Проживание псково-печерский монастырь

Монастырские гостиницы

Монастырь предлагает несколько вариантов размещения в своих гостиницах.
https://www.pechory.online/

Монастырская ГОСТИНИЦА

— расположена в шаговой доступности от монастыря по адресу: г. Печоры, Октябрьская пл., д. 8.

2-х, 3-х, 4-х , 5-ти, 7-ми, 9-местные номера разных категорий.

Для бронирования мест: тел. +7-911-897-94-82 — Viber, WhatsApp или на сайте гостиницы: http://www.pechory.online/

В монастырской гостинице (Октябрьская пл., д. 8) работает кафе, где вы сможете позавтракать с 8.00-12.00, а в течение дня выпить чай или кофе с разнообразной выпечкой.

См. подробнее в разделе ТРАПЕЗА ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ.

Паломнические группы по предварительной заявке могут заказать завтрак, обед и ужин.

Заказы питания для групп с 9.00-18.00 по тел. +7 (911) 699-69-17 Татьяна.

ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

— расположен в 2-х км от монастыря по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а.

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части.
Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 2 и более человек.

Для бронирования мест:

тел. м. +7-911-890-21-63 — Viber, WhatsApp; тел. факс +7 (81148) 2-24-28; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Паломники, у которых нет возможности внести пожертвование за проживание, могут быть размещены в Паломническом центре монастыря БЕСПЛАТНО, написав прошение на имя Управляющего Паломнического Центра иеромонаха Авенира за стойкой Администратора.

Просим вас сообщать заблаговременно о дате прибытия группы (от 3 человек), времени пребывания и количестве паломников в виде прошения по электронной почте на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ворота Паломнического центра закрываются в 23.00. В случае опоздания необходимо связаться с дежурным по телефонам: +7-911-696-31-39; +7-811-48-22-929.

В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе:

Гид: Псково-Печерский монастырь

Лето – время, когда многие из нас отправляются в паломничество. Как удобнее добраться до выбранного места, где можно остановиться, как спланировать бюджет? Ответы на эти практические вопросы – в серии публикаций, которые мы рассчитываем подготовить с вашей помощью.

Добраться в Печоры можно либо через Москву, либо через Питер, кому как удобнее. Фирменный поезд «Москва–Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра.

По четным дням ходит еще один поезд «Москва–Псков» – 098А. Он уходит с Ленинградского вокзала в 15:35, прибывает в Псков в 5 утра (что дает надежду тем, кто вырвался всего на пару дней, сразу попасть на Литургию), да и билеты на него подешевле – 1450 рублей за плацкарт против 2000 рублей с копейками на поезде 010А. Вся загвоздка в том, что автобусы на Печоры начинают ходить куда позже 5 утра. Впрочем, до Печор можно взять машину – особенно если вы паломничаете вместе с друзьями.

Такси до Печор обойдется в 1000 рублей – может быть, летом чуть подороже, но сколько бы ни запросили, попробуйте сбить до этой, стандартной цены. Стоимость автобусного билета – 120–150 рублей. Таким образом, если вы едете вчетвером, каждый переплатит за такси рублей по 100–150 – так что этот вариант стоит принять к рассмотрению.

Внимание – важная подробность: автобусы, проезжающие через Старый Изборск (эта особенность указывается в расписании), идут дольше, поэтому, даже если такой рейс отправляется на полчаса раньше, чем обычный, смело его пропускайте – в противном случае потеряете намного больше времени.

Расписание автобусов компании «Нива», более комфортабельных, чем обычные пригородные, можно найти здесь.

Расписание прочих изучайте тут .

Остается добавить, что автовокзал находится левее железнодорожного (если стоять к нему спиной), за сквером, в пяти минутах ходьбы.

Ну, а таксистов вы и так не пропустите – они встречают все поезда на привокзальной площади.

Осталось указать время пути до Печор: машина доедет минут за 40, автобус (не через Старый Изборск) будет идти около часа и привезет вас на центральную городскую площадь, от которой до монастыря – рукой подать.

Сюда же приходят и микроавтобусы из Санкт-Петербурга. Тем, кому стало страшно при слове «микроавтобус» и в воображении нарисовалась городская «маршрутка», сообщаем: не бойтесь, это очень удобные машины, ничем не хуже обычных междугородних автобусов.

Прямые перевозки по маршруту Петербург–Печоры осуществляет компания «Viking», чьи автобусы отправляются ежедневно в 17:30 от гостиницы «Россия» (паркуются неподалеку от памятника Н.Г. Чернышевскому), что у станции метро «Парк Победы», и прибывают в Печоры в 22:15. Билет, стоимость которого составляет 550 рублей, нужно заказывать заранее по телефону: 8-911-690-00-60.

Идут микроавтобусы из Петербурга и до Пскова – например, компании «Стрижи», чьи машины отправляются пять раз в день и идут во Псков около 4,5 часов с одной остановкой в Луге. Однако учитывая необходимость подбора стыковки, этот вариант куда более хлопотный.

Напрямую до Печор идут и микроавтобусы компании «Ю-Питер» – правда, всего несколько дней в неделю. Их расписание, меняющееся в зависимости от сезона, уточняйте на сайте компании или по телефону 8-921-112-54-54.

Можно доехать из Питера до Пскова и на поезде, но только теперь – с пересадкой.

«Прямые поезда-экспрессы “Плесковъ” Санкт-Петербург–Псков, – сообщается на странице монастыре сайта “ВКонтакте”, – отменены, вместо них назначены поезда СПб–Строганово и Строганово–Псков; Псков–Луга и Луга–Санкт-Петербург, расписание которых составлено таким образом, что на станции пересадки можно осуществить переход из состава в состав.
В направлении Пскова пересадка осуществляется на станции Строганово, до которой надо ехать на электричке Санкт-Петербург–Луга отправлением с вокзала в 07:10. Будьте внимательны: пересадку надо делать именно в Строганово, а не в Луге (поезд на Псков уходит из Луги раньше прибытия электрички из Петербурга).
В направлении Санкт-Петербурга пересадка осуществляется на станции Луга-1, где достаточно перейти из состава в состав, который через 15 минут отправится на Санкт-Петербург».

Теперь несколько слов о том, где разместиться. Не так давно Псково-Печерский монастырь открыл свой «Дом паломника», расположенный в двух километрах от обители по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82. О приезде договаривайтесь заранее: или по телефону 8-(81148)-2-32-27, или по мейлу [email protected], или по скайпу dompalppm.

Разумеется, это не единственное место, где можно остановиться.

Новенький отель «Печоры-Парк» находится всего в полукилометре от монастыря. Двухместный номер обойдется в 1800 рублей за первые сутки, за вторые возьмут уже 1500. Внимание – важно: при заезде с воскресения по четверг всем пенсионерам предоставляется 20% скидка. Более подробная информация – на сайте отеля http://pechorypark.ru/. Там же можно и забронировать номер.

Кроме этого отеля и городской гостиницы «Планета» http://www.hotelpechory.ru/ (она все-таки представляется нам не самым удачным местом для проживания паломников), в городе есть некоторое количество милых маленьких частных гостиниц, телефоны которых вы найдете на странице монастыря «ВКонтакте».

Одна из них – «Ваш берег», просит за место 500 рублей в сутки и предлагает в прокат велосипеды и бесплатный WiFi на тот неправильный случай, если даже в паломничестве вы не можете оторваться от дел.

С тем, где поесть, в городе тоже проблем не будет – и прямо напротив монастыря, и в 100 метрах от него есть недорогие кафе. Одно – «Старая башня» – даже обзавелось своим сайтом.

Кроме того, не стоит забывать, что маленькие гостиницы, как правило, оборудованы микроволновками, электрочайниками и минимальным набором посуды – а если так, то и без кафе можно обойтись.

Отдельная информация для тех, кто хотел бы потрудиться в обители во славу Божию. Это могут сделать и мужчины, и женщины, которых определяют на послушания в женской трапезной, на кухне, на складе солений и т.д.

Чтобы попасть в число трудников, следует обратиться к сторожу Братского корпуса и спросить гостинника монаха Максима, предварительно получив благословение у священника на своем приходе.

Есть еще один вопрос, которым задаются паломники, прибывающие в обитель: как попасть в Святые пещеры? В Ближние, где покоятся мощи Псково-Печерских преподобных, можно попасть всегда. А вот в Дальние – только с группой. Ну, а один-два человека всегда могут подождать, пока у входа в Пещеры начнет собираться большая группа, после чего попросить благословения у сопровождающего монаха присоединиться. Вообще нужно не стесняться спрашивать и просить – смелость, как известно, города берет.

Читайте так же:  Ответственность за нарушение экологического законодательства это

Осталось рассказать про расписание богослужений. Каждый день в обители совершаются две Божественные литургии. Начало вечерних богослужений в летнее время – в 18:00, утренних – в 6, 7 и 10 часов утра – это зависит от дня недели и службы.

Расписание уточняйте на сайте монастыря. Оно также вывешивается при входе в обитель.

Где остановиться в Псково-Печерском монастыре

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных мужских монастырей России. Великолепные храмы и уникальные пещеры привлекают сюда огромное количество туристов и паломников. Для туристов и паломников в Печерском монастыре есть несколько вариантов размещения.

Монастырь расположен в городе Печоры, в 43 километрах от Пскова. Поездом до Пскова можно добраться из Москвы, поезд «Москва-Псков» (010А) отправляется каждый день в 18:30 с Ленинградского вокзала и прибывает в Псков в 7:30 утра. Далее — на такси (стоимость поездки около 1000 рублей) или на автобусе до Печор.

Гостиница Псково-Печерского монастыря

Монастырская гостиница «Дом паломника» расположена в 2 км от монастыря. Принимает группы от 7 человек по предварительной договоренности. Кельи в корпусах рассчитаны на проживание 4-х и более человек. Срок пребывания в паломническом центре — не более 3-х дней. От гостиницы к храму ходят монастырские микроавтобусы.

  • Адрес: г. Печоры ул. Юрьевская, д. 82а.
  • Телефон+7-911-696-31-39, +7-811-48-22-929.
  • Проживание и питание — за пожертвование.

Частные гостиницы г. Печоры

Гостевой Дом «Путь Пилигрима»

Расположен в шаговой доступности от Псково-Печерской обители. Комфортные студии понравятся и паломникам, и обычным туристам. Светлая цветовая гамма, живые цветы, поразительные виды на монастырь и вместе с тем аскетичность интерьеров создают ощущение легкости и располагают к умиротворению. Студии рассчитаны как на людей, путешествующих индивидуально, так и приехавших всей семьей. Цены от 3000 руб.

  • Адрес: г. Печоры, ул. Международная д.10
  • Телефон: +7-911-378-11-88, +7-911-370-59-00
  • Сайт: www.piligrimway.ru
  • Группа VK: https://vk.com/piligrimsway
  • E-mail: [email protected]

Отель «Печоры-Парк» находится в полукилометре от монастыря, гостям предлагаются комфортабельные номера и все удобства.

  • Сайт: pechorypark.ru
  • Адрес: Печоры, ул. Гагарина, д. 2Б.
  • Телефон: +7 (81148) 2-33-27, +7 (906) 221-57-37, +7 (906) 222-59-57, +7 (911) 888-00-25.
  • Стоимость проживания: от 1500 руб.

Мини-гостиница «Ваш Берег» с номерами и гостевыми домиками Находится в 5-ти минутах ходьбы от монастыря.

  • Адрес: ул. Кузнечная, д. 17.
  • Телефоны: +7-963-335-27-30; +7-911-695-83-96.
  • Стоимость проживания: от 600 руб.

Гостиница «Планета» расположена в 300 метрах от Печерского монастыря. В гостинице комфортабельные номера, ресторан, стоянка для автомобилей.

  • Адрес: ул. Мира, д. 10.
  • Телефон/факс: 8 (811-48) 2-45-16; моб: +7-911-63-00-35/
  • Стоимость проживания: от 1400 руб.

Гостиница «Странник» расположена в 3 минутах ходьбы от Псково-Печерского монастыря. В гостинице 9 номеров различной ценовой категории, бесплатный Wi-Fi. При гостинице есть кафе «Лилия».

  • Адрес: Октябрьская пл., д. 2.
  • Телефон: 8 (811-48) 2-25-91; моб: +7-911-691-34-14.
  • Стоимость проживания: от 750 руб.

Частный сектор города Печоры

В частном секторе г. Печоры есть множество предложений для паломников. Арендовать предлагают квартиры или комнаты, а также частные домовладения. Варианты размещения у местных жителей предложат в паломническом центре. Стоимость проживания – от 250 руб. в сутки, в зависимости от условий и удаленности от монастыря.

Проживание псково-печерский монастырь

Два деревянных гостевых дома с панорамными окнами в пол на 90 холмистых гектарах, где уместились трасса для мотокросса, пастбища для баранов, пруд с карасями, яблоневый сад и, собственно, березовый лес.

Дом побольше — со всеми удобствами, поменьше — с туалетом, но без душа. Есть баня, лужайка с мангалом, гамак и прочие загородные радости. Из развлечений — поход в овчарню, в скором будущем появится музей самоваров из личной коллекции владельца. А зимой можно арендовать снегоход, коньки и лыжи. Вся эта пастораль — в двух километрах от Изборска в сторону Риги.

Многолюдная зимой, благодаря горнолыжному склону, летом – тихая и умиротворяющая – идеальная база для долгих прогулок по живописной Изборско-Мальской долине. Жить можно в чуть подремонтированных деревенских домах (от 2500 р.) или в мансарде над баней (700 р.) – тесной, но зато с потрясающим видом из огромного окна. Туалет — на улице, душ – в бане. Внизу — обустроенная площадка для кемпинга, где за 500 р. можно поставить свою палатку и пользоваться душом. Здешнее кафе «Панорама» славится простой, но душевной едой и сногсшибательными видами из окон.

От Изборска до парка – 5 километров, половина из которых проходит по зубодробительной грунтовке, и это главный минус. К следующему году сюда обещают проложить новую дорогу от трассы Изборск – Печоры, и заодно построить комфортную гостиницу.

Поход по Изборско-Мальской долине налегке.

Православный хостел в восхитительном краснокирпичном доме XIX века. Где за сказочным фасадом и приятной вывеской, увы, ждет запертая дверь с телефоном администратора под обрывком скотча. Администратор, она же владелица, прибежит быстро — из кафе «Лилия» за углом, швырнет ключи, и предложит осмотреть номера самостоятельно.

На втором и третьем этажах находятся несколько безликих комнат со свежим ремонтом, санузлом и видом на главную историческую площадь городка. По соседству — две восьмиместных комнаты с двухъярусными кроватями, обитатели которых пользуются единственным, да еще и совмещенным санузлом на этаже — душ и туалет за одной дверью! «Да, очереди случаются, но у нас паломники в основном останавливаются, а они люди дисциплинированные, не ропщут», — пожимает плечами администратор. И запирает дверь за очередным развернувшимся клиентом. При этом в номерах — чистота, дорогие матрасы на кроватях и отличная звукоизоляция. Цены — 3600 р. за трехместный номер и 750 р. за место в хостеле.

Ветеран печорской гостиничной индустрии, трехэтажная «Планета» распахнула двери еще в советские времена. С тех пор чуть посвежела снаружи, но не изменила сути.

В «Планете» десяток одноместных номеров ( от 1200 р.) со скрипучими кроватями, такие же двухместные ( от 2400 р.), куда за дополнительные 500 р. можно поставить раскладушку для ребенка, и один «номер высшей категории» с двуспальной кроватью, ковром и биде в туалете.

На первом этаже работает ресторан с ценами ниже, чем в столовых. Там же найдете Wi-Fi. В качестве бонуса — банкомат «Сбербанка» при входе и городской рынок в двух шагах — на нем по утрам продают вкусные местные продукты — из тех, что величают «органическими».

Четыре дизайнерских комнаты ( каждая посвящена одному из времен года) в бережно отреставрированном эстонском доме начала XX века. 2000 рублей за двухместную и 3000 рублей за 3 места. В общем доступе — маленькая гостиная с камином и по-домашнему уютная кухня. Душ и туалет, впрочем, тоже общие.

На первом этаже дома, в, собственно, горнице — пространство для игр, мастер-классов и прочих затей, которые время от времени устраивают владельцы дома. Вокруг — просторный двор с лужайками, приятной детской площадкой, верандой для вечерних посиделок и баней, которую топят по предварительному заказу.

Единственный минус ( или особенность — кому как) — далеко от монастыря, 20 минут пешком, не меньше. Зато вокруг — поля и традиционная для этих мест одноэтажная застройка -преимущественно довоенная, без советских напластований.

Общежитие для паломников в бывшей военной части, отданной монастырю. Здесь можно жить не более трех суток, в качестве платы принимаются пожертвования. В распоряжении гостей — 6-местные отремонтированные кельи в бывших казармах с отдельными корпусами для мужчин и женщин.

Отсюда ближе до границы с Эстонией, чем до монастыря, поэтому три раза в день между Домом паломника и обителью курсирует монастырский шатл. Если не успели — прогулка от ворот до ворот занимает полчаса.

Все проживающие в доме паломника могут посещать общую трапезу два раза в день — в 13.15 и в 21:00. Ворота центра закрываются в 23:00, о позднем приезде необходимо предупреждать заранее по телефону +7 ( 911) 696-31-39.

Псково — Печерский монастырь

в г. Пскове — гостиница «Спорт» (2, 3-х местные номера, удобства на этаже),

в г. Печоры –гостиница «Пушкин» (2-х местные номера с удобствами в номере);

-прибытие группы поездом «Москва-Псков» в 08:05;

-​ размещение в гостинице «Пушкин» (2,3-х местные номера с удобствами в номере) или в

гостинице «Спорт» ( 2,3-х местные номера с удобствами на блок);

ОТКРЫТИЕ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО ФИЛИАЛА СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Дорогие абитуриенты духовных школ 2018 года!

Читайте так же:  Пиво требования для реализации

Псковская митрополия и московская Сретенская духовная семинария по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открывают при Псково-Печерском монастыре филиал Сретенской духовной семинарии. Это учебное заведение будет готовить священнослужителей Русской Православной Церкви с возможностью получения высшего образования по программе бакалавриата со стационарным проживанием.

Во время учебы особое внимание будет уделяться изучению предметов, в первую очередь необходимых для будущих священников: Священного Писания, наследия святых отцов Православной Церкви, литургики, догматического богословия, практических дисциплин пастырского богословия и душепопечения, изучения опыта выдающихся пастырей XIX-XX вв.

Новое учебное заведение станет наследницей известной Псковской семинарии, основанной в 1723 году, которую закончил святитель Тихон, Патриарх Московский, и Печерской семинарии. Семинаристы будут жить и учиться в двух километрах от Псково-Печерского монастыря, неподалёку от леса, в удобном, уютном корпусе. Лекции будут читать преподаватели Сретенской духовной семинарии, духовенство Псково-Печерского монастыря и Псковской митрополии.

Образовательная деятельность духовного учебного заведения при Псково-Печерском монастыре будет вестись в рамках работы заочного сектора Сретенской духовной семинарии, преподаватели которой вместе с преподавателями Псковской митрополии будут принимать у студентов экзамены. Духовными наставниками семинаристов станут духовники Псково-Печерского монастыря.

Студенты Псково-Печерской духовной школы будут принимать участие в монастырской жизни, проводить экскурсии по древнему монастырю, преподавать в воскресной школе, помогать за богослужением в обители. Все это станет неоценимой помощью для становления их духовной жизни и будущего пастырского служения.

Обучение и проживание бесплатное. Стипендия выплачивается.

Прием документов проводится
в Сретенской духовной семинарии
с 17 июня по 15 июля 2018 года

Понедельник–пятница, 10:00–17:00 (Библиотека Семинарии).

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3. Библиотека Семинарии (2 этаж).

Проезд: ст. м. «Сретенский бульвар», «Тургеневская», «Чистые пруды». Семинария располагается на территории московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Заезд абитуриентов: 15 июля 2018 года.

В соответствии с Правилами приема на бакалавриат духовных образовательных учреждений, поступающий предоставляет следующие документы:

  1. рекомендация правящего архиерея (или приходского священника, заверенная правящим архиереем);
  2. оригиналы документов об образовании
  3. анкета поступающего в Семинарию (заполняется в Приёмной комиссии Семинарии)
  4. автобиография
  5. свидетельство о крещении;
  6. справка о составе семьи;
  7. цветные фотографии (формата 3х4 см – 2 шт., 6х8 см – 2 шт. на матовой бумаге). При наличии сана – в соответствующей сану одежде;
  8. страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации), или международный страховой полис (для иностранных граждан);
  9. медицинская справка по форме 086/у.

Срок проведения вступительных испытаний: 16–17 июля.

Программы вступительных испытаний в 2018/2019 учебном году (бакалавриат):

Воспоминания о поездке в Псково-Печерский монастырь

Мысль потрудничать в Псково-Печерском монастыре посетила меня после прочтения
замечательной книги архимандрита Тихона Шевкунова “Несвятые святые”.

Я запланировал пробыть в обители 16 дней. Большой проблемой для меня был
вопрос с тем, где устроиться на проживание. Сначала я позвонил в паломническую
службу монастыря и спросил как можно устроиться на ночлег, есть ли какая-то
гарантия что я не приеду и мне некуда будет заселиться, на что мне ответили
что гарантии даёт только Господь Бог и дали телефон отца Максима. Признаться
такой ответ меня не сильно вдохновил, однако как паломническая поездка может
обойтись без искушений. Однако когда я созвонился с гостинником монастыря отцом
Максимом, он сказал что я буду жить в корпусе для трудников который находится
в двух минутах ходьбы от монастыря. Как оказалось отец Максим принимает
паломников и трудников приехавших по одному или вдвоём, для больших групп при
монастыре действует своя паломническая служба.

Собрав необходимые вещи, 16 сентября 2013 года я отправился на железнодорожный
вокзал и сел в полупустой вагон поезда Мурманск – Псков. Приехав во Псков, я
не теряя времени пошёл на автовокзал, который находится буквально в двух
минутах ходьбы от железнодорожного, чтобы сесть на автобус до Печор. К
сожалению я не взял с собой фотоаппарат в поездку, поэтому у меня нет
собственных фотографий к этому тексту.

В монастыре мне подсказали где найти паломническую службу, небольшое помещение
в котором отец Максим принимает приехавших в монастырь трудников и паломников.
Вместе со мной в комнате были ещё 5 или 6 человек в основном пожилые женщины.
Забрав моё портмоне со всеми документами, о. Максим провёл меня на
монастырскую кухню, где мне предстояло нести послушание и познакомил с поваром
Андреем, после чего выдал мне листочек с номером моей кельи и вверил меня
монастырскому дежурному Сергею проводить меня до места проживания. Оставшись
без документов, я некоторое время чувствовал себя довольно неловко, вспоминая
народную мудрость “без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – – человек”, и
роптал, однако впоследствии я понял почему принят такой порядок.

Меня заселили в уютный корпус для трудников на верхнем хозяйственном дворе.
Корпус оказался двухэтажным зданием из белого кирпича и цокольным этажом на
котором находится актовый зал и просторная, светлая трапезная. На втором
этаже меня ожидала уютная келья с тремя кроватями, шкафом, столом, почаевской
иконой Божьей Матери и Спас Нерукотворный над окном. Из окна открывался вид
на монастырские угодья и зеленеющие поля, куда монах-пастух выгонял утром
своих коровок. На столе иконы и книги, которые предыдущие постояльцы забыли
сдать в библиотеку, которая находится на первом этаже корпуса. На момент
моего заселения келья была пуста. Первый день прошёл с знакомством монастыря:
я прогулялся по монастырской площади, посетил собор архистратига Михаила и
Сретенский храм.

Послушание мне предстояло нести на монастырской кухне, в качестве помощника
повара. К моему удивлению на монастырской кухне готовят миряне, а не монахи.
Всего на кухне послушаются пять человек: повар, его помощник, две женщины моют
посуду и насельник монастыря. Поварская смена только готовит еду, но не
раздаёт её. Мне строго настрого было запрещено раздавать монастырское добро,
только с разрешения повара. Монастырская кухня небольшая: есть пять дровяных
топок, надо каждой из которых закреплён котёл, в одном из которых мы держали
кипяток. На единственной большой печи готовят еду. Также есть электрическая
жаровня и отличная промышленная овощерезка которая может нашинковать в ведро
моркови и картофеля за пол минуты.

Пищу готовят повар и его помощник, также на кухню приходит пожилая женщина
которая готовит так называемую “диету”. Кормить паломников и гостей обители
приходит монах Власий. Отец Власий в своём длинном рабочем фартуке и чёрным платком
на голове с огромным наверное полутораметровым ножом для нарезки хлеба, именно
только таким ножом удобно резать монастырские буханки которые раз 5 больше тех
что можно увидеть в наших магазинах, напоминал мне залихватского морского
пирата. Однако ничего страшного в нём не было, он оказался очень добрым и
жизнерадостным монахом, всегда приходил на послушание со своей щербатой
улыбкой и добрым напутствием “Бог в помощь”.

Послушание всегда начинается и заканчивается молитвой перед почаевским образом
Божьей матери и молитвой к Евфросину повару, святому который нёс послушание на
кухне одного из монастырей Палестины. Трудятся паломники на кухне в две
смены, первая смена готовит с 6 утра до 12, вторая – с часу дня до пяти
вечера.

В первый же день послушания мне предстояло трудиться в первую смену. Подъём в
5:45, приветствие друг друга с сонными лицами и поход на кухню в свете звёзд под
покровом ночи. Утром мы не читали правило, т.к. иначе было не успеть
поставить готовиться завтрак. Только после того как мы ставили кастрюли на
огонь можно было помолиться по очереди, т.к. один человек из смены должен был
следить за порядком на кухне. Андрей оказался улыбчивым и жизнерадостным
парнем из Тамбова, как потом я узнал он переехал в Москву и уже из оттуда
приехал в Печоры и живёт здесь пятый месяц.

Перед сменой мы облачаемся в сменную одежду (штаны, пижама, шапка и фартук),
которую в шутку называют хирургическим костюмом. Обучал всем премудростям
кухонного ремесла весёлый парень из Белоруссии Дима, который был первым
помощником повара в нашей смене и уезжал через три дня. Как оказалось
послушаний у помощника повара немало – первое и самое главное конечно же
послушание повару, внимательно слушать что он говорит и своевременно это
выполнять, а также промывание круп, походы за продуктами на склад, шинковка и
нарезка овощей, помощь в поднятии и опускании 50 литровых кастрюль с кипящей и
бурлящей картошкой или супом, слежение за запасом дров и заполнение поленицы,
поддержание огня в печах, разливание кипятка в чайники и баки, в которых
отстаивается вода поддержание чистоты и порядка на кухне, подготовка ужина в
трапезной паломнического корпуса, вынос мусора. Ах, да чуть не забыл,
помощник первой смены каждый понедельник и четверг наводит уборку в туалете.

Читайте так же:  Заявление об оставлении номеров за авто

Самым сложным послушанием оказалось для меня следить за подсвечником возле
центрального аналоя в храме во время службы. Очень трудно сосредоточиться на
молитве и богослужении, когда со всех сторон подают свечи, руки обжигает
горячий воск и пламя слепит глаза, из-за чего не видно что кто-то проходит
рядом и надо уступить место дьякону или священнику. Теперь-то я хоть немного
понимаю как порой непросто приходится свечницам в наших храмах. Повар в
добавок несёт ещё больше послушаний, таких как чтение неусыпаемой Псалтири,
уборка этажа в корпусе паломников.

На время моего пребывания в Печорах приходилось два двунадесятых праздника:
Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста Господня. Предпраздничные
смены оказались самыми напряжёнными, так как надо приготовить угощения на
праздничный стол не только для братии и паломников, но и для всех гостей
обители которых на праздник приезжает очень много, в эти смены я ни разу не
сел на стул, разве что только когда обедал.

Так изо дня в день промывая крупы, перебирая фасоль или горох, таская воду и
дрова, шинкуя картофель, морковь и лук, пропуская отваренный картофель на пюре,
обжигая руки и лицо горячим паром из котла ко мне пришло понимание того, что
мы кормим Христа в лице всей братии и приезжающих паломников и для меня по
новому открылся смысл слов из поучений Феодора Студита который прикреплён
рядом с окошком раздачи, в котором он пишет, обращаясь к брату несущему
послушание повара, что он будет “иметь часть со святыми”, только если будет
нести своё послушание в радости и усердии. Он должен подобно огню стремиться
на своё послушание. Хотя до этого я думал: “Ну как это так можно послужить
Богу варя суп и промывая гречку?”

В один из дней, я понял почему монастырь забирает на хранение личные документы
паломников. За несколько дней до своего отъезда помощник второй смены Павел,
пришёл в свою келью и не застал там своего соседа, его вещей, впрочем также
как и своих. Его сосед оказался волком в овечье шкуре, он прожил три дня в
монастыре, после чего сбежал, обокрав своего соседа. С того дня я стал
всегда носить кошелёк с собой, “Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби”
(Мф. 10, 16).

После одной из утренних смен, состоялся поход в Богом зданные пещеры, Богом
зданные – значит созданные Богом, никто из насельников монастыря не делал их
специально. Надо пояснить что есть ближние и дальние пещеры. В ближних
пещерах покоятся мощи преподобных Псково-Печерских святых: Марка, Ионы, Лазаря
и матери Вассы. За массивной железной дверью железной дверью начинаются
дальние пещеры – это длинные подземные ходы-улицы. В дальних пещерах хоронят
насельников монастыря, в выдолбленных в стенах пазах. Поначалу я недоумевал
для чего на входе мы взяли свечи, только когда тяжёлая дверь дальних пещер
закрылась за моей спиной и я оказался в полной темноте, только тогда я понял
для чего на входе раздают свечи. Спустя некоторое время в пещерах я понял что
мне явлено настоящее Божье чудо, т.к. стоя посреди пещеры окружённый
множеством захороненных останков, я не ощущал никакого запаха тления. Одна из
улиц завершается церковью Воскресения Христова. Стоя посреди некрополя среди
множества усопших (захоронено там свыше 10 000 человек) понимаешь, глядя на
икону Воскресения Христова, что наше место не здесь на этой земле, а где-то в
вышнем мире и войти в него можно только одной дверью и эта дверь – Христос.

В один из дней мне благословили подняться на Святую горку и погулять по
осеннему саду. 2013 год оказался плодоносным, потому что весь сад был усеян
яблоками, которые никто не собирал, так как склад был заполнен полностью. Там
же находится маленький загончик в котором дружно живут небольшой компанией
косуля, пара белок и ещё какие-то зверьки. Оленёнок оказался подранком и его
выхаживал кто-то из монастырской братии. С горки открывается красивый вид на
монастырь, кажется до главок-луковиц буквально рукой подать.

Большое впечатление оставил игумен отец Мефодий. Однажды он зашёл на кухню во
время нашей смены и спел пронзительную и трогательную песню о душе идущей на
тот свет. У души этой была только одна просьба – помянуть её. Об одном мы с
Андреем жалели, что в тот момент у нас не оказалось камеры или телефона, чтобы
всё это записать.

Первым моим соседом по келье оказался Сергей из Риги. Ему дали нести
послушание на птичнике, кормить монастырских курочек. Как-то вечером в келье
Сергей спросил ходил ли я к архимандриту Андриану (Кирсанову). Отец Адриан
известный старец к которому в Печоры приезжают за духовным советом. Я ответил
что целью моей поездки в монастырь не была встреча со старцем, я просто ехал
потрудиться на благо монастыря и над собой по возможности. Порой мне кажется
что люди становятся одержимыми в своей погоне за чудесами, благодатными
старцами и забывают про то что самое нужное для спасения и возрастания у нас
уже есть – это таинства, возможность читать Евангелие. Мне кажется перед тем
как идти за советом или на беседу с таким человеком надо быть готовым принять
то, что он скажет, а если такой уверенности нет, то лучше не ходить. Я ни в
коем случае не хочу умалить значение совета который может дать опытный
духовный человек. Безусловно такие люди как отец Адриан – это живой пример
того как люди прошедшие сильнейшее воздействие антирелигиозной пропаганды
советского времени смогли сохранить живую веру в Бога и не озлобиться на
окружающий мир.

Во время вечерних служб паломниками выдают тетради с именами людей для
поминовения. Все эти мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и болящие
проходили перед моим взором. “Господи подай каждому на пользу чего просит”.

Вторым соседом оказался одессит Юрий. Юра оказался преподавателем химии и аспирантом,
который возвращался с конференции и решил на пару дней заехать в Печоры.

В время пребывания в монастыре Господь сподобил посетить ещё две обители Псковской земли:
Крыпецкий монастырь и Никандрову пустынь.

В Крыпецы нас с Андреем свозила на собственном автомобиле паломница Ольга из
Москвы. К сожалению толком я посмотреть обитель я не смог и не увидел озеро с
кристально чистой водой о котором многие говорят побывавшие в Крыпецах, т.к.
пробыл всё отпущенное время на посещения монастыря на проникновенной литургии
в Иоанно-Богословском храме. Потолок в храме очень низкий и стены расписаны
фресками, такое впечатление как будто святые стоят с тобой рядом бок о бок.
После окончания службы нам пришлось сразу же возвращаться обратно в Печоры,
т.к. наша смена начиналась в час дня, поэтому приложившись к мощам
преподобного Саввы Крыпецкого мы отправились в Печоры.

Впечатлений от Никандровой пустыни было побольше. По прибытии мы сразу же
передали печерские гостинцы наместнику монастыря. Первое что бросается в
глаза в Никандровой пустыни – это огромный белокаменный Благовещенский храм,
думаю по размерам не уступающий Александро-Невскому собору Петрозаводска,
стоящий посреди леса. Звоница Никандровой пустыни была разрушена в
годы советской власти и теперь часы со звонницы находятся на здании областной
администрации Пскова. После того как мы помолились и приложились к иконам в
храме, мы пошли к источнику Александра Свирского который находится в двух
километрах от пустыни. Вода в источнике удивительного бирюзового цвета.

Сейчас спустя полгода, перебирая в памяти воспоминания, я пытаюсь ответить на
вопрос почему люди ездят в монастыри, я прихожу к выводу что для меня главной
ценностью монастыря были не только красивые и проникновенные службы, убранство
храмов, чудотворные иконы, самое главное для меня это те люди которых Господь
посылал мне на встречу. Общение с которыми не опустошает тебя как это порой
бывает в нашей жизни, а наоборот наполняет и обогащает, что как мне кажется и
было задумано Богом изначально об общении между людьми, также как и общение с
Ним изменяет и преображает нас.