Работал, занимался ловом рыбы в Ладожском озере в Карельских территориальных водах. Промыслом рыбы в Ленинградской области Ладожского озера не занимался, т.к. промысловый билет, выдаваемый Карелрыбводом распространялся только на Карельские территориальные воды. Трудовую деятельность осуществлял на судах СРБ, МСТБ № ХХ. К заработной плате выплачивали районный коэффициент, а также платили северную надбавку в размерах, выплачиваемых на территории Сортавальского района. На капитальный ремонт и обслуживание суда гоняли в г. Петрозаводск.

Представитель ответчика С., действующая на основании доверенности, требования истца не признала. Пояснила, что поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.9 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173- ФЗ возникает в связи с особыми условиями труда, и связано с длительным отрывом от берега, поскольку определить территориальность трудовой деятельность членов экипажа судов, находящихся в море в течение всей продолжительности рейсов, не представляется возможным, то в этом случае правоприменительная практика исходит из того, что указанную работу следует считать протекающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если местом регистрации судна является район Крайнего Севера или приравненная к нему местность.

Территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки, то есть по месту регистрации в соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ в одном из реестров судов Российской Федерации в торговом или рыбном порту Российской Федерации, и по этому же факту оценивается территориальность трудовой деятельности члена экипажа судна. С момента регистрации на основании ст.29 указанного Кодекса судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ, определяется район его плавания, и выдаются соответствующие документы.

Портом приписки судна, на котором осуществлял трудовую деятельность истец является г.Санкт Петербург, который не относится ни к районам Крайнего Севера, ни к местностям, приравненным к Крайнему Северу.

Ссылка истца на тот факт, что местом расположения работодателя является местность, приравненная к району Крайнего Севера, и заработная плата выплачивалась с учетом районного коэффициента несостоятельна, поскольку как следует из взаимосвязанных положений статей 27, 28 ФЗ № 173- ФЗ, приобретение права на досрочное назначение пенсии по старости связывается законодателем с работой в неблагоприятных климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (не менее установленного нормального количества часов), а не с расположением предприятия — работодателя или начислением районного коэффициента к заработной плате.

В соответствии с разъяснением Министерства речного флота РСФСР № 61 от 08.04.1974 г., к начислению заработной платы работникам плавающего состава судов районные коэффициенты применяются и в тех случаях, когда судно находится в плавании в местностях, где данные коэффициенты не установлены, то есть начисление районного коэффициента к заработной плате никак не связано с местом осуществления трудовой деятельности.

Право на пенсию неразрывно связано именно с фактом работы в РКС и МКС. Считает несостоятельными ссылки истца на факт приписки судов на хозяйственное и техническое обслуживание к судоремонтным предприятиям, расположенным в РКС и МКС, поскольку понятие «порт технической приписки» законодательно не закреплено. Истец документально не подтвердил периоды, в которое судно находилось на хозяйственном и техническом обслуживании в районах РКС и МКС, а также находился ли истец в это время на судне. В представленных документах, для назначения досрочной трудовой пенсии, не нашел подтверждение факт работы истца в районах КС и МКС, и факт приписки судов к портам, находящимся в районах КС и МКС. А вот факт приписки судов к портам, не отнесенным к районам КС и МКС, нашел свое документальное подтверждение (справка ОАО № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г.) Без учета спорного периода у истца отсутствует право на трудовую пенсию по старости в соответствии с вышеуказанным законом.

В судебном заседании были допрошены свидетели.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со с п.п. 9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Таким образом, для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда на основании п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимо, чтобы работник был зачислен в плавающий состав судна, то есть являлся лицом, состоящим в штате экипажа судна.

Согласно п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих работах, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается на пять лет. Гражданам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из копии трудовой книжки истца следует, что приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. По Петрозаводскому порту БОП-ва принят на работу на т/х «ОМ-ХХ»; приказом № ХХ от ХХ.ХХ ХХ г. переведен 1 кл.-матросом 1 кл.; приказом ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. переведен 1 кл.-матросом 1 кл.; приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХг.; уволен в связи с поступлением на учебу. Далее приказом по Петрозаводскому порту БОП-ва № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. принят на производственную практику в плавсостав 1 кл. –матросом 2 кл.; в связи с окончанием плавательской практики уволен приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. Затем в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. проходил производственную практику в порту Шала. Приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. М. был принят на ТБ-ХХ рыбозавода; приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХг. переведен на ТБ-ХХ; приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. переведен СРБ-ХХ; приказом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ г. уволен по собственному желанию. Далее трудовая деятельность истца была продолжена в Карелрыбводе, где в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. он работал.

Как следует из материалов наблюдательного дела в отношении М. и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ХХ.ХХ.ХХ г. № ХХ страховой стаж истца составляет ХХ лет ХХ мес. ХХ дней; стаж работы в плавсоставе ХХ лет ХХ мес. ХХ дня. Отказ же в назначении досрочно трудовой пенсии по старости вызван тем, что, по мнению ответчика, стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет ХХ лет ХХ мес. ХХ дней, что меньше требуемого стажа – менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, ответчиком не учтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы истца на Сортавальском рыбозаводе с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. Основным мотивом для отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно является то обстоятельство, что портом приписки судов, на которых осуществлял трудовую деятельность истец, является г. Санкт-Петербург, который не относится ни к районам Крайнего Севера, ни к местностям, приравненным к таким районам.

Читайте так же:  Трудовой и коллективный договор презентация

С данной позицией ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Понятие «место нахождения судна» следует понимать буквально, т.е. как место физического нахождения судна. Под портом же приписки судна следует понимать порт его регистрации, т.е. порт, где в соответствующем реестре произведена регистрация судна и прав на него. Данное обстоятельств следует из толкования положений ст. 33 Кодекса Торгового мореплавания. Кроме того, из толкования положений ст. 363 НК РФ следует, что понятие место порт (приписки) используется только для учета и регистрации водных транспортных средств. Таким образом, указанные нормативные документы не связывают понятие «порт приписки» непосредственно с районом, где плавсостав на указанном судне осуществляет свою трудовую деятельность. Кроме того, из справки от ХХ.ХХ.ХХ г. № СЗФ -ХХ.Х-ХХ, полученной из Северо-западного филиала Российского Речного Регистра следует, что суда, на которых осуществлял плавание истец находились в Российском Речном Регистре только на классификационном учете. Из документов Сортавальского рыбозавода, находящихся на хранении в МУ «Архив Сортавальского муниципального района» следует, что флот рыбозавода по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ г. состоял, в том числе и из судов ТБ-ХХ, СРБ, МСТБ-ХХ. Таким образом, трудовая деятельность истца на указанных судах связана непосредственно с трудовой деятельностью на рыбозаводе, который и являлся балансодержателем судов.

Как следует из представленных лицевых счетов истца, за весь спорный период его деятельности на рыбозаводе ему ежемесячно начислялись северные надбавки и районный коэффициент. Из пояснений свидетеля Р. следует, что в период с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг. она работала на рыбозаводе. Всем работникам рыбозавода, в том числе и тем, кто ходил в озеро, начислялись на заработную плату процентные надбавки и районный коэффициент.

Из пояснений истца следует, что разрешение на лов рыбы (промысловый билет) выдавал Карелрыбвод. Указанный промысловый билет действовал только в Карельских территориальных водах Ладожского озера. Данное обстоятельство подтвердил свидетель К., показавший суду, что в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ работал на Сортавальском рыбозаводе. Промысел рыбы осуществляли в Карельских водах Ладожского озера, промысловый билет оформлялся Карелрыбводом. Данная организация не имела права на выдачу промыслового билета на лов рыбы в Ленобласти. К заработной плате ежемесячно начисляли северную надбавку и районный коэффициент. На ремонт суда гоняли в Петрозаводский порт.

Допрошенный в качестве свидетеля Г. показал суду, что работал в ФГУ «Карелрыбвод». В ХХ году после окончания института был направлен в лабораторию рыбозавода, по программе института СевРыбНИИ высчитывали квоты (лимиты) по вылову рыбы в Карельской части Ладожского озера. Был прикреплен на суда в бригаду М. Ходили только по Карельской части Ладожского озера. Возможности захода судов для лова рыбы в Ленобласть исключались, так как это нарушение Правил рыболовства. На заработную плату начисляли северные надбавки и районный коэффициент. Относительно приписки судов к г. Ленинграду указал, что это принято на период возможности военных действий, т.е. при мобилизации суда должны прибыть к порту приписки. В настоящее время все суда также приписываются к г. Санкт-Петербургу.

С учетом представленных доказательств суд считает, что факт работы истца в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. на рыбозаводе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При этом суд также учитывает и положения п.15 ст. 1 закона РК «о муниципальных районах в Республике Карелия» о том, что граница Сортавальского муниципального района проходит по водной поверхности Ладожского озера, как и других районов Республики Карелия.

Таким образом, принимая во внимание, что период работы истца с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. проходил в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж работы истца в указанных районах, необходимый для назначения требуемой пенсии составляет более чем 20 календарных лет (ХХ лет ХХ мес. ХХ дней плюс период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. – девять месяцев за каждый год работы) Указанное обстоятельство, (при доказанности факта работы в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) не отрицал и представитель ответчика.

Ссылку представителя ответчика на разъяснение Министерства речного флота РСФСР № 61 от 08.04.1974 г. суд находит несостоятельной, поскольку указанное разъяснение не опубликовано в установленном законом порядке, в связи с чем, не может быть применено для разрешения судебного спора.

Следовательно, на период обращения истца к ответчику для реализации своего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 9 п.1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях» М. имел право на назначение указанного пенсионного обеспечения.

Решая вопрос о дате назначения трудовой пенсии по старости досрочно, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ права и свободы в государстве в полной мере распространяются только на его граждан. Государство защищает и гарантирует права каждого своего гражданина как внутри страны, так и за его пределами.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Принимая во внимание указанные положения Конституции РФ, а также положения ст. 19 п. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и правоприменительную практику (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ № 15-ВО5-5) суд считает необходимым признать за М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взыскиваются судебные расходы в размере 100 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Требования, заявленные М. удовлетворить.

Признать за М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ г. в соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Обязать ГУ назначить М. в соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочную трудовую пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ г.

Взыскать с ГУ в пользу М. расходы по госпошлине в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья Летунова В.Н.

Судья: Летунова В.Н. гражданские дела: 1 инстанция: пенсионные споры

Входит ли плавательская практика в льготный стаж для пенсии пс.

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Смотря что под этим понимаете.

исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516)

«10. Период испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник.

11. Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей».

ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Объявляется набор в кадровый резерв капитана Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей.

Капитан бассейна ВВП должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трёх лет в должности капитана судна внутреннего плавания с главным двигателем мощностью более 550 киловатт или морского судна валовой вместимостью более 1500.

Капитан бассейна ВВП должен знать обязательные требования к судам, экипажам судов, судовладельцам, установленные КВВТ и в соответствии с КВВТ, процедуры государственного портового контроля, правила технической эксплуатации судов, судовых конструкций, машин и механизмов, международные договоры Российской Федерации в части безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнения с судов.

Для работы в Невско-Ладожском районе водных путей и судоходства (Шлиссельбург Ленинградской области) требуются:

  • Инженер в русловую изыскательскую партию, образование высшее «Гидротехническое строительство», работа навигационная в полевых условиях;
  • Производитель капитальных, выправительных и путевых работ-с высшим гидротехническим образованием, с опытом работы не менее 5 лет;
  • Мастер выправительных, путевых работ- со средним гидротехническим образованием, с опытом работы не менее 5 лет.
Читайте так же:  Заявление наследства документы

Оплата по результатам собеседования. Оформление согласно ТК РФ. Действует система оплат и надбавок.

Обращаться по адресу: Шлиссельбург, ул.Чекалова, дом 6, тел. (81362)74-441

Плавательский стаж

Добрый день, Евгений,

Для трудоустройства в нашу компанию в первую очередь необходимо наличие полного комплекта документов на должность моториста (УЛМ, мореходная книжка, загран. паспорт, сертификат вахтенного моториста, НБЖС, сертификат “Специалист по спасательным шлюпкам и плотам”, сертификат “Ознакомительный курс для работы на нефтяных танкерах”, включая мойку танков и систему инертных газов.).

Также необходимо иметь опыт работы на судах в должности моториста не менее 12 месяцев. Вакансии для мотористов 1 класса бывают достаточно редко, но для более точной оценки необходимо заполнить анкету на нашем сайте www.novoship.ru.

С уважением, Степанов О.А.

Добрый день, Олег Алексеевич.

Я курсант 5 курса МГА Ушакова, в этом году проходил у вас практику. Все очень понравилось. После получения диплома планирую вернуться к Вам. Но во до меня дошли слухи что собираются сокращать 4 пкм в 2013 году. Не могли бы вы дать свои комментарии по этому поводу. Спасибо

Добрый день, Иван.
В связи с тем, что наши суда работают в основном под флагами иностранных государств, для трудоустройства в компанию в должности моториста необходимо иметь определенный опыт работы в данной должности. Если у Вас имеется сертификат о прохождении курсов мотористов, возможно рассмотреть вопрос о направлении Вас на судно в должности моториста 2 класса.

Об утверждении Правил дипломирования членов экипажей судов

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 350. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 августа 2011 года № 915

Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 05.08.2011 № 915 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

В целях реализации Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила дипломирования членов экипажей судов.

2. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан привести в соответствие с настоящим постановлением ранее принятые нормативные правовые акты.

3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 апреля 2005 года N 350

Правила дипломирования членов экипажей судов

1. Общие положения

1. Настоящие Правила дипломирования членов экипажей судов (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте».
2. Правила определяют порядок дипломирования членов экипажей самоходных судов.

2. Дипломирование членов экипажей судов

3. Капитанам и штурманам судов, командирам земснарядов и их помощникам, механикам, помощникам механика и лицам, совмещающим вышеуказанные должности, помощникам механика по электрооборудованию, электромеханикам и их помощникам, прошедшим дипломирование, выдается диплом (приложение 1), а старшинам-мотористам судов, судоводителям-механикам судов мощностью от 55 кВт (75 л.с.) до 110 кВт (149 л.с.) — квалификационное свидетельство (приложение 2).
4. К дипломированию в соответствии с его назначением допускаются лица, имеющие соответствующее образование, указанное в пунктах 7 и 8 настоящих Правил и установленный стаж плавания. Дипломирование производится комиссиями территориальных подразделений уполномоченного органа.
5. Самоходные суда для целей дипломирования, в зависимости от эффективной мощности двигателей, обеспечивающих их движение, подразделяются на следующие группы:
1-я группа от 110 до 330 кВт (150 — 450 л.с.)
2-я группа от 331 до 550 кВт (451 — 750 л.с.)
3-я группа от 551 до 850 кВт (751 — 1150 л.с.)
4-я группа от 581 до 1620 кВт (1151 — 2200 л.с.)
5-я группа от 1621 и более кВт (2201 и более л.с.)
Земснаряды и землесосы подразделяются на группы в зависимости от их производительности:
1-я группа производительностью до 100 м 3 /час
2-я группа — от 101 до 250 м 3 /час
3-я группа — от 251 до 500 м 3 /час
4-я группа — от 501 до 700 м 3 /час
5-я группа — от 701 м 3 /час и выше
Суда мощностью свыше 150 кВт (200 л.с.) способные развивать скорость 35 км/час и более относятся к скоростным. Требования по образованию и плавательскому стажу выделены в специальном разделе.
6. В дипломе (квалификационном свидетельстве), выдаваемом лицам, прошедшим дипломирование, указывается группа судна (водоизмещающего, скоростного, земснаряда) и должность, на которую они могут быть назначены.
7. К дипломированию допускаются лица, имеющие соответствующее образование с представлением в территориальное подразделение следующих документов:
заявление произвольной формы;
удостоверение личности или паспорт;
документ о высшем или среднем профессиональном образовании (диплом);
документ, подтверждающий стаж плавания;
заключение медицинской комиссии о пригодности к работе на судне по состоянию здоровья.
Заявление о проведении дипломирования рассматривается уполномоченным органом в течение тридцати дней.
В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, об этом письменно сообщается лицу, представившему документы, не позднее семи дней с момента представления документов.
8. В соответствии с образованием к дипломированию допускаются:
на судна и земснаряды всех групп — лица, окончившие высшие и средние профессиональные учебные заведения по соответствующей специальности;
на суда и земснаряды 1-3 групп — лица, окончившие колледж (училище) по соответствующей специальности, кроме должностей капитанов пассажирских судов 2 группы, капитанов и первых штурманов 3 группы всех типов судов;
на суда и земснаряды 1 группы на все судоводительские, механические, электромеханические должности (кроме капитанов пассажирских судов), на суда 2 и 3 групп на должности третьего штурмана, третьего помощника механика, второго помощника электромеханика; на суда 2 и 3 групп на должности помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика, первого помощника электромеханика грузовых и буксирных судов при условии окончания 3 курса очного или заочного отделения колледжа (училища), курсов по подготовке командного состава судов внутреннего плавания;
на суда мощностью от 55 до 110 кВт (75-149 л.с.) лица, окончившие специальные курсы и прошедшие стажировку по управлению этими судами продолжительностью не менее 1 месяца.

3. Требования по плавательскому стажу

9. Лица, окончившие по судоводительским, судомеханическим (электромеханическим) специальностям высшие учебные заведения дипломируются на должности:
помощника капитана (второго штурмана), второго помощник (электромеханика) судов и земснарядов до 4 группы включительно (с учетом наличия практических навыков по управлению судами не менее трех месяцев) и помощника капитана (третьего штурмана), третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 6 месяцев — помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — помощника капитана (первого штурмана), первого помощник механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп и помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-4 групп (кроме капитана пассажирского судна);
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 30 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
10. В речных бассейнах, где по природным условиям продолжительность навигационного периода составляет менее шести месяцев, плавательский стаж работников флота, при дипломировании, приравнивается к шести месяцам. Лицам, не отработавшим полную навигацию, в стаж засчитывается фактическое время плавания.
11. Лица, окончившие судоводительские, судомеханические (электромеханические) отделения и отделения водных путей и сообщений колледжей (училищ), дипломируются на должность:
помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика), судов и земснарядов 1 — 2 групп и помощника капитана (третьего штурмана), третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп (с учетом наличия практических навыков по управлению судном не менее трех месяцев);
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 6 месяцев — помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-4 групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 — 2 групп, помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп, капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп; помощника капитана (первого штурмана), первого помощника капитана (электромеханика) судов и земснарядов всех групп;
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 30 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп (кроме капитанов пассажирских судов);
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 36 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-4 групп (кроме капитанов пассажирских судов);
при наличии стажа плавания в командных должностях в течение 42 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
12. Лица, окончившие колледж (училище) по судоводительской, судомеханической (электромеханической) специальности дипломируются на должность:
помощника капитана (третьего штурмана), третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп включительно и помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы (с учетом практических навыков по управлению судами не менее трех месяцев).
При наличии стажа плавания в командных должностях в течение:
6 месяцев — на должности помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-2 групп и помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы;
12 месяцев — помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1-3 групп, а прошедших стажировку по должности капитана, механика (электромеханика) в течение одного месяца — капитана, механика (электромеханика) судов земснарядов 1 группы;
18 месяцев — помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы;
24 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы.
13. Лица, окончившие курсы по подготовке командного состава судов внутреннего плавания, дипломируются (с учетом практического навыка по управлению судами не менее 6 месяцев) — на помощника капитана (третьей штурмана), третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до 3 группы включительно (буксирного и грузового флота); помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы.
При наличии стажа плавания в командных должностях в течение:
6 месяцев — на должности помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы и помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы (кроме пассажирских судов);
12 месяцев — помощника капитана (второго штурмана), второго помощника (электромеханика) судов и земснарядов 3 группы;
18 месяцев — помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы и капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 1 группы (кроме капитана пассажирского судна);
36 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов 2 группы (кроме капитана пассажирского судна).
14. Лица, окончившие высшие и средние профессиональные учебные заведения, могут быть допущены к дипломированию на должность капитана, механика (электромеханика) судов 1 группы (кроме пассажирских судов и транзита) после успешной стажировки на этих должностях не менее трех месяцев непосредственно в рейсе, подтвержденной характеристикой-ходатайством капитана или механика. Лица, окончившие курсы по подготовке комсостава, могут быть продипломированы на тех же условиях и на те же должности на суда мощностью до 225 кВт (300 л.с.).
15. Лица рядового состава со стажем плавания в должности рулевого моториста, электрика, лебедчика не менее 12 месяцев и успешно обучающихся не ниже 4 курса — в высших и 3 курса — в средних профессиональных учебных заведениях по соответствующей специальности могут дипломироваться на получение диплома третьего помощника механика (электромеханика) судов и землесосов до 3 группы включительно, а лица, ранее окончившие средние профессиональные учебные заведения, на тех же условиях могут быть продипломированы на занятие должности помощника капитана (третьего штурмана) судов и земснарядов до 3 группы включительно.
16. Студенты обучающиеся в высших учебных заведениях по судомеханической (электромеханической) специальности и специальности водные пути и сообщения при наличии стажа плавания в должности рулевого-моториста, электрика, лебедчика не менее 6 месяцев после 4 курса могут быть продипломированы на должность третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до 4 группы включительно.
17. Курсанты и учащиеся колледжей (училищ) по судомеханической (электромеханической) специальности и специальности водные пути и сообщения при наличии стажа плавания в должности рулевого-моториста, электрика, лебедчика не менее 6 месяцев после окончания 3 курса могут быть продипломированы на должность третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до 2 группы включительно.

Читайте так же:  Кредит под залог нового автомобиля

4. Требования по образованию и плавательскому
стажу командного состава скоростных судов

18. К дипломированию на занятие командных должностей на скоростных судах могут быть допущены лица с высшим или средним профессиональным образованием:
1) без опыта работы в командной должности на судах внутреннего плавания, но при наличии стажа плавания на скоростных судах в должности:
помощника капитана (третьего штурмана) — третьего помощника механика в течение 6 месяцев — на должность помощника капитана (второго штурмана) — второго помощника механика без права самостоятельного несения вахты;
помощника капитана (второго штурмана) — второго помощника механика в течение 6 месяцев из 18 — на должность помощника капитана (первого штурмана) — первого помощника механика соответствующей группы, после стажировки непосредственно в рейсах сроком до 3-х месяцев и сдачи зачетов;
помощника капитана (первого штурмана) — первого помощника механика соответствующей группы, в течение 12 месяцев из 30 — на должность капитана-механика.
2) с опытом работы в командной должности на судах внутреннего плавания, после стажировки на соответствующем судне сроком не менее 1 месяца непосредственно в рейсе и сдачи практического зачета по управлению этим судном капитану наставнику при наличии диплома:
помощника капитана (первого штурмана) судов внутреннего плавания не ниже 2-й группы и плавательского стажа в этой должности не менее 12 месяцев — на помощника капитана (первого штурмана) скоростных судов 3 группы;
помощника капитана (первого штурмана) судов внутреннего плавания не ниже 3-й группы и плавательского стажа в этой должности не менее 6 месяцев — на помощника капитана (первого штурмана) скоростных судов всех групп;
капитана судов внутреннего плавания 1 группы и плавательского стажа в этой должности не менее 18 месяцев — на помощника капитана (первого штурмана), а 24 месяца — на капитана скоростных судов 3 группы;
капитана судов внутреннего плавания не ниже 2-й группы и плавательского стажа в этой должности не менее 12 месяцев — на капитана скоростных судов 3 группы;
капитана судов внутреннего плавания не ниже 3 группы и плавательского стажа в этой должности не менее 6 месяцев — на капитана скоростных судов всех групп.
19. К дипломированию командного состава скоростных судов для перехода на скоростные суда группой выше без повышения должности могут быть допущены лица, имеющие стаж плавания в этой должности на предшествующей группе судов не менее 6 месяцев.
20. Лица, получившие дипломы командного состава скоростных судов, в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, могут быть продипломированы на должность помощника капитана (второго штурмана), второго помощника механика внутреннего плавания судов своей группы.
Последующее дипломирование лиц, имеющих дипломы помощника капитана (первого штурмана), первого помощника механика, капитана, механика скоростных судов может производиться при наличии стажа плавания не менее 6 месяцев в каждой должности.
21. Лица, командного состава скоростных судов, механической специальности (или совмещающие должности судоводителя и судомеханика) допускаются к работе только при наличии рабочих дипломов по механической специальности и прохождении очередного дипломирования как лица, работающего на судах внутреннего плавания.

Приложение 1
к Правилам дипломирования
членов экипажей судов

Образец диплома
(Описание)

1. Размер книжки диплома 105 х 140 мм, внутри которой размещается 1 лист. Надписи и разграфления на листах диплома выполнены краской черного цвета.
2. Обложка диплома из картона, покрытого лидерином синего цвета, на ней размещены выполненные золотистым цветом:
1) в верхней части — Государственный герб Республики Казахстан, под ним тисненная надпись на государственном и русском языках:
«Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан»
2) внизу крупным шрифтом — тисненная надпись «Диплом»
3. На внутренней стороне обложки:
1) в верхней части — размещен Государственный герб Республики Казахстан, под ним на государственном и русском языках:
Диплом N№__
Выдан________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
_____________________________________________________________

3) в нижней части, слева — место для фотокарточки, справа — на государственном и русском языках:
На основании Правил дипломирования членов экипажей судов.
4. На первой странице диплома размещены надписи на государственном и русском языках:
квалификационной комиссии при _______________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

Протокол N____
от «___»_______20__ года

имеет право занимать должность капитана____________________________
группы судов
5. На второй странице диплома размещены надписи на государственном и русском языках:
имеет право занимать должность капитана______________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
группы судов

от «_____»_______20__ года

Гражданин ___________________________________________________
_____________________________________________________________

имеет право занимать должность капитана____________________________
группы судов
6. На внутренней стороне второй обложки размещаются надписи на государственном и русском языках:
имеет право занимать должность капитана______________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
группы судов

Приложение 2
к Правилам дипломирования
членов экипажей судов

(Государственный герб Республики Казахстан)

________________________________________________________
(вкладыш, левая сторона)

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
N_____

Выдано гражданину__________________________________________
_________________________________________________________________

на основании положения о дипломировании экипажа судов внутреннего
плавания и постановления междуведомственной квалификационной комиссии при_____________________________________________________________
________________________________________________________________

200_ г. «__»_______ N ________ Протокола

Гражданин_________________________________________________
(вкладыш, правая сторона)
имеет право занимать должности _________________________________
групп судов, плавающих по реке (озеру)__________________________

Место для фото Председатель квалификационной комиссии
________________________________

Секретарь квалификационной комиссии
__________________________________________________________________