Проездной билет для сотрудника: как оформить и учесть

Во многих компаниях есть сотрудники, работа которых связана с постоянными разъездами по городу и прилегающим населенным пунктам. Обычно это курьеры, торговые представители, страховые агенты. А некоторым работникам приходится колесить по городу пусть и не постоянно, но с завидной регулярностью, например юристам, корреспондентам, мерчендайзерам и т. д. Да и самому бухгалтеру, особенно в отчетный период, иной раз приходится ездить едва ли не больше, чем курьеру.

Как правило, таким сотрудникам организация:

  • заранее покупает проездной билет — единый или на определенные виды транспорта, в зависимости от нужд;
  • постфактум компенсирует стоимость купленного ими билета.

Как приобрести билеты с минимальными потерями для кармана фирмы, мы и расскажем.

Закрепляем «разъездной» статус

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Работодатель вправе сам решать, чью работу отнести к разъездной.

Сотрудникам, чья работа носит разъездной характер, работодатель обязан возместить затраты, связанные со служебными поездками, в частности расходы на проезд. Перечень работ, профессий, должностей «разъездных» работников может устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актам и ст. 168.1 ТК РФ . Собственно, как и порядок и размеры возмещения расходов на проезд.

1) определить порядок возмещения «разъездных» расходов в локальном нормативном акте (например, в положении о разъездном характере работы), коллективном или трудовом договоре. Вот примерная формулировка:

3.1. В целях возмещения расходов на проезд Работникам с разъездным характером работы ежемесячно не позднее последнего рабочего дня текущего месяца выдается приобретенный за счет средств Работодателя единый проездной билет на автобус, троллейбус, трамвай, метро на следующий месяц. В случае приобретения Работником за собственные средства проездного билета Работнику возмещается его стоимость после представления такого билета в бухгалтерию. Расходы на проезд иными видами транспорта (например, маршрутное такси, пригородные электрички) возмещаются в аналогичном порядке.

3.2. Указанные в п. 3.1 Работники не позднее 3 рабочих дней по истечении месяца, на который были приобретены проездные билеты, обязаны сдать их бланки в бухгалтерию.

2) утвердить приказом руководителя или соответствующим приложением к локальному акту сводный перечень «разъездных» должностей:

Приложение № 1
к Положению о разъездном характере работы

Перечень профессий и должностей работников ООО «Карамель», постоянная работа которых имеет разъездной характер

3) прописать в трудовых договорах (или дополнительных соглашениях) конкретных работников по этим должностям, что их работа носит разъездной характе р ст. 57 ТК РФ . Вот примерная формулировка:

5.1. Работнику устанавливается разъездной характер работы.

5.2. При выполнении Работником трудовой функции он совершает служебные поездки в пределах Москвы, Химок, Мытищ, Долгопрудного.

5.3. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, установлены действующим в ООО «Карамель» Положением о разъездном характере работы, утвержденным 17.01.2011.

5.4. Поездки Работника, совершаемые за пределами населенных пунктов, указанных в п. 5.2 настоящего договора, являются служебными командировками и оформляются в установленном законодательством РФ порядке.

Если все вышеперечисленное будет сделано, то затраты на проездной билет в зависимости от способа его выдачи — предварительная покупка или последующая компенсация — будут учитываться следующим образом.

* Сейчас Минфин считает, что компенсации расходов за разъездной характер работы не входят в систему оплаты труда. А как отдельный расход подобные компенсации в закрытом перечне расходов упрощенцев не поименован ы ст. 346.16 НК РФ .
Однако в ст. 255 НК РФ прямо указано, что к расходам на оплату труда относятся начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, производимые в соответствии с законодательством РФ п. 3 ст. 255 НК РФ . То, что «разъездные» компенсации выплачиваются в соответствии с ТК РФ, очевидно. Более того, в 2008 г. Минфин сам говорил, что такие компенсации относятся к расходам на оплату труд а Письмо Минфина от 04.06.2008 № 03-03-06/1/344 . Но споры упрощенцев с налоговиками более чем вероятны, ведь ФНС тоже возражает, чтобы они учитывали «разъездные» расход ы Письмо ФНС от 14.03.2011 № КЕ-4-3/3943 .

Налогообложение и исчисление взносов при возмещении иных расходов на проезд (билетов на маршрутку, пригородную электричку и т. д.) производятся в том же порядке.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКОВ

После использования проездного его нужно принести в бухгалтерию. Ведь это документ, подтверждающий расходы. В случае невозвращения билета его стоимость может быть удержана из зарплаты работника.

Некоторые организации устанавливают у себя не компенсацию расходов на проезд, а фиксированную надбавку сотруднику за разъездной характер работы. Ее без проблем можно учесть и в расходах для целей налогообложения прибыли, и в «упрощенных» расходах.

Однако в этом случае надбавка будет считаться частью заработной плат ы ст. 129 ТК РФ . А значит, ее придется облагать НДФЛ и страховыми взносам и п. 1 ст. 210 НК РФ; Письмо Минздравсоцразвития от 26.05.2010 № 1343-19 . Получается, что установление надбавки более-менее выгодно только тем, кто платит взносы по пониженным тарифам.

Как отразить приобретение электронных проездных документов в налоговом учете.

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

Электронные билеты.

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

В контрольном купоне

электронного ж/д-билета
(Приказ № 322)

В маршрутной квитанции

электронного авиабилета
(Приказ № 134)

– дата и время заказа;

– станции отправления и назначения;

– дата и время отправления и прибытия поезда;

– номер и тип вагона;

– класс обслуживания (категория поезда – если применяется);

– номер места в вагоне;

– наименование и (или) код перевозчика;

– признак купе (женское, мужское или смешанное – если применяется);

– сведения о пассажире – Ф. И. О. и реквизиты документа, удостоверяющего личность;

– тариф (билет, плацкарта);

– итоговая стоимость перевозки (в том числе НДС);

– сборы (если применяются);

– наименование агентства/перевозчика, оформившего билет

– сведения о пассажире (для внутренних перевозок – Ф. И. О. и реквизиты документа, удостоверяющего личность, для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);

– наименование и (или) код перевозчика;

– дата и время отправления рейса;

– наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;

– тариф и (или) эквивалент тарифа (если применяется);

– итоговая стоимость перевозки;

– сборы (если применяются);

– наименование и (или) код класса бронирования;

– код статуса бронирования;

– наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;

– норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению);

– уникальный номер электронного билета

Налоговые последствия.

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

Налог на прибыль.

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).

Читайте так же:  Продажа недвижимости налог ндфл 13

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

Обратите внимание:

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/[email protected]).

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).

Вычет НДС.

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):

  • на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок [3] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/[email protected]

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).

Обратите внимание:

Указание в маршрут/квитанции электронного авиабилета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03‑07‑11/30876).

К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.

[1] «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте».

[2] «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

О. П. Гришина , эксперт журнала

«А ктуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения » № 8 август, 2017 год.

Что значительно упростит учет проездных билетов, купленных для сотрудников

Почему этот документ важен: Журнал учета проездных билетов поможет контролировать их использование. А также обосновать деловую цель поездок работников для налогового учета.

В чем часто ошибаются: Забывают указать дату и время, когда работник вернул корпоративный проездной обратно.

Когда потребуется документ

Ваши сотрудники в течение дня, выполняя служебные задания, часто пользуются общественным транспортом? Тогда скорее всего вы оплачиваете им расходы на проезд по городу. Тут есть несколько вариантов. Можно выдавать деньги под отчет. И работники сами будут покупать себе проездные билеты, а потом отчитываться. Или руководство может установить таким сотрудникам фиксированные надбавки к зарплате. Размер подобных доплат будет в пределах примерных ежемесячных трат на проезд.

Если ваша компания на упрощенке

Рекомендации, данные в статье, будут интересны и упрощенщикам. Но стоимость проездных получится списать только в составе расходов на оплату труда. При этом придется исчислить НДФЛ и страховые взносы.

Но вот еще один вариант — закупать проездные билеты за счет компании. А затем выдавать их сотрудникам на руки по мере необходимости. При этом варианте проще контролировать расходы компании на проезд работников.

Руководство вашей компании склоняется больше к выдаче проездных? Для такого случая и стоит завести специальный журнал учета билетов. В нем вы будете фиксировать, кому из сотрудников выдали проездной документ, когда тот его получил и когда вернул (подробнее читайте дальше и см. образец ниже).

Как составить и вести журнал учета проездных билетов

В первую очередь в журнале вы будете отмечать всех работников, которым выдаете проездные. Поэтому предусмотрите в этом документе графу, где вы укажете фамилию, имя, отчество сотрудника и его должность (1).

Еще одна важная графа для заполнения — пункт назначения (2). Информация из нее поможет в случае проверки доказать налоговикам, что работники брали проездной билет для служебных, а не личных целей. И тогда вы без проблем сможете признать расходы на приобретение таких проездных в налоговом учете.

Правда, не всегда удастся вписывать точный пункт назначения. Скажем, бухгалтер или кассир едет по месту назначения — в банк — прямо из офиса. В тот же день они возвращаются на работу и сдают билет. В таком случае назвать пункт просто — он один. Но билет вы можете выдать работнику сразу как минимум на месяц. Здесь уже указать место назначения не получится, в журнале можно проставить прочерк (3).

Вести журнал учета проездных билетов поручите отдельному сотруднику.

Читайте так же:  Российское гражданство по упрощенной схеме 2018

Также в журнале надо зафиксировать номер переданного в пользование проездного (4), указать дату и время (5) его выдачи. По факту возврата — соответствующие дату и время (6). И наконец, при получении и возврате работник должен ставить в журнале свою подпись (7).

Кстати, как вариант, вы можете поручить вести журнал какому-нибудь работнику. Например, секретарю. И всю ответственность за учет проездных возложить на него. То есть он может ставить подпись в том, что выдал билеты. А затем в том, что проездной документ сдан в бухгалтерию. Для этого вы можете ввести дополнительные графы.

Кому в компании положены проездные билеты

Понятно, что обеспечивать проездными ваша компания будет не всех работников, а только тех, кто в них нуждается в силу своих обязанностей. Например, это могут быть сотрудники, которые работают в разъездном режиме — курьеры, торговые представители, менеджеры по продажам, экспедиторы. По решению руководства таковыми можно признать и других работников, которые вынуждены ездить за пределы офиса в рабочее время по производственной необходимости. В частности, бухгалтеры и юристы.

А может, ваша компания оплачивает проезд некоторым работникам, чтобы те добирались из дома до офиса и обратно.

В любом случае список тех, кому вы разрешаете пользоваться проездными билетами, надо закрепить в отдельном приказе. Образец такого приказа вы найдете ниже.

Кроме того, обязанность компании компенсировать своим сотрудникам расходы на проезд, в том числе выдавать проездные билеты, пропишите в коллективном или трудовых договорах (допсоглашениях к ним).

Как отразить затраты на проездные билеты в бухгалтерском и налоговом учете

В бухучете оплаченные проездные билеты учитывайте на счете 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы». Это следует из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н . При этом затраты на покупку проездных билетов можно отнести на расходы по обычным видам деятельности ( п. 5 ПБУ 10/99 ).

В налоговом учете стоимость проездных билетов отнесите к прочим расходам на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Разумеется, при условии, что сотрудники ездили в деловые поездки, а не по личным делам. Тогда налоговики не будут против ( п. 2 письма ФНС России от 6 августа 2010 г. № ШС-37-3/8488 ). Но помните, что учесть в налоговой базе сумму проезда можно, только если компания обязана оплачивать такие расходы согласно трудовому или коллективному договору ( ст. 255 , п. 21 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

А как быть с налогом на доходы физических лиц сотрудников? Как правило, исчислять НДФЛ не придется. Ведь вы выдаете работникам проездной для выполнения их трудовых обязанностей ( ст. 41 Налогового кодекса РФ , письмо Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-05-01-04/117 ). То же касается и страховых взносов ( подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ ).

Служебный характер поездок можно подтвердить записями в журнале учета проездных билетов и приказом. Да и сложно проследить за тем, чтобы сотрудники не использовали билеты для личных целей. К тому же проездные зачастую безлимитные, просто действуют они ограниченный период.

Об утверждении Правил организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 сентября 2013 года № 742. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 октября 2013 года № 8853.

В соответствии с подпунктом 26-1) пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан.

2. Комитету транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Мейрбеков Е.Н.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Скляр Р.В.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Правила организации продажи проездных документов (билетов)
на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан
1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» и определяют порядок организации продажи проездных документов (билетов) пассажирам, продления срока действия, возврата платежей за неиспользованные проездные документы (билеты), переоформления проездных документов (билетов), в пунктах продажи перевозчиков и уполномоченных перевозчиком лиц — пассажирских агентств.

2. Для проезда в пассажирском поезде пассажиру необходимо иметь проездной документ (билет), а перевозчик или уполномоченное им лицо — пассажирское агентство оформляет проездной документ (билет), при наличии свободного места, до указанной пассажиром станции назначения.

3. Перевозчики организуют продажу проездных документов (билетов) на поезда своего формирования, также на пассажирские поезда, формирования других перевозчиков на основании заключенных договоров.

3-1. В случае, если перевозчик оказывает пассажирскому агентству услуги по организационно-технологическому сопровождению оформления проездных документов (билетов) и относит связанные с данной услугой расходы на стоимость проезда, то перевозчик может организовать продажу проездных документов (билетов) через билетные кассы пассажирских агентств на основании заключенных безвозмездных договоров.

Сноска. Правила дополнены пунктом 3-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.01.2016 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

4. Во всех пунктах продажи обеспечиваются достоверной информацией (в наглядной и доступной форме) для пассажиров об оказываемых услугах, в том числе:

перечень услуг при продаже проездных документов (билетов) и их стоимость;

сведения о юридическом лице, оказывающим услугу по продаже проездных документов (билетов);

сроки продажи проездных документов (билетов);

время работы пункта продажи.

5. Продажа проездных документов (билетов) на пассажирские поезда производится с помощью терминалов автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками (далее — АСУ) (автоматизированный способ), электронные терминалы, интернет — ресурсы, по ручной технологии через диспетчерский терминал (далее — ДТМ) (неавтоматизированный способ), билетопечатающие автоматы (далее — БПМ) на пригородные поезда.

5-1. Перевозчик организовывает продажу проездных документов (билетов) в пути следования поезда через АСУ посредством терминального оборудования АСУ.

Продажа проездных документов (билетов) на станциях, где отсутствуют билетные кассы, осуществляется в порядке, установленной частью первой настоящего пункта.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.06.2016 № 515 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. При организации продажи проездных документов (билетов) пассажирам предоставляются следующие обязательные услуги:

1) продажа проездных документов (билетов);

2) возобновление (оформление плацкарты) проездных документов (билетов), в случае остановки пассажира в пути следования в течение срока действия проездного документа (билета);

3) возврат проездных документов (билетов);

4) переоформление проездных документов (билетов);

5) оформление проездных документов (билетов) для перевозки организованных групп пассажиров.

7. Также предоставляются дополнительные услуги, за которые может взиматься плата:

1) оформление заказов по телефону;

2) доставка железнодорожных проездных документов (билетов) по месту требования клиента.

8. Информация о стоимости и видах дополнительных услуг должна быть доведена до пассажира путем размещения на видном месте в пункте продажи, а при оказании услуг по телефону путем непосредственного информирования.

9. Продажа проездных документов (билетов) осуществляется в сроки:

от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота пассажирского поезда, вагонов беспересадочного сообщения, с промежуточной станции в зависимости от режима продажи или наличия мест;

от 10 суток до отправления поезда на пригородные поезда;

Продажа проездных документов (билетов) прекращается за 5 минут до отправления поезда.

10. Продажа проездных документов (билетов) в вагоны беспересадочного сообщения производится:

пассажирам, следующим до станции назначения этих вагонов или станций, расположенных на участке отклонения от основного маршрута поезда — в предварительном режиме;

пассажирам, следующим до станции отклонения от основного маршрута следования поезда — за 72 часа до отправления поезда.

11. Разрешается оформление проездных документов (билетов) на всех станциях от любой станции, включенной в АСУ и открытой для выполнения пассажирских операций.

12. При отсутствии прямого поезда до станции назначения пассажира, допускается оформление проездных документов (билетов) с пересадкой на какой-либо станции (согласованные) поезда.

При этом продажа проездных документов (билетов) осуществляется с учетом разницы не менее 3 часов между временем прибытия пассажира на эту станцию и его отправлением с этой станции при наличии мест.

Читайте так же:  Страхование сегодня осаго

13. Пассажир при необходимости может выехать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), при наличии в нем свободных мест. Для этого пассажиру необходимо переоформить проездной документ (билет). Переоформление проездного документа (билета) на другого пассажира не допускается.

Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

14. Переоформление проездных документов (билетов) без изменения фамилии и инициалов, на ранее уходящий поезд, до отправления которого осталось менее 24 часов допускается в следующих случаях:

1) при замене номера поезда на ранее уходящий;

2) при замене типа вагона на высшую категорию;

3) при замене одновременно номера поезда (на ранее уходящий) и типа вагона;

4) при замене мест в одном вагоне на места в другом вагоне того же типа;

5) при замене номера места в одном и том же вагоне.

При отсутствии прямого поезда до станции назначения пассажира, допускается оформление проездных документов (билетов) на «согласованные» поезда.

При этом продажа проездных документов (билетов) осуществляется с учетом разницы не менее 3 часов между временем прибытия пассажира на эту станцию и его отправлением с этой станции при наличии мест.

15. Переоформление проездных документов (билетов) осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13714) (далее – Правила перевозок).

Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

16. Организация продажи проездных документов (билетов) включает в себя следующие операций: оформление, переоформление, возврат проездных документов (билетов), возобновление поездки (оформление плацкарты), в случае остановки пассажира в пути следования в течение срока действия проездного документа (билета).

17. Оформление проездных документов (билетов) осуществляется на основании документов пассажира, указанных в Правилах перевозок.

18. Проездной документ (билет) оформляется за наличный расчет или по безналичному расчету.

19. Оформление остановки в пути следования, оформление прекращения поездки пассажира в пути следования, продление срока действия проездного документа (билетов) осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок.

20. Исключен приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

21. Пассажирское агентство за продажу железнодорожных проездных документов (билетов) может устанавливать плату за агентские услуги (сервисный сбор), не входящую в стоимость железнодорожного проездного документа (билета), с размещением в пассажирском агентском пункте на видном месте информации о размере такой платы.

22. Продажа проездных документов (билетов) на перевозку организованных групп пассажиров осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок.

23. Возврат платежей за неиспользованные проездные документы (билеты) производится на условиях, определенных Правилами перевозок.

24. Проездные документы (билеты) оформляются на государственном и/или русском языках.

25. Подчистки, исправления на проездных документах (билетах) не допускается. В проездных документах (билетах), оформляемых на промежуточных станциях, допускается вручную исправление номера поезда в случае, если он изменяется по ходу следования.

2. Порядок оформления проездных документов (билетов)
автоматизированным способом

26. Оформление проездных документов (билетов) производится на бланках установленного образца в соответствии с требованиями Технологического процесса эксплуатации межгосударственной системы АСУ «Экспресс» государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденного на 48 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в городе Бишкек от 28-29 мая 2008 года.

27. При оформлении проездных документов (билетов) через АСУ «Экспресс» сведения печатаются БПМ, подключенным к терминалу этой системы.

28. На проездной документ (билет) наносится следующая информация:

1) код дороги и условное обозначение железнодорожной администрации;

2) наименование документа;

3) номер проездного документа (билета);

5) дата (число, месяц) и время отправления (часы, минуты) поезда;

6) тип и номер вагона, класс обслуживания;

7) стоимость билета;

8) стоимость плацкарты;

9) количество человек;

10) вид проездного документа;

11) форма оплаты;

12) наименование перевозчика, серия и номер свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость;

13) наименование станций отправления и назначения (коды станций);

14) номер места в вагоне;

15) бизнес-идентификационный номер перевозчика;

16) защитный код;

17) номер заказа в АСУ;

18) дата оформления проездного документа (билета);

19) время оформления проездного документа (билета);

20) номер пункта продажи проездного документа (билета);

21) код государства и стоимость проезда по государствам следования (в международных поездах);

22) вид документа, удостоверяющего личность и его реквизиты, фамилия и инициалы имени, отчества (при наличии). При оформлении проезда несовершеннолетнего пассажира дополнительно указывается серия и реквизиты свидетельства о рождении, дата его рождения (число, месяц, год);

23) общая стоимость проездного документа (билета), в том числе:

тариф и сумма налога на добавленную стоимость;

сервисные услуги и сумма налога на добавленную стоимость;

24) дата и время прибытия на станцию назначения, номер поезда (трехзначный), которым прибывает пассажир.

Сноска. Пункт 28 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

29. Не допускается оформление проездных документов (билетов) более четырех мест на один поезд на одно лицо.

3. Порядок оформления проездных документов (билетов)
неавтоматизированным способом

30. Оформление проездных документов (билетов) по ручной технологии (через ДТМ) осуществляется шариковой ручкой (синими, черными, фиолетовыми чернилами) разборчиво, без сокращения слов. Допускается применение штемпелей с готовым текстом.

31. При заполнении бланка, который содержит составные части на одном листе, информация на составных частях заполняется идентично (одинаково).

32. Подчистки, исправления на проездных документах (билетов) не допускается. В проездных документах (билетах), оформляемых на промежуточных станциях, допускается вручную исправление номера поезда в случае, если он изменяется по ходу следования.

33. Не допускается оформление проездных документов (билетов) более четырех мест на один поезд на одно лицо.

4. Порядок оформления проездных документов (билетов) через
электронные терминалы и интернет-ресурсы

34. Допускается оформление проездных документов (билетов) через интернет-ресурсы, электронные терминалы, БПМ.

35. На проездном документе (билете) указывается обязательная информация, определенная пунктом 28 настоящих Правил.

36. В проездных документах (билетах), оформленных посредством интернет-ресурсов, электронных терминалов и фискализированных билетно-кассовых комплексов, наносится следующая информация:

1) код дороги и условное обозначение железнодорожной администрации;

2) наименование документа;

3) идентификатор заказа электронного проездного документа;

5) дата (число, месяц) и время отправления (часы, минуты) поезда;

6) тип и номер вагона, класс обслуживания;

7) стоимость билета;

8) стоимость плацкарты;

9) количество человек;

10) вид проездного документа;

11) форма оплаты;

12) наименование перевозчика и номер свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость;

13) наименование станций отправления и назначения (коды станций);

14) номер места в вагоне;

15) бизнес-идентификационный номер перевозчика;

16) серия и номер проездного документа;

17) защитный код;

18) номер заказа в АСУ;

19) дата оформления проездного документа;

20) время оформления проездного документа;

21) номер пункта продажи проездного документа;

22) код государства и стоимость проезда по государствам следования (в международных поездах);

23) вид документа, удостоверяющего личность и его реквизиты, фамилия и инициалы имени, отчества (при наличии). При оформлении проезда несовершеннолетнего пассажира дополнительно указывается серия и реквизиты свидетельства о рождении, дата его рождения (число, месяц, год);

24) общая стоимость проезда, в том числе:

тариф и сумма налога на добавленную стоимость;

сервисные услуги и сумма налога на добавленную стоимость;

25) дата и время прибытия на станцию назначения, номер поезда (трехзначный), которым прибывает пассажир;

26) штрих код (2D-баркод).

Сноска. Пункт 36 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 20.12.2016 № 870 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 12.12.2016).

37. В интернет-ресурсах продажи проездных документов (билетов) предоставляется актуальная информация о качественных характеристиках поезда, в том числе информацию о:

годе выпуска вагонов;

наличии системы кондиционирования воздуха;

наличия пунктов общественного питания пассажиров;

состоянии интерьера (через фотоматериал);

дополнительных услугах, предоставляемых пассажирам в поезде.

При этом, информация о качественных характеристиках поезда предоставляется с учетом отвлечения вагонов на плановый и неплановый виды ремонта.

Сноска. Правила дополнены пунктом 37 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.01.2016 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 22.06.2016 № 515 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).