Правовые полномочия частного детектива

§ 2. Правовой статус частного детектива и частного охранника

Частными детективами и частными охранниками могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года, имеющие юридическое образование или прошедшие специальную подготовку. Отсутствие юридического образования может быть заменено стажем практической ра­боты не менее 3 лет в следственных или оперативных подразделениях (для лиц, желающих заниматься частной детективной деятельностью) или в орга­нах внутренних дел и органах Федеральной службы безопасности (для лиц, желающих стать частными охранниками). Кроме того, необходимо, чтобы это лицо не состояло на учете по поводу алкоголизма, наркомании, психи­ческих заболеваний, не имело судимости за совершение умышленного пре­ступления, не было уволено из правоохранительных органов по компроме­тирующим их обстоятельствам. Работа в качестве частного детектива или частного охранника не должна совмещаться с работой в государственных ор­ганах. Частные детективные охранники не обладают правом на применение мер государственного принуждения, не могут проверять документы, вызывать к себе граждан, осуществлять принудительный осмотр автотранспорта, личный досмотр, обыск и т. д. Частным детективам запрещено осуществлять и оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной ком­петенции государственных оперативных служб.

Частный детектив осуществляет сбор информации, как правило, путем опроса граждан и должностных лиц, наведения справок, изучения предме­тов и документов, наблюдения с использованием средств видео-, аудиозапи­си, фотоаппаратуры. Он может использовать в случаях, определенных зако­ном, специальные средства (газовые баллончики, наручники и т. д.).

Частный охранник осуществляет меры физического и технического харак­тера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положения­ми о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, включая меры физического воздействия, примене­ние специальных средств и огнестрельного оружия. Охранник может задер­жать лицо, застигнутое на месте совершения преступления, и немедленно пе­редать его в орган внутренних дел.

Частные детективы и охранники обязаны неукоснительно соблюдать за­коны. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на законные права и интересы граждан, ставящие под угрозу честь, достоинство и инте­ресы иных лиц. Частным детективам запрещено собирать сведения, связан­ные с личной жизнью граждан, их политическими и религиозными убежде­ниями. Собранную информацию они не вправе разглашать, использовать вопреки интересам клиента. В то же время частным детективам и охранни­кам запрещено скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты совершенных или готовящихся преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, передавать свою лицензию третьим лицам.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов частными детективными и охранными предприятиями осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий.

Контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий, соблюдением ими Закона “О частной охранной и детективной деятельности” осуществляют органы внутренних дел. В случае выявления нарушений они вправе аннулировать лицензию.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Статьи о детективной деятельности

05.02.10 Что может частный детектив?

Согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности», в интересах клиента частный детектив имеет право собирать сведения и проводить наблюдение. О некоторых ограничениях в этой деятельности можно узнать из самого закона.

С разрешения правоохранительных органов, частный детектив может пользоваться данными из официальных криминалистических учетов и информационных систем: пофамильных картотек, картотек неопознанных трупов, дактилоскопических учетов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам, учетов преступлений по способам их совершения, учетов похищенных и утраченных паспортов и других личных документов.

Частная детективная деятельность в своей основе является сыском, т.е. сбором и проверкой интересующей клиента информации: сведений по гражданским и уголовным делам, а также сведений о личной жизни и поведении отдельных граждан. В некоторых случаях сбор таких сведений может нарушить конституционное право гражданина на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст.23 Конституции Российской Федерации). Поэтому Закон о частной детективной и охранной деятельности запрещает «собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц». Под запрет не попадает сбор сведений о дате, месте рождения, месте жительства и работе, учебе, служебной деятельности, об отношении к своим трудовым обязанностям, прошлой судимости или о фактах привлечения к уголовной ответственности и т.п.

Наблюдение – один из видов сыскной деятельности, оно осуществляется по договору с клиентом в соответствии с целями, указанными в статье 3 Закона. Все виды видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки за пределами жилых и служебных помещений разрешены.

Право сторон гражданского процесса собирать дополнительные сведения, которые могут в дальнейшем выступать в роли доказательств, — это важнейшая гарантия принципа состязательности.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе исследования и оценки представленных сторонами или истребованных судом доказательств. Судебные доказательства – это фактические данные (сведения), которые имею свойство относимости и значимы для правильного разрешения дела. Они должны быть выражены в предусмотренной законом процессуальной форме, получены и исследованы в строго установленном процессуальным законом порядке. Таким образом, суд собирает сведения исключительно на основании и в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, и не может быть субъектом договорных отношений с частным детективом по сбору сведений гражданскому делу.

Однако частный детектив может выступать в качестве свидетеля на суде, если в ходе сыскной деятельности по договору с участиком гражданского процесса ему стали известны важные обстоятельства. Согласно статье 69 ГПК РФ, частный детектив не относится к лицам, которые не могут быть свидетелями или могут отказаться от дачи показаний.

Собранные детективом сведения, при условии соблюдения правил допустимости и относимости, также могут служить доказательствами, если были соблюдены конституционные права неприкосновенности жилища, права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и телефонных переговоров и т. д. и с соблюдением ограничений деятельности частного детектива, установленных в ст.7 комментируемого Закона. Так, например, согласно ст. 77 ГПК РФ лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе, обязано указать, когда, кем и в каких условиях они осуществлялись.

В рамках сыскной деятельности детективы могут собирать информацию для деловых переговоров, выявлять некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, а также изучать рынок.
Дело в том, что при совершении сделки любая организация рискует быть дезинформированной о субъекте сделки, его реальных намерениях и условиях совершения сделки. Чтобы этого не случилось, необходимо заранее тщательно изучить коммерческую биографию партнера, его экономическую добросовестность, авторитет и т.д. Если у организации нет собственной службы безопасности, то оптимальным решением будет заключение договора с частным детективом.

Изучение рынка частным детективом отличается от маркетинговых исследований: оно носит более конкретный характер и предполагает сбор информации об участниках рынка конкретного товара, об особенностях его реализации на конкретной территории,и возможных неблагоприятных последствий для фирмы.

Кроме того, коммерческие или некоммерческие организации часто могут быть заинтересованы в проверке некоторых сведений о потенциальном работнике, которые позволили бы сделать вывод о его профессиональной пригодности и при решении вопроса о доступе к служебной тайне. По договору с коммерческой или некоммерческой организацией детективы могут выяснять биографические и другие данные работников с их письменного согласия. При этом необходимо соблюдать требования законодательства к сбору и обработке сведений.

Так, согласно п. 2 ст.86 ТК РФ при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника, работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. При этом все персональные данные работника следует получать у него самого.
Если же персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то на основании п.3 ст. 86 ТК РФ работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, источниках и способах получения персональных данных, а также о последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
При этом работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные о политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. Соответственно, выяснение этих данных не может быть предметом договора об оказании детективных услуг.

Как можно было заметить, указанные виды частной детективной деятельности аналогичны отдельным оперативно-розыскным мероприятиям, которые осуществляются органами дознания. Однако поиск граждан и имущества, которым занимается частный детектив, имеет при формальном сходстве существенное отличие от поиска без вести пропавших и утраченного имущества, который осуществляется органами внутренних дел и иными уполномоченными органами.

Как уже упоминалось, деятельность частных детективов носит частноправовой характер, осуществляется на основе договоров, предполагает возмездность. При этом физические или юридические лица, которые занимаются детективной деятельностью, должны обладать статусом частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, который на основании настоящего Закона и изданных в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, определяет объем прав и обязанностей, основания, условия и ограничения детективной деятельности.

Правовой статус частного детектива

(Кинчус Е. В.) («Административное право и процесс», 2007, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА

Кинчус Е. В., адъюнкт ВНИИ МВД России, старший лейтенант милиции.

Частным детективом в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в статье 3 этого Закона. Правовую основу данной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. На граждан, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий. А работа в качестве детектива должна быть основным видом занятости. Совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность (статья 8 Закона). Частным детективом могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением. Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажа практической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов. Не допускаются к частной детективной деятельности граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам; бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год. Обязательным условием для работы в качестве сыщика является получение лицензии органа внутренних дел. Для этого гражданин должен представить в органы внутренних дел по месту жительства анкету установленного образца; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие гражданство; документы, подтверждающие его гражданство и наличие образования (статья 6 Закона). Одновременно претендент на лицензию должен представить сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать в своей будущей работе. Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на пять лет. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверение личности детектива. За один месяц до истечения срока действие лицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет. Законом также определены средства и методы работы частных детективов. Частный детектив наделен широкими полномочиями. Он может проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а также осуществлять наблюдение. При осуществлении частной детективной деятельности допускается использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, технических и иных средств при условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио — и телефонной связи. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использовать специальные средства, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством Российской Федерации . ——————————— Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (приложение N 2).

Читайте так же:  Ходатайство как написать школа

Законом запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива. Незаконное применение специальных средств либо их применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий нарушения. Что касается предоставления права частному детективу владеть огнестрельным оружием и применять его, вопрос остается спорным. Частный детектив, которого, как правило, отличает опыт работы в правоохранительных органах и наличие соответствующего образования, в отличие от частного охранника не вправе использовать для выполнения своей работы огнестрельное оружие, в том числе и для охраны своей жизни. Точка зрения на данную проблему юристов, допускающих возможность владения оружием частным детективом, заслуживает внимания, но лишь при наличии действенного контроля за соблюдением соответствующих правил, установить которые для этого случая должен законодатель. Деятельность частных детективов должна осуществляться при неуклонном соблюдении законности. Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из установленных Конституцией Российской Федерации гарантий свободы вероисповедания, политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиента информацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересам клиента или в интересах третьих лиц. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество других лиц. Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую ответственность. Частный сыщик не вправе вызывать граждан и требовать от них дачи объяснений, проверять у них документы, производить личный досмотр, досмотр личного транспорта, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т. п. В определенных случаях Закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам. Частные детективы являются гражданами Российской Федерации. Поэтому на них в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Осуществляя свою деятельность, они нередко рискуют своей жизнью, здоровьем. Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и иных прав. Однако российское законодательство еще далеко от состояния, отвечающего надлежащим требованиям в данной сфере деятельности. Действующая нормативная база, регулирующая эту деятельность, нуждается в совершенствовании. Опыт, накопленный обществом и государством с начала развития рыночных отношений, свидетельствует о том, что многие теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности общества в целом, личности и собственности в частности не получили надлежащего разрешения. Необходимо повышение определенности регулирования данного вида деятельности, исключение пробелов и правовых коллизий в нормативной регламентации. Представляется целесообразным поставить вопрос и о выработке единых стандартов осуществления детективной деятельности, соответствующих международным требованиям к оказанию этого рода услуг и самой профессии, что, на наш взгляд, позволит обеспечить также должный уровень безопасности и правопорядка в стране.

Расширение полномочий для частных детективов – новый закон о судебных приставах.

На Улице Частного Детектива еще один небольшой, но все же праздник. Президент Российской Федерации сегодня подписал новый закон, существенно расширяющий права судебного пристава, и дающий ему дополнительные возможности для эффективного поиска должников. До этого розыском скрывшихся должников занималась исключительно полиция, а точнее оперативная служба МВД. Теперь и частный детектив и детективные агентства получили законное право, и шанс заняться этим профильным для них родом деятельности на полностью законных основаниях.

Что же открывает дорогу частному детективу в данном направлении? Зеленый свет зажегся после принятия Закона о Полиции, который дал право осуществлять поиск должников сотрудникам ФССП РФ, и о частных детективах там тоже есть упоминание. То есть, розыск должников теперь станет обязанностью судебного пристава, именно на приставов возлагается розыскная деятельность по отношению к должникам, которые тем или иным способом не хотят возвращать долги. При этом указывается, что они имеют право задействовать частных детективов для розыскных работ в отношении уклоняющихся от уплаты и не соблюдающих долговые обязательства. Сам механизм выглядит так: как вы уже догадались, обращение к частному детективу по поводу розыска должников будет исходить от стороны которой задолжали, а не от сотрудников ФССП. После этого между истцом по вопросу долга и детективным агентством заключается договор, на основании которого и будет проводиться дальнейшая следственная работа. А вот добытые частным детективом или детективным агентством данные о разыскиваемом, будут передаваться судебному приставу, который и запустит все необходимые для возврата долга процедуры, причем собранная частным детективам информация будет носить вполне официальный юридический статус для служащих судебной системы. Дальнейшая судьба ваших средств будет находиться в руках госслужб, но основанием для запуска механизма возврата долга будет служить розыскная работа, которую осуществил частный детектив.

Но у меня, как у частного сыщика возникает вопрос: действительно ли данный закон расширяет сферу деятельности детективного агентства и дает частному детективу дополнительные полномочия? По логике вещей, раз уж у клиента стремящегося вернуть свои кровные есть право на обращение к частному детективу, значит и детективное агентство имеет все права и полномочия для поиска должников. Однако, если открыть статью 3 Закона о частной детективной деятельности, то мы не найдем четкого упоминая права на данную услугу.

Вот примерное содержание вышеупомянутой третьей статьи закона о частном сыске:
Статья 3 затрагивает все виды охранных и сыскных услуг и дает их перечень. Нас в первую очередь интересует раздел: Частная детективная и охранная деятельность. Закон определяет ее как ту, что осуществляется в целях проведения сыска и охраны.
Таким образом, детективным агентствам позволяется осуществлять такие услуги, как:
I. Осуществление сбора данных по гражданскому делу на основе договора заключенному с одной из сторон процесса.
II. Частный детектив может проводить исследование ситуации на рынке, подготовку информации для переговоров по вопросам бизнеса, анализ надежности и серьезности партнеров, их кредитоспособности и сбор данных о их репутации.
III. В компетенцию частного детектива входит выявление случаев недобросовестной конкуренции, исследование обстоятельств связанных с незаконным использованием фирменных знаков и названий в коммерческих целях, и разглашения коммерческой тайны или других конфиденциальных сведений;
IV. Если есть письменное согласие, частный детектив имеет право собирать данные касающиеся биографии и другой информации о человеке с которым клиент собирается заключать контракт, трудовое или другое соглашение;
V. Частный детектив может осуществлять поиск без вести пропавших людей;
VI. Заниматься поиском имущества потерянного или утраченного физическими или юридическими лицами, предприятиями, организациями и т.д;
VII. По договору клиентом частный детектив может собирать информацию имеющую отношение к уголовному делу. После заключения контракта о сотрудничестве с участником уголовного процесса, в течении 24-х часов частный детектив должен предоставить письменное уведомление лицу, осуществляющему дознание, ведущего дело следователю или судебной инстанции, в которой на данный момент находится данное дело.

Читайте так же:  Доверенность на получение банковской карты и pin-конверта

Как мы видим, розыск должников в этом списке отсутствует. Неужели это означает, что поиск должников частным детективом остается занятием незаконным? Странно ведь, согласитесь, выходит. Клиент имеет законные основания для обращения в детективное агентство, а частный сыщик оказать ему помощь права не имеет, так как данная услуга отсутствует в списке разрешенных видов деятельности. Но частные детективы — народ изобретательный, уже поступают предложения объявлять должника пропавшим без вести, а после этого осуществлять его поиск .)

Шутки шутками, но проблема явно существует. Стоит, наверное, обратиться за разъяснениями к судебным приставам, и поинтересоваться, что об этом говорят их собственные нормативные акты для внутреннего пользования. И все равно, частный детектив оказывается в неопределенной ситуации, так как Закон несоизмеримо выше любых нормативных актов.
Но как оказывается, при более детальном и подробном рассмотрении Закона, столь необходимая частным сыщикам норма в нем присутствует.

В Федеральном Законе от 03.12.11 принятом Госдумой 23.11.11 и одобренном Советом Федерации 29.11.11, который числится за номером N 389-ФЗ и называется » Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», есть все, что нужно частному детективу по этому вопросу.

В первой статье этого закона, есть указание о дополнении Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности от 11.03.92, а именно 2-ой части ее третьей статьи пунктом № 8 в котором зафиксирована следующая информация:
IIIV. На основании договора с истцом частный детектив может осуществлять розыск лиц и их имущества, в случае, если эти лица являются должниками, и это подтверждено соответствующими исполнительными документами. Кроме этого детективные агентства теперь смогут искать детей, если соответствующие исполнительные документы, содержат юридически обоснованное решение забрать ребенка у данного лица.

Но для полного понимания ситуации все же требуются более точные инструкции и подробные разъяснения. Для частного детектива остаются открытыми множество технических вопросов связанных с организацией поиска должников, границами полномочий детективного агентства и т.д. Тем не менее, мы готовы с радостью признать, что список юридически закрепленных и законодательно обоснованных услуг частного детектива пополнился еще одним важным и значимым пунктом. Общая ситуация определенно меняется к лучшему.

Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно — розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  2. изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  3. установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  4. выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  5. поиск без вести пропавших граждан;
  6. поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  7. сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
  3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно — пожарной сигнализации;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно — сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

Раздел II. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

  • анкету;
  • фотографии;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
  • сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

  1. гражданам, не достигшим двадцати одного года;
  2. гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  3. гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
  4. гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
    Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.
  5. гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
  6. бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
  7. гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

  1. скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
  2. выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  3. собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  4. осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  5. прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  6. совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  7. фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
  8. разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
  9. передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Читайте так же:  Побои у жены

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Раздел III. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая — седьмая исключены. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Раздел IV. СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Смешанная охранно — сыскная деятельность

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно — сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Статья 14. Охранно — сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно — правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно — сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности).

Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Статья 15. Подготовка детективов и охранников

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие право юридического лица.

Разработка программ обучения, лицензирование указанных в части первой настоящей статьи учреждений и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:

  • предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
  • немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Статья 17. Применение специальных средств

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

  1. для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
  2. для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  1. для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
  2. для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
  3. для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Раздел VI. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Раздел VII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Раздел VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ И ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 21. Ответственность за создание незаконных детективных и охранных предприятий

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
11 марта 1992 года
N 2487-1