МДОУ детский сад «Росинка» г.Мышкин Ярославская область

  • Услуги населению
  • Организация и функционирование групп кратковременного пребывания детей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас с вашими малышами в МДОУ детский сад «Росинка»

в группу кратковременного пребывания «Вместе с мамой!»

Группа кратковременного пребывания поможет вашему малышу успешно адаптироваться к условиям детского сада, коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения.

Занятия прводятся 2 раза в неделю: среда, пятница с 11 до 12.30 вместе с мамами .

Принимаются дети с 1 до 3 лет.

Играя на занятиях, маленькие воспитанники лепят, рисуют, танцуют, поют, делают первые шаги познания окружающего мира вместе с мамой под руководством опытных воспитателей и специалистов ( музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и учителя-логопеда).

Ждём Вас и ваших малышей!

дополнительная информация и справки по телефону 2-12-61 или 8 905 634 65 57

или на сайте МДОУ детского сада «Росинка» rosinka-msh.edu.ru

Уважаемые родители,

с сентября 2018 г. начинаются занятия для

детей в возрасте от 1 года до 3 лет в ГКП.

Ждём вас с малышами на игровые занятия.

в 2018-2019 учебном году с вами работают:

воспитатели – Былкова Елена Владимировна, Макарова Елена Юрьевна;

музыкальный руководитель – Розанова Ольга Ивановна;

инструктор по физвоспитанию – Тюрина Татьяна Николаевна;

учитель-логопед – Шамина Любовь Николаевна.

Что такое ГКП?

ГКП – это Группа Кратковременного Пребывания ребёнка в детском саду.

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детского сада среди населения, заведующим МДОУ д/с «Росинка» при поддержке главного управления образования г. Мышкин, на основании приказа № 10/а от 20.08.2009 года были открыты дополнительные группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой».

Модели групп кратковременного пребывания детей детского сада «Росинка»

  1. Адаптационная группа «Вместе с мамой» для детей от 1,3 до 3 лет.

Цель: адаптация детей от 1,3 года до 3 лет к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.

Задачи

  1. Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
  2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
  3. Формирование умений общения со сверстниками.

Режим

Приём, 1-2 игровых занятия ( 5-10 минут согласно возрастных особенностей), совместная деятельность, игры, прогулка.

От 1 часа до 3часов в закрепленной 1-й младшей группе. Предусмотрен последующий переход на полное пребывание ребенка в ДОУ ( по заявлению родителей).

На протяжении всего времени с ребёнком находится один из родителей ( законных представителей).

Технологии

1. Программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е.
2. Элементы программы «Кроха»
3. Элементы программы «Ладушки»

Кадры

  1. Воспитатель.
  2. Младший воспитатель.
  3. Музыкальный работник
  4. Инструктор по физкультуре
  5. Учитель-логопед ( консультирование)

Образовательный процесс

  1. Содержание образования в Группе определяется образовательной (коррекционной) программой для дошкольных образовательных учреждений, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
  2. Образовательные программы: стандартно-типовые, дополнительные, коррекционные (специальные) — реализуются через специфичные для каждого возраста детей виды деятельности.
  3. Организация образовательного процесса в Группе регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем образовательного учреждения.
  4. . Продолжительность занятий и режим работы в Группах организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
  5. При организации работы с детьми используются формы работы :
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • подгрупповые.

Опыт открытия групп кратковременного пребывания в МДОУ показал, что в микрорайоне изменилось отношение к дошкольному образовательному учреждению: повышается авторитет среди родителей, налаживаются более тесные связи с медицинскими учреждениями, школой, учреждениями дополнительного образования. Бесспорным успехом можно считать и возникновение желания многих родителей перевода детей из групп кратковременного пребывания в обычную группу полного дня, где осуществляется полномасштабная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в различных направлениях.

С детьми проводятся игровые занятия ( совместная деятельность) на развитие речевого и эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, игры на классификацию по названию, цвету, форме и величине, знакомство с потешками, детскими стихами и сказками, как в традиционной, так и театрализованной технике обучения с учётом возраста и развития каждого ребёнка. Наши воспитатели и специалисты научат Ваших деток взаимодействовать в коллективе, а так же – рисовать и лепить; познакомят Ваших детей с пальчиковыми, артикуляционными играми; с песенками, музыкальными инструментами, научат двигаться под музыку; познакомятся с подвижными играми, доступными для раннего возраста.

На всех занятиях присутствуют и играют вместе со своими детьми мамы ( лица их заменяющие) , что способствует лучшему усвоению материала и параллельное обучение самих родителей методике игрового обучения детей данного возраста .

Рабочая программа (младшая группа) по теме:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ГБОУ ШКОЛА 2101 ПЛОЩАДКА 13 НА 2016-2017 УЧ.ГОД.

Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.

В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка — стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

3. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОО. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ГБОУ ШКОЛА 2101 ПЛОЩАДКА 13

НА 2016-2017 УЧ.ГОД.

Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);

2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка — стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

3. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОО. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения. Различные специалисты ДОО(воспитатели, методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, медсестры) постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Одним из направлений решения проблем, изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит существенно снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

Читайте так же:  Что такое двухсторонняя страховка

2.Теоретические основы программы группы кратковременного пребывания

2.1. Нормативно-правовые основы организации групп кратковременного пребывания.

Работа групп кратковременного пребывания в образовательной организации должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования группы кратковременного пребывания. Существует перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группу кратковременного пребывания:

1. Положение о группе кратковременного пребывания.

2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения группы кратковременного пребывания.

3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе«Образовательная деятельность» (в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей).

4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.

5. Смета расходов на содержание группы кратковременного пребывания.

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции.

8. Приказ оботкрытии группы кратковременного пребывания издает директор.

Основные гарантии защиты прав и законных интересов, поддержки детства представлены в Федеральных законах Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), и № 273-ФЗ, от 29.12.2012г.закона РФ «Об образовании». Документы отражают основные принципы государственной политики России в отношении детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей, являющихся первыми педагогами ребенка.

Модель этой группы – адаптационная и оздоровительная и впоследствии дети по желанию родителей переходят в постоянный контингент даннойобразовательной организации.

3. Основные задачи деятельности ГКП

Основной задачей открытия ГКП является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования.

Обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми.

ГКП создается в соответствии с основными направлениями деятельности ОО на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и для наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:

1).Обеспечения полноценного развития детей раннего возраста, не посещающих ОО, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

2).Обеспечения ранней социализации и адаптации их к поступлению в ОО;

3).Взаимодействия с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников;

4).Выравнивание стартовых возможностей для поступления в школу.

4.Задачи ГКП ГБОУ Школа 2101, площадка 13 . Работу в группе следует начать с анкетирования семей «Сотрудничество детского сада и семьи». Это поможет лучше развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и с взрослыми;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
  • облегчать адаптационный период детей раннего возраста;
  • обеспечивать воспитанникам комфортные условия пребывания в ОО;
  • реализовывать образовательную программу ОО с учётом кратковременного режима пребывания в дошкольном учреждении;
  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей 1.5-3лет состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.е. целенаправленное формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами для согласования воспитательных, ориентироваться в психолого-педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Это обогащение родителей знаниями об особенностях физического и психического развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Совместная работа специалистов (старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального работника, воспитателя по физической культуре) по реализации программы обеспечит педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, сделает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Досуговое направление в работе с родителями может оказаться не только самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволит родителям: увидеть изнутри работу педагогов по физическому воспитанию, музыкального руководителя; трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы в физическом воспитании; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Дети от 1.5-3 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения.

Работа с дошкольниками должна строиться на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, что означает:

  1. Убеждение в безграничных возможностях каждого ребенка в самосовершенствовании, опору на сильные стороны личности.
  2. Познание ребенком себя как человека. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  3. Предоставления детям возможностей для проявления во всем многообразии индивидуальных качеств в активной творческой деятельности.
  4. Признание ребенка как равноправного партнера взрослого.

7. Содержание программы

Данная программа представляет собой концептуально – обусловленный комплекс образовательной деятельности, рассчитанный на детей раннего возраста

В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:

  • музыкальные занятия;
  • занятия физической культурой;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • развитие творческих способностей;
  • изобразительная деятельность;
  • развивающие игры.

8. Длительность программы

Программа рассчитана для детей от 1.5-3 лет

Количество занятий в неделю 8 занятий с детьми от 1.5-3. лет.

Оптимальной групповой формой работы являются занятия в группе от 8 до 10 человек.

Педагог-психолог проводит занятия индивидуально или с подгруппой детей.

Музыкальные и физкультурные занятия проводятся фронтально.

Игровые ситуации, развивающие, пальчиковые, театрализованные игры проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от развития, а также от настроения детей.

10. Условия реализации программы.

Основой для успешной развивающей работы по программе «Играя, обучаюсь» является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учета индивидуальных особенностей, выявления на первичной диагностике психического развития, личностной сферы, физическое здоровье детей.

При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию и выполняли ее. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, специалист должен лишь направлять и объяснять.

11. Стратегии ГКП

  • Составление плана работы группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»;
  • Изучение потребностей родителей;
  • Определение эффективных форм и методов работы с родителями и детьми;
  • Разработка документации и обеспечение нормативной документацией;
  • Взаимодействие специалистов различных профилей: старшего воспитателя, воспитателя группы, педагога – психолога, старшей медсестры;
  • Сочетание диагностической, коррекционной, образовательной, воспитательной деятельности;
  • Создание атмосферы гуманности и благожелательности;
  • Обеспечение равных стартовых возможностей для всестороннего развития детей;
  • Использование средств современной психолого-педагогической науки и практики.

12. Комплекс программ, используемых для работы с детьми в ГКП «Играя, обучаюсь»

Дошкольное отделение ГБОУ Школа 2101работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (издание 2-е, исправленное и дополненное, 2011), разработанной в соответствии с действующими ФГОС. Наряду с базисной программой в ДОО используются парциальные программы, получившие гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» для работы с детьми дошкольного возраста.

Для физического развития и здоровья детей используется программа С. А. Лайзане «Физическая культура для малышей».

М.Ф.Литвинова«Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни ».

М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада» (раздел:Цель программы: постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием равновесием.развитие физических способностей)

Читайте так же:  Прожиточный минимум пособие по безработице

Трудовое воспитание осуществляется по программе и методическим рекомендациям С.Н.Теплюка. Цели: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

— формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Художественно– эстетическое развитие включает в себя:

развитие продуктивной деятельности Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года».Методическое пособие для воспитателей и родителей).И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» Рисование Цели: формировать интерес к рисованию, развивать мелкую моторику; -обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов; -развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; лепка Д.Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».Конспекты занятий).А.А.Грибовская,М.Б.Зацепина «Лепка в детском саду» Цель: развивать интерес к лепке, знакомство с пластическими материалами: глина, тесто,пластилин, тесто соленое; -развивать детское творчество; Чтение художественной литературы Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». Практическое пособие. Раздел: художественная литература. Цель: приобщение детей к художественной литературе; -формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений; -приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Музыкальноевоспитание Б.М. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду. Цель: приобщение детей к музыке, развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности;

Игроваядеятельность Л.Н. Галигузова «Развитие игровой деятельности». Е.Б. Никитины « Развивающие игры ». Цель: способствовать поддержанию хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

13.Содержание деятельности специалистов

  • Осуществляет методическое руководство над воспитательно-образовательной деятельностью специалистов группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь»
  • Ведет контроль и учет работы педагогического персонала группы кратковременного пребывания «Играя обучаюсь»
  • Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ОУ.
  • Содействует социализации воспитанников
  • Взаимодействует с семьями воспитанников, оказывает консультативную и практическую помощь в вопросах воспитания и развития детей
  • Способствует адаптации дошкольника к обстановке образовательного учреждения
  • Проводит диагностику психического развития
  • Осуществляет психологическое консультирование и просвещение

Воспитатель по физической культуре

  • Планирует содержание работы по физическому воспитанию, определяет ее виды, формы исходя из имеющихся условий
  • Осуществляет работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
  • Выполняет программу музыкального воспитания и эстетического развития детей с учетом специфики возраста воспитанников
  • Содействует реализации потенциальных музыкальных способностей воспитанников, формирует у них общую культуру, осознанное освоение образовательной программы
  • Осуществляет медицинское наблюдение в период адаптации к условиям детского сада вновь поступивших детей
  • Организует медицинское обеспечение: выполнение назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий по профилактике заболеваний

14.Условия реализации программы

В материально-техническом плане: работа группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» осуществляется в музыкальном зале, который оснащен техническими средствами, развивающими играми и игрушками для детей.

В методическом плане: педагогическая литература, диагностический материал, документация по группе кратковременного пребывания.

Основные педагогические условия: благоприятный психологический микроклимат, игровые зоны для детей, рабочие зоны для детей, рабочая зона для специалистов. 15.Работа с родителями

В рамках данной программы специалисты обеспечивают:

-консультирование родителей; -проведение родительских собраний; -ознакомление с современными игровыми средствами.

16. Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации программы предполагается оформление письменных отчетов специалистами группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» с выводами и предложениями по совершенствованию работы, возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.

17.Методы и средства контроля эффективности программы

Эффективность программы группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» может проверяться практическими способами: отслеживание регистрации звонков родителей, проверка журнала приема специалистов группы кратковременного пребывания и рабочего журнала специалистов, отзывами родителей о работе группы кратковременного пребывания. Работа группы кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» контролируется руководителем ГБОУ Школа 2101 и старшим воспитателем данного детского сада.

В результате реализации данной программы ожидаем повышение: -доступности дополнительного образования для неорганизованных детей дошкольного возраста; -востребованности воспитанниками и родителями реализуемых программ дополнительного образования детей; -качества дополнительного образования, реализуемого в данном образовательном

Содержание психолого-педагогической работы в ГКПФормирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина . Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка —маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма . Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков —цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки, пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Ознакомление с предметным окружением

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомлениес социальным миром

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т.д.). Ознакомление с миром природы Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Читайте так же:  Требования к управленцу

Зима . Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне. », «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом

и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т.д.).Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т.д.).

Формирование словаря . На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посегцения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд . Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых . Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, меняет полотенцадетского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.)

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.). Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно.