Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона, по устранению и предупреждению правонарушений

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;
  2. иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;
  3. требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  4. требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  5. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  6. проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

  • по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении;
  • по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);
  • в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • приносит протесты на противоречащие закону правовые акты;
  • обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными. Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону признано несоответствующим Конституции РФ, соответственно суды общей юрисдикции лишены полномочия признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным;
  • вносит представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона;
  • обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан;
  • Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

22.Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;

иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;

требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении;

по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

приносит протесты на противоречащие закону правовые акты;

обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными. Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону признано несоответствующим Конституции РФ, соответственно суды общей юрисдикции лишены полномочия признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным;

вносит представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона;

обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан;

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

Полномочия, направленные на выявление нарушений закона

Как было отмечено ранее, рассматриваемая группа полномочий имеет непосредственное отношение к проведению проверок исполнения закона, в силу чего их называют также проверочными. Отличительной особенностью таких форм волеизъявления является то, что применение большинства подобных полномочий осуществляется не только и не столько прокурорами-руководителями, но и прокурорами-исполнителями, на которых в основном и ложится основное бремя проведения проверочных мероприятий. При этом, безусловно, необходимо иметь в виду, что в отдельных случаях вопрос о применении тех или иных полномочий напрямую связан с наличием у прокурора особого статуса «уполномоченного прокурора» (например, в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД) или допуска определенной формы (когда речь идет о надзоре за исполнением законов на особо режимных объектах). Поскольку в последующих главах будет дана подробная характеристика отраслевой специфике рассматриваемой группы полномочий, мы ограничимся лишь перечислением их с указанием источников их закрепления.

Пунктом 1 ст. 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе:

  • • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует также отметить, что неотъемлемой составляющей надзора за исполнением законов является проверка законности правовых актов, издаваемых поднадзорными прокурору органами и лицами, в силу чего соответствующие документы проверяются прокурорами на предмет соответствия закону, причем в отсутствие информации об издании (принятии) кем-либо незаконного правового акта, что в условиях хорошо организованной работы создает предпосылки своевременности выявления дефектных документов. Сюда же можно отнести и право прокурора проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, предусмотренное ст. 9.1 Закона о прокуратуре.

Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе:

  • • рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • • разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • • использовать иные полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.

Статьей 21 Закона об ОРД предусмотрено, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При этом сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Где оформить оплату квартиры

Статья 37 УПК РФ наделяет прокурора следующими полномочиями но выявлению нарушений законов в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия:

  • • проверка исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2);
  • • истребование постановлений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (п. 5.1 ч. 2);
  • • рассмотрение представленной руководителем следственного органа информации следователя о несогласии с требованиями прокурора (п. 7 ч. 2);
  • • разрешение отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотвода (п. 9 ч. 2);
  • • ознакомление с материалами находящегося в производстве уголовного дела при наличии мотивированного письменного запроса прокурора (ч. 2.1).

В свою очередь, ст. 33 Закона о прокуратуре при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу он вправе:

  • • посещать в любое время соответствующие органы и учреждения;
  • • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.

Таким образом, приведенный выше перечень полномочий прокурора, направленных па выявление нарушений закона, подчеркивает наличие как общих форм волеизъявления (прежде всего в части проведения проверок), так и сугубо специфических, присущих конкретно взятой отрасли, ради чего, собственно, надзорная функция и подверглась законодательному обособлению. Единственным исключением из правила является сфера надзора за исполнением законов судебными приставами, в рамках которой традиционно применяются полномочия, присущие прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов (общего надзора).

60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений

60. Полномочия прокурора по устранению и предупреждению правонарушений

В отдельную группу можно выделить полномочия, связанные с предупреждением и устранением выявленных правонарушений.

1. Возбуждение уголовного дела: основания возбуждения уголовного дела, а также порядок возбуждения подчинены нормам УПК. После возбуждения уголовного дела оно по решению прокурора передается для производства предварительного следствия или дознания.

2. Возбуждение производства об административном правонарушении: про курорское постановление о возбуждении производства об административном нарушении выносится, если при осуществлении прокурорского надзора были выявлены соответствующие (имеющие признаки административного нарушения) факты. Как указано в Кодексе об административных правонарушениях РФ, прокурор передает постановление и подтверждающие правонарушение материалы в подведомственные органы, где дело рассматривается по существу.

3. Требование прокурора о привлечении нарушителей закона к иной установленной законом ответственности: это полномочие реализуется, если в ходе осуществления надзора были выявлены менее опасные правонарушения, чем преступления или административные нарушения (прежде всего, нарушения гражданского законодательства, повлекшие за собой материальный ущерб, а также дисциплинарные проступки).

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона: полномочие, предназначенное для целенаправленного решения задач профилактического характера.

5. Освобождение лиц, которые решением несудебных органов незаконно были подвергнуты административному задержанию: сущность данного полномочия – проверка правомочности органа, чьим решением было произведено задержание.

6. Опротестование правовых актов, противоречащих закону: прокурор уполномочен выдвигать требование о полной или частичной отмене правовых актов, противоречащих закону.

7. Внесение представлений об устранении нарушений закона: прокурор об ладает правом и обязанностью потребовать устранить факты нарушения закона, которые были выявлены в ходе осуществления прокурорского надзора.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

14 Декабря 2017

Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.

Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст.ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.2 ст.37 УПК.

Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.

Подготовлено управлением по надзору за процессуальной и
оперативно-розыскной
деятельностью прокуратуры области

Т е м а 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ (ОБЩИЙ НАДЗОР)

Должностные лица объектов надзора обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя незамедлительно.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, влечет за собой установленную законом ответственность.
Ответ на третий вопрос следует раскрывать следующим образом. Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, которыми в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» являются: протест, постановление, представление и предостережение. Выбор формы реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов).
Реагирование прокуроров должно быть своевременным и оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, динамичным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами предупредительно-профилактического характера
Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.
Протест прокурора не только его право, но и обязанность, поскольку во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.
Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (не соответствующие) закону акты, привести акт в соответствие с действующим законодательством, обращенном к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.
Опротестование правовых актов производится прокурорами в соответствии с их компетенцией и означает, что нижестоящие прокуроры не могут пользоваться полномочиями вышестоящего прокурора, тогда как вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров.
В необходимых случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании не соответствующих закону актов недействительными.
Протест приносится в письменном виде и должен содержать следующие обязательные реквизиты: название органа или должностного лица, которым приносится протест; наименование правового акта, находящегося в противоречии с законом; основания, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого правового акта закону; изложение существа нарушений; ссылка на закон, который нарушен; требования прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста; должностное положение, классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом необходимо о дне заседания этого органа сообщить прокурору.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.
До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

Читайте так же:  Можно ли оспорить завещание и в каком случае

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.
Заявления прокурора о признании недействительными нормативных актов, противоречащих закону и нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпринимателей, направляются прокурором в арбитражные суды.
Представление прокурора об устранении нарушений закона означает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенные к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.
Представление имеет письменную форму и содержит следующие реквизиты: наименование органа или должностного лица, которому вносится представление; вид нарушения закона, по поводу которого применяется данный акт прокурорского реагирования; краткое изложение установленных прокурором фактов нарушений законам их причин; список должностных и иных лиц, виновных в их совершении; требования прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения представления.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Постановление прокурора. Разновидностями постановлений прокурора, являющихся эффективными средствами устранения нарушений закона, являются постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка, и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному применять меры административной ответственности.
Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер и применяется, когда прокурор в процессе осуществления общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправные деяния, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителей общественных (религиозных) объединений и иных лиц.
Применение предостережений — исключительная компетенция прокурора и его заместителя.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам и не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Исключение составляет предостережение о недопустимости экстремистской деятельности.
Применению предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение оформляется в письменном виде и объявляется должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.
Вопросы для самоконтроля Раскройте задачи и содержание прокурорских проверок исполнения законов. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов. В каких случаях прокурорами привлекаются специалисты для участия в проверках исполнения законов? Что понимают под правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов? Перечислите реквизиты протеста и представления. Назовите основания вынесения прокурором постановлений и их виды. Какую роль играет предостережение о недопустимости нарушения законов в предупреждении правонарушений? Какие Вы видите пути повышения эффективности прокурорского реагирования на нарушения законов?
Практические задания Прокуратурой области было установлено, что администрацией Тамбовской области в 2004 г. было принято несколько незаконных постановлений и распоряжений.
В какой форме возможно реагировать на эти нарушения? Прокурор области принес несколько устных протестов на незаконные постановления Тамбовской областной Думы, принятые в 2005 г.
Правильно ли поступил прокурор области?
Рекомендуемая литература О прокуратуре Российской Федерации : комментарий к Федеральному закону / под ред. проф. Ю.И. Скуратова. — М., 1996. — С. 99 — 125. Руководство для прокуроров по общему надзору / под общ. ред. М.П. Малярова. — М., 1975.
Руководство для прокуроров : метод. пособие. — М., 1993. Николаева, Л.А. Прокуратура и законность в советском государственном управлении / Л.А. Николаева. — Л., 1978. Практическое пособие для прокуроров по общему надзору / под общ. ред. Н.А. Горшеневой. — М., 1977. Зверев, А.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о труде / А.Д. Зверев. — М., 1977. Берензон, Л.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов органами вневедомственного контроля и взаимодействие прокуроров с ними при осуществлении общего надзора / Л. Д. Берензон, Ю. Д. Гудкович. — М., 1976. Чурилов, А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о занятости населения : учеб. пособие / А.В. Чурилов. — М., 1994. Беркович, Е.Ф. Прокурорский надзор / Е.Ф. Беркович. — М., 1998. Викторов, И.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности : метод. пособие / И.С. Викторов. — М., 1998.

К вопросу о правовых средствах прокурора, участвующего в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

(Ергашев Е. Р.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2007, N 7) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ СРЕДСТВАХ ПРОКУРОРА, УЧАСТВУЮЩЕГО В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

Ергашев Е. Р., заведующий кафедрой правоохранительных органов и прокурорского надзора, старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры, кафедра правоохранительных органов и прокурорского надзора Уральской государственной юридической академии, Свердловская область, кандидат юридических наук.

Читайте так же:  Отчет о движении денежных средств это промежуточная отчетность

Для исследования вопроса о правовых средствах, применяемых органами прокуратуры Российской Федерации при осуществлении деятельности по участию в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, необходимо сначала обратиться к сущности и содержанию полномочий прокурора. Полномочия прокурора — это совокупность предоставленных государственному органу или должностному лицу субъективных юридических прав, возложенных на них юридических обязанностей, а также гарантий осуществления этих прав и обязанностей. Применительно к органам прокуратуры полномочия есть регламентированные законом возможности, предоставленные прокурору для осуществления им своих функций. Для осуществления как надзорной, так и ненадзорной деятельности органы прокуратуры в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделены соответствующими полномочиями, которые в зависимости от функций прокураторы базируются на различных принципах, таких как императивность, опосредованность прокурорской власти, использование метода убеждения как основного средства воздействия на различных субъектов и т. д. По своему целевому назначению полномочия прокурора можно подразделить на полномочия по выявлению правонарушения и полномочия по реагированию на выявленное правонарушение. Способами реализации полномочий по выявлению правонарушений являются как непосредственное восприятие прокурором самих правонарушений, например истребование приказов, распоряжений иных правовых актов и непосредственное ознакомление с ними, так и опосредованное их установление, например истребование объяснений от граждан и должностных лиц, привлечение специалистов для разрешения конкретных вопросов и т. д. Полномочия по реагированию на выявленные правонарушения устанавливаются законодателем исходя из возможностей, которыми наделяет органы прокуратуры закон. В соответствии с действующим законодательством существует две группы полномочий по устранению выявленных нарушений законности. Первая группа — это полномочия по устранению правонарушений (устранение правонарушений — полномочие, свойственное прокурору, участвующему в рассмотрении судами гражданских дел), а также причин и условий, способствующих им. Вторая — полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц. Перечисленные полномочия прокурора тесно связаны с правовыми средствами, поскольку последние вытекают из них . ——————————— Во многих учебниках по прокурорскому надзору под редакцией А. Ф. Козлова, А. Я. Сухарева, О. А. Галустьяна и других данный вопрос вообще не рассматривается.

Эффективному осуществлению прокурором законоохранительной функции в гражданском и арбитражном судопроизводстве способствует наличие у прокурора предусмотренных законом правовых средств для выявления, устранения и предупреждения нарушений законности. Выделение отдельных полномочий прокурора из совокупности прав, предоставленных лицам, участвующим в деле, обусловлено специальной целью участия его в процессе и, как следствие, особым правовым статусом по сравнению с другими участниками. Правовые средства представляют собой регламентированные действующим процессуальным законодательством и законодательством о прокуратуре Российской Федерации правовые действия прокуроров. Это совокупность различных действий, образующих строго определенную систему. Поскольку указанные правовые средства обусловлены полномочиями прокурора, то они, так же как и полномочия, подразделяются на два вида. К первому относятся правовые средства по выявлению правонарушений, ко второму — средства реагирования на выявленные правонарушения. Институт средств выявления нарушений законности частично используется при участии прокуратуры в рассмотрении судами гражданских дел. Данная позиция — «частично» — обусловлена следующей причиной: прокурор может лишь проводить ненадзорные проверки, допустим, за своими помощниками по участию в гражданских делах; за правовыми актами суда путем подачи частного, апелляционного, кассационного или надзорного представления с целью выявления незаконных судебных решений. Институт же средств реагирования на такие нарушения имеет место быть и выделяет подынституты: надзорные, которые также не применяются прокурором в данной сфере (протест, представление, постановление, указание и т. д.) и ненадзорные: исковое заявление, заявление, дача заключения и т. д. В научной литературе нет единого мнения о составе правовых средств на выявленные нарушения законности, а также причины и условия, их порождающие, используемых в суде. В. М. Перфильев выделяет среди них ходатайства и заключения прокурора . М. И. Эриашвили среди правовых средств прокурора выделил заявления, ходатайства, заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и заключение по существу дела в целом . М. В. Гадиятова упоминает о том, что современное гражданское процессуальное законодательство не позволяет выделять заключения прокурора в качестве его правовых средств. В соответствии со ст. 189 ГПК РФ прокурор дает заключения по делу в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, т. е. участия в процессе с целью дачи заключений по обязательной категории дел, предусмотренной законом . ——————————— Перфильев В. М. Методы и формы прокурорского надзора по выявлению и предупреждению гражданских правонарушений // Сборник аспирантских работ СЮИ. Вып. 3. 1964. С. 144 — 145. Эриашвили М. И. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 2003. С. 19. Гадиятова М. В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 94.

К средствам выявления правонарушений относятся прокурорские проверки. В данном направлении прокурорской деятельности прокурорская проверка есть правовое средство, представляющее собой обследование не поднадзорных органам прокуратуры судебных органов с целью выявления в их деятельности нарушений действующего законодательства. Прокурорские проверки имеют свою специфику, сущность которой заключается в том, что они касаются исполнения правовых предписаний. Особенностью прокурорских проверок является то, что они являются правовыми, поскольку прокуроры проверяют не работу поднадзорных субъектов, а соответствие деятельности субъектов либо издаваемых ими актов действующему законодательству . ——————————— См.: Ергашев Е. Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. 2007. N 1. С. 117.

Возникает вопрос, вправе ли органы прокуратуры проводить прокурорские проверки с целью выявления нарушений законности в не поднадзорных прокуратуре судебных органах? Ответ утвердительный. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд неправомерность подобных проверок, проведение их ни в коей мере не нарушает действующее законодательство, регламентирующее независимость судей и их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Особенность указанных проверок в том, что они направлены не на выявление нарушений законности, допущенных судом при отправлении правосудия, а на выяснение соответствия закону судебных актов, применения действующего законодательства со стороны прокуроров, участвующих в рассмотрении судами конкретных гражданских дел, а также обобщение судебной практики. Проводимые органами прокуратуры проверки как средства выявления правонарушений также подразделяются на виды по различным основаниям — признакам, по которым проводится различие. К данным признакам относятся: повод проведения проверки, объем проверки, проверяющие субъекты, целевое назначение проверки. Средства прокурорского реагирования в данном направлении деятельности представляют собой предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров по устранению выявленных нарушений законности. Средства прокурорского реагирования многочисленны, что обусловлено характером правонарушений. В связи с изменением функционального назначения органов прокуратуры, регламентации действующим законодательством надзорной и ненадзорной деятельности прокуроров, все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как их составляющая, также подлежат разделению на два вида: надзорные и ненадзорные. Ненадзорные средства прокурорского реагирования, применяемые в процессе участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел подразделяются на процессуальные, т. е. регламентированные процессуальным законодательством Российской Федерации (в первую очередь это ГПК РФ и АПК РФ) и непроцессуальные. К процессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты, а также исковые и иные заявления направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц и в интересах всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством. К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности, допущенных судами при рассмотрении конкретных гражданских дел. По своему целевому назначению ненадзорные средства прокурорского реагирования, применяемые при участии прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, подразделяются также на два вида: основные и сигнализационные. Основные средства — это средства прокурорского реагирования, прямо предусмотренные законом и несущие основную нагрузку (это в первую очередь акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством). Сигнализационные средства — это правовые средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения правонарушений (информационные письма, информации, доклады и т. д.).