1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности

Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности. Его предоставление регулируется Федеральными законами: от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», от 31.12.2002 г.

Право на пособие имеют лица, работающие по трудовому договору, государственные гражданские и муниципальные служащие, иные граждане, которые в период своей деятельности подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Это означает, что за них уплачивается ЕСН, который перечисляется в Фонд социального страхования РФ (ФСС) в виде страхового взноса. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие категории самозанятых лиц могут платить взносы в ФСС в добровольном порядке.

Государственным гражданским служащим, а также безработным пособие по временной нетрудоспособности предоставляется из средств федерального бюджета, а муниципальным служащим – из средств бюджета МСУ.

Лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, выплата пособия производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 г.

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в случаях:

— заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

— осуществления ухода за больным членом семьи;

— протезирования в стационарном специализированном учреждении;

— долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Пособие по временной нетрудоспособности (Приложение. Рис.37.) – это выплата, предоставляемая застрахованным лицам в целях частичной компенсации утраченного трудового дохода в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья.

Рисунок 37. Пособия по временной нетрудоспособности

К числу фактов, порождающих возникновение правоотношений по поводу выплаты данного пособия, относится не только сам факт наступления временной нетрудоспособности, но и факт ее наступления в период работы. Выплата пособия производится и в случаях, когда временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы или иной трудовой деятельности, а также в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Это правило распространяется и на лиц, уволенных с военной службы.

Пособие по временной нетрудоспособности (Правовые вопр.) Гарипов Рафик Садыкович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гарипов Рафик Садыкович. Пособие по временной нетрудоспособности (Правовые вопр.) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.05 : Екатеринбург, 1997 216 c. РГБ ОД, 61:98-12/26-0

Содержание к диссертации

Глава I. Теоретические основы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности

& 1. Понятие пособий по временной нетрудоспособности 9

& 2. Функции пособий по временной нетрудоспособности 34

& 3. Принципы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности 43

Глава II. История и ближайшие перспективы развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности

& 1. Становление советского законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности (период 1917 -1933 г.г.) 58

& 2. Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности в период управления социальным страхованием профессиональными союзами (период 1933-1992 г.г.)

& 3. Современное состояние проблемы дальнейшего развития законодательства,

регулирующего обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности 103

Глава III. Проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности

& 1. Право на пособие по временной нетрудоспособности 123

&2. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности 152

& 3. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности 172

Введение к работе

Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.

Действующая система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась в 80-е годы, то есть в предшествующем историческом периоде, причем значительная часть правовых норм основополагающего характера, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установлены в еще более ранние годы. В целом прогрессивные для своего времени, сейчас эти нормы в своем большинстве устарели. В них отсутствуют правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; действующие правила исчисления пособий ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Участие представителей, застрахованных в обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, расходовании средств социального страхования, носит урезанный и формальный характер; что же касается субъектов Российской Федерации, а также представителей работодателей (страхователей), то они полностью отстранены от решения данных вопросов. До сих пор не принято единого кодифицированного законодательного акта по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Это единственный вид пособий, правовое регулирование которых осуществляется подзаконными актами, причем в основном актами профессиональных союзов, либо ведомственными актами Фонда социального страхования.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, что влечет потребность в соответствующих научных исследованиях.

При проведении исследования автор опирался на научные работы общетеоретического характера и специальные работы по трудовому праву Александрова Н.Г., Бугрова Л.Ю., Булатова В.А., Молодцова М.В., Маврина СП., Орловского Ю.П., Пашкова А.С., Попова В.И., Смирнова О.В., Скобел-кина В.Н., Сыроватской Л.А., Шахова В.Д., праву социального обеспечения Андреева B.C., Батыгина К.С., Зайкина А.Д., Захарова М. Л., Ивановой Р.И., Симоненко Г.С., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и других. Этими авторами, в той или иной степени, затрагивались проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. Вместе с тем, исследования монографического характера по данной тематике долгие годы не проводились.

Вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности были посвящены диссертационные исследования Скободянюка Г.С. (1964 г.), Купиной Н.А. (1982 г.). Эти вопросы рассматривались в докторской диссертации К.С.Батыгина (1975 г.).

Указанные работы не утратили научной ценности, однако содержащиеся в них выводы и предложения нуждаются в критической оценке и переосмыслении с учетом происшедших политических и экономических изменений. Необходимость пересмотра ряда основополагающих начал, на которых строится правовое регулирование пособий по временной нетрудоспособности, определяется также предстоящей реформой законодательства о социальном страховании в целом и, в частности, законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом требуются новые подходы к определению понятия, функций и принципов пособий по временной нетрудоспо-

собности, нуждается в кардинальных изменениях регулирование права на пособие, порядка его назначения, исчисления размеров и выплаты.

Все эти вопросы должны получить принципиально новое теоретическое и прикладное освещение в комплексном монографическом исследовании. Настоящая диссертационная работа является попыткой осуществить это. Цели и задачи диссертационного исследования.

Цели данного диссертационного исследования заключаются в рассмотрении теоретических проблем правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, изучении истории и определении перспектив развития законодательства о пособиях, разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также правотворческой и правоприменительной деятельности.

Эти цели конкретизируются следующими задачами:

Выявить специфические особенности и уточнить понятие пособий по временной нетрудоспособности, определить их роль в системе социальных пособий и иных выплат социального характера.

Определить место правовых норм, регулирующих обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, в системе права социального обеспечения; раскрыть структуру указанной совокупности норм и регулируемых ими общественных отношений;

Установить функции пособий по временной нетрудоспособности с определением приоритетных, сформулировать принципы соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенствования законодательства.

Провести исторический анализ развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности, дать характеристику нормативных правовых актов, как регулировавших обеспечение пособиями в прошлом, так

и действующих, наметить пути совершенствования законодательства о пособиях.

5. Исследовать проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современный период.

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системного анализа и технико-юридический метод.

Читайте так же:  Жалоба в роснадзор на банк

Научной базой диссертации являются труды по общей теории права, конституционному, административному, гражданскому, трудовому праву, праву социального обеспечения, философские, экономические и медицинские исследования.

Нормативную основу исследования составили документы Организации Объединенных Наций, Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, Федеральных министерств и ведомств, ведомственные нормативные акты ВЦСПС и Фонда социального страхования РФ. Исследовались также декреты и постановления СНК СССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и РСФСР, ведомственные нормативные правовые акты Госкомтруда СССР за период с 1917 года.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в российской юридической литературе проведено комплексное исследование правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности.

В настоящей работе, в частности:

1) уточнены понятие и специфические особенности пособий по временной нетрудоспособности, определены их роль и значение в системе социальных пособий;

проанализировано содержание и определена структура общественных отношений, возникающих при обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности;

обосновано наличие в системе отрасли права социального обеспечения самостоятельного правового института пособий по временной нетрудоспособности, раскрыта его структура;

установлены функции пособий по временной нетрудоспособности, выявлены внутренняя соподчиненность и их соотношение с системой функций социального обеспечения;

предложена система принципов правового института пособий по временной нетрудоспособности, раскрыты их содержание и значение для совершенствования законодательства;

проведен исторический анализ нормативных правовых актов о пособиях по временной нетрудоспособности, дана их характеристика;

на основе критического анализа действующего законодательства сделаны предложения по его совершенствованию. В частности, обоснована необходимость принятия Федерального закона «О пособиях по временной нетрудоспособности», предложена его структура; обоснована необходимость разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности;

проанализированы вопросы права на пособие, исчисления пособий, их назначения и выплаты;

намечены тенденции и сделаны конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. В частности, обоснована необходимость и предложены правовые решения для создания юридического механизма реализации конституционного права на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности для всех трудящихся граждан, независимо от формы реализации трудоспо-

собности (в том числе в течение определенного времени после прекращения трудовой деятельности), изменения порядка его исчисления, определения минимального и максимального размеров пособий, усиления гарантий прав застрахованных при назначении и выплате пособий.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности могут быть использованы в законотворческой деятельности при реализации Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02 1997 г. 1 правоприменении, в учебном процессе, а также при подготовке учебной литературы по праву социального обеспечения.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена на кафедре социального права Уральской академии государственной службы и обсуждалась на заседаниях кафедры. Материалы исследования применялись автором в учебном процессе.

Основные положения работы опубликованы в 3 научных статьях и в учебном пособии.

Объем и структура работы. Диссертационная работа выполнена в объеме, соответствующем установленным ВАК требованиям.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Собр. законодат. РФ 1997.№ 10. Ст. 1173.

Понятие пособий по временной нетрудоспособности

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки дать единое понятие пособия путем конструирования ряда общих признаков, позволяющих, по мнению авторов, произвести их отграничение от смежных видов социального обеспечения. Так, В.С.Андреев определял пособия как все иные денежные выплаты, кроме пенсий, имеющие алиментарный характер и представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях.1 Р.И.Иванова акцентирует внимание на таком признаке, отличающем пособие от пенсии, как ограничение длительности, периодичность выплаты2. В.С.Сазонов дополнительно формулирует такие признаки, как общая целевая направленность пособий на оказание денежной помощи нуждающимся гражданам, независимость обеспечения пособиями от других источников доходов; назначение пособий, как правило, в твердых размерах3. Считают возможным выработать единое понятие пособия и такие авторы как Э.Г.Тучкова1, К.С.Батыгин, В.П.Галаганов2.

Данные признаки, однако, вряд ли могут быть применимы к пособиям по временной нетрудоспособности.

Признак алиментарности понимается в науке права социального обеспечения как обязательность и безэквивалентность предоставления социальных благ из специальных фондов для нетрудоспособных, формируемых за счет всего общества3. С экономических позиций алиментарность характеризуется обеспечением содержания всех нетрудоспособных или нуждающихся членов общества за счет прибавочного продукта4 . В отличие от этого, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются, как правило, только работающим гражданам за счет средств государственного социального страхования, формируемых из страховых взносов организаций-страхователей. Взносы на социальное страхование начисляются на заработную плату и включаются в издержки производства, входят в себестоимость продукции, работ, услуг, образуя часть необходимого продукта. Размеры пособия по временной нетрудоспособности непосредственно связаны с непрерывным трудовым стажем и заработком работников, то есть являются эквивалентными трудовому вкладу получателя пособия. Кроме того, размер пособия может быть увеличен в связи с неприменением организацией-страхователем ограничения суммы пособия по временной нетрудоспособности двумя та рифными ставками (должностными окладами) при наличии в организации средств социального страхования, предназначенных на выплату пособий согласно установленному нормативу1 . В этом случае размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от эффективности работы организации в целом. На наш взгляд, сказанное исключает возможность характери стики пособия по временной нетрудоспособности как выплаты социально алиментарного характера.

Равным образом представляются неприменимыми к пособиям по временной нетрудоспособности и признаки независимости обеспечения пособиями от других источников доходов, назначение пособия в твердых размерах. В отличие от других видов пособий, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в качестве возмещения утраченного заработка, что исключает возможность его получения наряду с оплатой труда или заменяющими ее выплатами. Вместе с тем пособие по временной нетрудоспособности может выдаваться независимо от получения пенсий и некоторых иных пособий.

Размер пособия по временной нетрудоспособности установлен в зависимости от фактического заработка. В твердой сумме ( 90% минимального размера оплаты труда) определяется лишь минимум пособия1.

Что же касается выдвигаемого в качестве характерного для пособий по временной нетрудоспособности признака ограничения длительности выплаты, то он, как представляется, также нуждается в уточнении.

Действительно, данное пособие выплачивается за период временной нетрудоспособности, которая понимается как невозможность выполнения работником своей обычной работы в виду нарушения функций организма или стечения жизненных обстоятельств в относительно непродолжительный период времени2. Однако в настоящее время срок временной нетрудоспо собности может составлять десять месяцев, а в исключительных случаях продляться до 12 месяцев. Продолжительность выплаты пособий в этих случаях уравнивается со сроками выплаты пенсий по инвалидности 2 и 3 группы, поскольку переосвидетельствование этих инвалидов производится ежегодно1 .

Таким образом, правовых оснований для разграничения пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности по признаку продолжительности выплаты не имеется. Критерием разграничения, на наш взгляд, являются не сроки, а характер нетрудоспособности. В медицинской литературе основой для различия временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности) признаются прежде всего клинический и трудовой прогноз, то есть предсказание течения и исхода болезненного процесса и сроков возможного восстановления трудоспособности2 . Так, согласно Положению о признании лица инвалидом, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г3, основаниями для признания гражданина инвалидом являются: нарушения здоровья со стойким

Функции пособий по временной нетрудоспособности

При исследовании понятия пособий по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о их функциях. Согласно методологии системного подхода функция есть проявление свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами1. Данное взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях, поэтому для функционирования тех или иных явлений характерна полиструктурность, наличие разноуровневых функций2.

В свете сказанного функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. Функции социального обеспечения и права социального обеспечения являлись предметом исследования многих авторов, которыми было предложено несколько подходов к данному вопросу. А.Д.Зайкин выводил функции права социального обеспечения непосредственно из задач данной отрасли права и относил к ним функцию материально-бытового обеспечения престарелых и нетрудоспособных; функцию охраны здоровья граждан; функцию социально-трудовой реабилитации инвалидов и пенсионеров по возрасту; демографическую функцию . А.Е. Козлов различал две основные функции социального обеспечения — индивидуальную и социальную2 . Я.М. Фогель основными функциями социального обеспечения считал функцию материального обеспечения в старости или по нетрудоспособности и социально-восстановительную функцию3 P.M. Цивилев и В.В. Рогожин к числу функций социального страхования по болезни относили функции обеспечения трудящихся средствами существования в период временной нетрудоспособности и функцию охраны и профилактики здоровья4. В.Ш. Шайхатдинов рассматривал две взаимосвязанные системы функций: функции социального обеспечения как системы общественных отношений и функции права социального обеспечения как совокупности правовых норм, опосредующих данные отношения. Определяя три основных функции социального обеспечения, — экономическую, социальную, семейно-бытовую (демографическую). Указанный автор выделяет в их структуре ряд подфункций. Экономическая функция реализуется в распределительной, обеспечительной и производственной подфункциях. Социальная функция, в свою очередь, подразделяется на защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции 1 .

Читайте так же:  Теория вероятности и математическая статистика учебное пособие

Как представляется, большинство из названных функций присущи пособиям по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Распределительная функция социального обеспечения, отражающая одну из основных его задач как регулятора распределения фондов потребления посредством определения конкретных способов и форм аккумуляции средств в специальных фондах, а также видов обеспечения, предоставляемых в определенных жизненных ситуациях, проявляется применительно к пособиям по временной нетрудоспособности путем определения круга застрахованных, имеющих право на получение пособия, а также конкретных страховых случаев (заболевание, травма, трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь члена семьи, карантин, санаторно-курортное лечение, протезирование), дающих право на получение денежных выплат из специального фонда. Экономической основой функционирования распределительного механизма является специальный Фонд социального страхования, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий1 . Обеспечительная функция социального обеспечения, направленная на предоставление достаточного уровня обеспечения нуждающимся гражданам, реализуется посредством оп ределения условий, порядка предоставления и размеров пособий по времен ной нетрудоспособности.

Становление советского законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности (период 1917 -1933 г.г.)

Исследование развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности в историческом аспекте позволяет выявить основные факторы социального, политического и экономического характера, влияющие на сущность и содержание правового регулирования пособий. Опыт законодательства предшествующих лет подтверждает либо опровергает сделанные выше теоретические выводы и обобщения, являющиеся основой для определения тенденций дальнейшего развития системы правовых актов, регулирующих условия и порядок назначения пособий.

Первые попытки регламентации отношений между рабочими и предпринимателями, установления ответственности последних за нанесение ущерба здоровью рабочих относятся к 1861, 1862, 1866 г.г. Постепенно, во многом стихийно стали формироваться структуры, цель которых состояла в социальной защите рабочих. Например, предприниматели взяли на себя расходы по медицинскому обслуживанию и оказанию медицинской помощи. В начале XX века (2 июня 1903 г.) был издан первый закон в основу которого был заложен принцип обязательного страхования рабочих от одного из видов социального риска. Круг действий этого закона распространялся только на рабочих фабрично-заводской, и горно-заводской промышленности. Личная ответственность предпринимателя не гарантировала рабочим получения пособия, если владелец предприятия оказывался финансово несостоятельным. Данный закон не давал прочной гарантии в возмещении ущерба рабочему, получившему увечье, поэтому стала очевидной необходимость перехода к обязательному государственному страхованию. 23 июня 1912 г. были изданы важные законы («О страховании на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастного случая»). Основной принцип прежнего законодательства — возложение на предпринимателя расходов на лечение рабочих был сохранен и в новых законах, предприниматель был обязан обеспечить только амбулаторную помощь, а также нести материальные издержки при внезапных заболеваниях и несчастных случаях.

Однако, эти законы имели существенные недостатки: рабочие не получали достаточного материального обеспечения в случае потери трудоспо собности, кроме того, их полностью отстраняли от управления страховым делом.1

История советского законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности берет свое начало с так называемой ленинской страховой программы, изложенной в резолюции «Об отношении к думскому законопроекту о страховании рабочих»2. В ней утверждалось, что наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование, причем все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, а все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство.

Радикальность и четко выраженная социальная направленность этой программы очевидны. Данная программа была основой и политической платформы большевиков в период, непосредственно предшествующий их приходу к власти. Об этом свидетельствует тот факт, что уже 13 ноября 1917 года было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании3. В нем говорилось, что Рабоче-крестьянское правительство немедленно приступит к изданию декретов о полном социальном страховании на основе рабоче-крестьянских лозунгов: 1. Распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту. 2. Распространение страхования на все виды потери трудоспособности, именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы. 3. Возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей. 4. Возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. 5. Полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Как видим, эти лозунги в основном соответствовали идеологии ленинской страховой программы. Вместе с тем нетрудно заметить, что в них бремя расходов по социальному страхованию целиком возлагалось на предпринимателей. Государство ввиду отсутствия экономических возможностей в данный период оказалось неспособным осуществлять данную функцию.

Значение этой программы для дальнейшего развития законодательства о социальном страховании и, в частности, законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности, весьма велико.

Право на пособие по временной нетрудоспособности

В юридической литературе право на пособие по временной нетрудоспособности рассматривалось исключительно как субъективное право работника, составляющее основное содержание конкретного правоотношения по поводу обеспечения пособиями. При этом предметом рассмотрения являлись условия возникновения права на пособие, а также его содержание, заключающееся в конкретных правомочиях застрахованного лица на получение пособия в определенных размерах \

Такой подход к исследованию права на пособие по временной нетрудоспособности вряд ли можно признать достаточным. Изучение данного вопроса на уровне конкретных правоотношений дает возможность выявить лишь частные недостатки или пробелы в существующей системе правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. Однако, данная система нуждается в коренном пересмотре в связи с произошедшими существенными изменениями как в общественной организации труда, так и в правовой системе в целом. В связи с этим представляется необходимым исследование права на пособие по временной нетрудоспособности производить с учетом указанных обстоятельств.

В теории права различаются как отраслевые, так и общие (общерегулятивные) правоотношения. В отличие от отраслевых правоотношений, выражающихся в определенных законодательством данной отрасли права правомочиях субъектов, общерегулятивные правоотношения характеризуются тем, что охватывают весь круг участников данных отношений и содержат общие для них правомочия.1 Соответственно право на пособие по временной нетрудоспособности может рассматриваться и как общее, и как конкретное правомочие.

В наиболее общем виде права граждан закрепляются на конституционном уровне. При этом следует учитывать, что соответствующие конституционные нормы обладают прямым действием, а нормы законодательных и подзаконных актов не могут противоречить им и ограничивать или сужать установленные Конституцией права и свободы граждан.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и в иных случаях, установленных законом. Анализ данной конституционной нормы позволяет сделать вывод о том, что право на социальное обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности в случаях заболевания или иных установленных законодательством случаях временной утраты трудоспособности принадлежит всем гражданам Российской Федерации. Всеобщий характер права на пособие по временной нетрудоспособности означает недопустимость его ограничения как в отношении отдельных граждан, так и каких-либо их категорий.

Вместе с тем очевидно, что само понятие временной нетрудоспособности предполагает наличие у гражданина определенных признаков или условий, при которых возможна реализация права на пособие. В частности, таким общим условием, на наш взгляд, является факт реализации способности к труду, поскольку именно ее временная утрата, влекущая невозможность исполнения трудовых функций и получения заработка или дохода, служит основанием для возникновения права на пособие.

Читайте так же:  Как расторгнуть договор с мон платин и отказаться от кредита

Следует подчеркнуть, что в настоящее время реализация способности к труду возможна в различных формах. В соответствии со статьей 37 Конституции государство гарантирует свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Таким образом, гарантируемая Конституцией свобода распоряжения трудоспособностью предполагает многообразие правовых форм ее реализации. Граждане участвуют в общественной организации труда как в качестве наемных работников, вступая в трудовые отношения с предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также с отдельными гражданами, так и в качестве членов хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов, основанных на личном трудовом участии. Способность гражданина к труду может быть реализована и в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, труда в крестьянском ( фермерском ) хозяйстве, а также в иных формах индивидуальной трудовой деятельности ( частные врачи, детективы, нотариусы, юристы и т.п. ) Наконец, гражданин вправе вступать в договорные отношения гражданско-правового характера, предметом которых являются в той или иной степени результаты его личного труда. Характерно, что наряду с традиционными видами таких договоров (подряд, поручение, комиссия ) новое гражданское законодательство предусматривает целый ряд новых, либо конкретизирующих названные, договоров, стороной которых может выступать гражданин, реализующий способность к труду ( договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, возмездного оказания услуг, на выполнение научно-исследовательских работ, опыт но-конструкторских и технологических работ, бытового подряда, агентирования и др.). Это свидетельствует о том, что данная форма реализации гражданами способности к труду приобретает довольно распространенный характер.

Таким образом, Конституция и действующее трудовое и гражданское законодательство предполагают многообразие правовых форм реализации гражданами способностей к труду. При этом, как справедливо указывает С.П.Маврин, прямое действие статьи 37 Конституции РФ означает, что закрепленный федеральным законодательством правовой статус работника стал сегодня обязательным в части минимума трудовых прав всех фактически трудящихся физических лиц независимо от вида их труда и организационно-правовой формы их допуска к трудовой деятельности.1 Аналогично этому на конституционном уровне закреплено также право каждого гражданина, реализующего свою трудоспособность, на получение социального обеспечения в случае болезни и иных, установленных законодательством, случаях. Исходя из этого, представляется, что право на пособие по временной нетрудоспособности как общее правомочие должно принадлежать всем гражданам, участвующим личным трудом в общественной организации труда, независимо от формы реализации ими своей трудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности: условия возникновения, отличительные признаки

Понятие пособия по временной нетрудоспособности, право на получение пособия

В соответствии со ст.183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28. 06.2014) // Собрание законодательства РФ от 07. 01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3. пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата работникам, связанная с временной утратой ими трудоспособности в связи с болезнью, материнством, уходом за заболевшим или несовершеннолетним членом его семьи, а также по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Временная нетрудоспособность — это невозможность временно выполнять работником своих трудовых обязанностей. Виды временной нетрудоспособности можно разделить на три группы:

медицинские — в связи с наличием противопоказаний к труду (при заболеваниях и травмах);

профилактические (санаторно-курортное лечение, отпуск по беременности и родам);

социальные (уход за больным членом семьи, протезирование).

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (далее — застрахованные лица).

В соответствии со ст.1.2 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ): Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29. 12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28. 06.2014) // Собрание законодательства РФ от 01. 01.2007. — № 1. — Ст. 18. обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (являются застрахованными лицами):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст.4.5 Закона № 255-ФЗ.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, который определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Назначение и выплата пособия осуществляются работодателем по месту работы (службы) застрахованного лица, кроме следующих случаев:

если страхователь зарегистрирован на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, назначение и выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом страховщика;

в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособия застрахованному лицу, назначение и выплата пособия осуществляются территориальным органом страховщика.

В случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему, либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.