Рижский договор 1921.

Этот мирный договор был заключен в период догорания Гражданской войны в России на фоне тяжелейшего экономического положения и масштабного голода. Текст договора, если читать его внимательно, изобилует мелкими унизительными для России пунктиками, которые в сумме вели к значительным материальным потерям для СССР. Так что этот договор, несмотря на формальную добровольность, был вынужденным для СССР и воспринимался как перемирие на западных границах.

Этот договор действовал 18 лет до вторжения Красной Армии в восточную часть Польши, которое произошло 17 сентября 1939 года. Утверждают, что Сталин своим вторжением нарушил Рижский договор и Договор о ненападении. Однако, в тексте Рижского договора есть замечательная статья 7, букву которой нарушали обе стороны, и которая не могла не стать поводом для разпрыва отношений, как только возникнет благоприятная ситуация. Для полной юридической обоснованности вторжения РККА в Польшу можно было заявить примерно так: Поскольку Польское государство не в состоянии больше гарантировать права украинско-белорусского меньшинства, договор с Польшей утрачивает силу. Теперь о правах этих народностей на территории Польши будет заботиться РККА. А поскольку Польша в ответ на это заявление не объявила бы войну СССР и не подала бы в международный суд, все было бы шито-крыто.

А теперь сам договор:

Мирный договор между Россией н Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой.

18 марта 1921 г., г. Рига.

Россия и Украина, с одной стороны, и Польша — с другой, руководимые желанием прекратить возникшую между ними войну и на основе подписанного 12 октября 1920 года Договора о прелиминарных условиях мира заключить окончательный, прочный, почетный и основанный на взаимном соглашении мир, решили вступить в мирные переговоры, для чего назначили своими уполномоченными:
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики за себя и по полномочию Правительства Белорусской Социалистической Советской Республики и Правительство Украинской Социалистической Советской Республики
Адольфа Абрамовича Иоффе, а также
Якова Станиславовича Ганецкого,
Эммануила Иоyовича Кверинга,
Юрия Михайловича Коцюбинского и
Леонида Леонидовича Оболенского и

Правительство Польской Республики
Яна Домбского, а также
Станислава Каузика,
Эдуарда Леховича,
Генриха Страсбургера и
Леона Василевского.

Означенные уполномоченные, съехавшись в г. Риге, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных достаточными и составленными в надлежащей форме, согласились в нижеследующем:

Обе договаривающиеся стороны объявляют состояние войны между ними прекращенным.

Вышеозначенная граница описана по карте русского издания (в масштабе 10 верст в одном английском дюйме), прилагаемой к настоящему Договору, на которой н нанесена красной краской. В случае разницы между текстом и картой решающее значение имеет текст. (Приложение № 1, карт.)

Искусственное изменение уровня воды на пограничных реках и озерах, влекущее за собой изменение направления на участках пограничных или изменение среднего уровня воды на территории другой стороны, — не допускаются.

На пограничных участках рек обеим договаршипощимся сторонам предоставляется право свободного судоходства и сплава.

Подробное установление и проведение в натуре нижеуказанной государственной границы, как и постановка пограничных знаков возлагаются на Смешанную Пограничную Комиссию, образованную на основании статьи I Договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года и согласно Дополнительного Протокола об исполнении вышеуказанной статьи, подписанного в Риге 24 февраля 1921 года. При установлении границы Смешанная Пограничная Комиссия руководствуется следующими положениями:
a) При определении границы на участках, проходящих вдоль рек, прохождение границы принимается: на судоходных и сплавных реках — по фарватеру главного рукава, а на реках не судоходных и не сплавных — по середине главного рукава.
b) В случаях, когда граница обозначена условными линиями н не дано более точных указаний, при проведении ее в натуре принимаются во внимание местные хозяйственные нужды, а также этнографическая принадлежность. В случаях спорности этнографической принадлежности, последняя по инициативе Пограничных Подкомиссий устанавливается опросом населения. Земли единоличных владельцев следует включать в состав хозяйственных единиц ближайших селений.
c) В случаях, когда граница определена выражением «оставляя такое-то селение на такой-то стороне», — оно должно быть оставляемо на этой стороне границы со всеми принадлежавшими ему до занятия Польшей района земельными участками, избегая чересполосицы.
d) В случаях, когда граница обозначена дорогой, сама дорога присоединяется к той стороне, на которой находятся оба непосредственно соединяемые ею селения.
e) В случаях, когда граница определена выражением «оставляя железнодорожную станцию», — граница в натуре проводится, в зависимости от топографических условий, от полутора до трех километров от выходного семафора (а если такового нет, то от выходной стрелки), соображаясь с сохранением цельности прилегающих к железной дороге хозяйственных единиц.

Каждая из договаривающихся сторон обязуется вывести — не позже чем в течение 14-ти дней после подписания настоящего Договора — войска и администрацию из тех местностей, кои при настоящем описании границы признаны относящимися к другой стороне. В местностях, лежащих на самой пограничной линии, поскольку в настоящем Договоре не обозначена их принадлежность к той или другой стороне, существующие теперь административные и пограничные власти остаются и впредь до проведения границы в натуре и определения принадлежности этих местностей Смешанной Пограничной Комиссией; после чего эти власти должны быть выведены на свою территорию с соблюдением правил, изложенных в § 9 Договора о перемирии от 12 октября 1920 года.

Вопросы об архивах, связанных с территорией Польши, разрешаются статьей XI настоящего Договора.

Обе договаривающиеся стороны согласились, что поскольку в состав земель, расположенных к Западу ог границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит решению исключительно между Польшей и Литвой.

Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременении, за исключением предусмотренных настоящим Договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей.

Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности, от агитации, пропаганды и всякого роди интервенций, либо их поддержки.

Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целость, либо подготавливающий ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. Ввиду этого стороны обязуются нe разрешать пребывания на своей территории таких opганизаций, их официальных представительств и иных органов, лшроммь вербовку, равно как ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниции и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций.

1. Все лица, достигшие 18-летнего возраста и к моменту ратификации настоящего Договора находящиеся на территории Польши, а к 1 августа 1914 года бывшие подданными Российской Империи, приписанные, либо имеющие право быть приписанными, к книгам постоянного народонаселения бывшего Царства Польского, а также те, которые были приписаны к одному из городских, сельских или сословных обществ на территории бывшей Российской Империи, входящей в состав Польши, — вправе заявить о своем желании оптировать гражданство российское или украинское. Находящиеся к моменту ратификации настоящего Договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий ие нуждаются в таком заявлении.

2. Бывшие подданные Российской Империи, достигшие 18-летнего возраста, к моменту ратификации настоящего Договора находящиеся в пределах России и Украины, кои приписаны или имеют право быть приписанными к книгам постоянного народонаселения бывшего Царства Польского, а также те, кои были приписаны к одному из городских, сельских илн сословных обществ на территории бывшей Российской Империи, входящей в состав Польши, будут считаться гражданами Польши, если они в установленном настоящей статьей порядке оптации выразят на это свое желание.

Равным образом будут считаться польскими гражданами лица, достигшие 18-летнего возраста, которые находятся на территории России и Украины, если они в установленном настоящей статьей порядке оптации выразят на это свое желание и докажут, что они являются либо потомками лиц, принимавших участие в борьбе за независимость Польши в период 1830—1865 годов, либо потомками, — не далее третьего поколения, — лиц, которые постоянно проживали на территории бывшей Речи Посполитой, и вместе с тем докажут, что они сами своею деятельностью, употреблением польского языка, как разговорного, и воспитанием своего потомства ясно засвидетельствовали свою приверженность к польской нации.

3. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п.п. I и 2 настоящей статьи, если эти лица находятся вне границ России, Украины и Польши и не являются гражданами государства, в котором пребывают.

4. Выбор мужа распространяется на жену и детей моложе 18 лет, поскольку между супругами не состоялось иного соглашения на сей предмет. Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства в этом случае выбор жены распространяется и на детей воспитываемых ею.

В случае смерти обоих родителей оптация откладывается до достижения ребенком 18-летнего возраста и с этого момента исчисляются все сроки, установленные настоящей статьей. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями.

5. Заявления об оптации должны быть поданы консульским либо иным официальным представителям государства, в пользу которого высказывается данное лицо, в годичный со дня ратификации настоящего Договора срок; для лиц, проживающих на Кавказе и в Азиатской России, срок этот продолжается до 15 месяцев. Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо.

Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего Договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации, Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет.

6. Лица, сделавшие заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства.

Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п.п. 1 и 2 настоящей статьи, консульский или иной официальный представитель государства, в пользу которого совершается оптация, составляет о сем постановление, о чем препровождает в Народный Комиссариат (Министерство) Иностранных Дел удостоверение вместе с документами оптанта. Народный Комиссариат (Министерство) Иностранных Дел в течение месячного со дня передачи срока либр сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими ого документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата (Министерства) Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.

В случае, если оптирующий удовлетворяет всем указанным в п.п. 1 и 2 настоящей статьи требованиям, — государство, в пользу которого совершается оптация, не имеет права отказать в принятии в гражданство оптирующему, а государство, в котором данное лицо проживает, не имеет права отказать в выходе из гражданства.

Консульский либо иной официальный представитель государства, в пользу которого совершается оптация, должен вынести решение не позже чем в 2-месячный срок со дня получения заявления об оптации; в отношении лиц, проживающих на Кавказе и в Азиатской России, этот срок увеличивается до 3 месяцев.

Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию.

Читайте так же:  Игра h1z1 требования

7. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Однако же правительство государства, в котором они проживают, может потребовать, чтобы эти лица осуществили предоставленное им право выезда; в этом случае выезд должен последовать в течение 6 месяцев со дня уведомления.

Оптанты имеют право сохранить или ликвидировать законно принадлежащее им движимое и недвижимое имущество; в случае выезда могут вывезти его с собой, согласно норм, установленных в приложении N° 2 к настоящему Договору. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких пошлин и обложений.

8. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами.

9. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей.

10. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим Договором, либо последующими договорами гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего Договора.

1. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнений религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права.

Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою, культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии.

2. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются ни прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны.

3. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица гюльской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь.

Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений.

На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов.

Этими же правами пользуются лица русский, украинской и белорусской национальности в Польше.

2. Расчет и выплата действительных расходов на Содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации.

3. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения.

Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов.

4. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности.

Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны.

2. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны.

3. Применение амнистии, согласно п.п. 1 и 2 настоящей статьи, влечет за собой обязательство не возбуждать новых преследований, начатые же — прекратить, а уже присужденные наказания не приводить в исполнение.

4. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством.

Однако если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению.

5. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказании за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством.

6. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется иа все вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего Договора.

Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего Договора.

Рижский мирный договор 1921 года, 18 марта (Вышинский, 1948)

Рижский мирный договор 1921 года — подписан 18. III, после окончания польско-советской войны 1919-1920 годов. Нападения польских войск на советскую территорию имели место в течение всего 1918 года. Весной 1919 года Польша, поддержанная странами Антанты, начала наступление в глубь советской территории. Стремясь к миру, Советское правительство неоднократно предлагало Польше начать переговоры о прекращении военных действий, но правительство Пилсудского (. ) оставляло все мирные предложения правительства РСФСР без ответа.

2. II 1920 года ВЦИК обратился непосредственно к польскому народу с призывом «отказаться от недоверия к русскому трудовому народу, покончить с кровопролитной войной. » 4. II польское правительство сообщило о своём намерении дать ответ на советские предложения, но, затягивая начало мирных переговоров, проводило усиленную подготовку к наступлению. Когда же эта подготовка была закончена, поляки предложили (27. III 1920) начать переговоры в прифронтовом г. Борисове при условии заключения перемирия только на участке фронта, прилегающем к городу. В этих предложениях была скрыта уловка: готовясь к наступлению на Белоруссию, польская военщина стремилась прекратить подвоз подкреплений советским войскам и ослабить их позиции в районе Борисова.

Наркоминдел предложил польскому правительству заключить перемирие по всему фронту и вести переговоры либо в каком-нибудь нейтральном государстве, либо в Москве, Петрограде или Варшаве.

Польское правительство ответило на эти предложения ультимативным заявлением, что переговоры могут происходить только в Борисове, или они вовсе не состоятся. Сорвав таким образом переговоры, поляки 25. IV начали новое наступление. Однако Красная Армия отразила польское наступление и затем предприняла контрнаступление, приведшее вскоре к решительному поражению белополяков и к глубокому проникновению Красной Армии на территорию Польши. Обстановка радикально изменилась. Руководители держав Антанты, находившиеся в это время на конференции в Спа (5-16. VII), решили вмешаться с целью дать возможность Польше выиграть время и укрепить свою армию.

12. VII 1920 годаминистр иностранных дел Англии лорд Керзон предложил Советской России посредничество для заключения с Польшей перемирия и потребовал остановить Красную Армию на линии, предложенной Верховным советом Антанты в 1919 году в качестве восточной границы Польши (см. Керзона линия).

Советское правительство согласилось вести переговоры только непосредственно с Польшей (нота от 17. VII). Керзон ответил, что не настаивает на посредничестве; вслед за этим заявлением английского министра была получена просьба польского правительства о перемирии. Одновременно правительства Англии и Франции послали в Варшаву миссию для оказания Польше помощи и ускорили поставку ей вооружения. В состав миссии входили английские и французские офицеры (в том числе Вейган и де Голль), взявшие в свои руки руководство польской армией. Ободрённое поддержкой Антанты, польское правительство уже не спешило возобновить переговоры, а прибывшая 1. VIII в Барановичи польская делегация оказалась без полномочий на ведение переговоров.

Тем временем стало успешно развиваться наступление Красной Армии на Варшаву. 3. VIII Керзон обратился с резкой нотой к Советскому правительству, требуя прекратить наступление и угрожая интервенцией. 4. VIII премьер-министр Англии Ллойд-Джордж заявил советскому представителю в Лондоне Л. Б. Красину, что, если мирные переговоры не будут начаты, английский флот окажет поддержку Польше. Несмотря на все эти угрозы, Советское правительство ответило, что не желает посредничества Англии, но по-прежнему готово вести переговоры с Польшей.

7. VIII польское правительство сообщило о своей готовности начать переговоры, но на деле затянуло их открытие ещё на несколько дней, заканчивая перегруппировку своих войск и подвоз резервов. Только перейдя в контрнаступление, организованное с помощью Англии и Франции, Польша приступила 17. VIII 1920 года к переговорам в Минске. Советская делегация выдвинула почётные для Польши условия мирного договора, соглашаясь на отклонения от линии Керзона (в районе Холма и Белостока) в пользу Польши. Но теперь державы Антанты уже не торопили поляков с заключением мира. Франция даже настаивала на прекращении переговоров и на продолжении войны. Англия и Италия вмешались в переговоры и потребовали от Советского правительства отказа от части его предложений. 25. IX 1920 года ВЦИК обратился к Польше с новыми предложениями, содержащими ряд уступок.

Несмотря на временный успех, Польша была истощена. Польское правительство согласилось возобновить переговоры, и 12. X были подписаны предварительные условия мирного договора. Военные действия прекратились 18. X. После 5-месячных переговоров был подписан Рижский мирный договор.

По Рижскому мирному договору была установлена граница, передававшая Польше Западную Украину и Западную Белоруссию (ст. 2).

Обе стороны взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела другой стороны, от враждебной пропаганды и обязались не допускать на своей территории образования террористических организаций, деятельность которых направлена против другой стороны. (Этого обязательства реакционное польское правительство никогда не выполняло и систематически перебрасывало на советскую территорию вооружённые банды и диверсантов.)

Ст. 7 Рижского мирного договора обязывала предоставить широкие права национальным меньшинствам, находящимся в обеих странах: украинцам и белоруссам — в Польше и полякам- в Советской России; однако до своего освобождения в сентябре 1939 года белоруссы и украинцы подвергались в панской Польше национальному гнёту и насильственному ополячиванию. Обе стороны взаимно отказались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны между ними (ст. 8). Все произведения искусства, принадлежавшие Польше и эвакуированные во время мировой войны 1914-1918 года на восток, возвращались Польше (ст. 11).

Дипломатические отношения между двумя странами устанавливались немедленно после подписания Рижского мирного договора (ст. 24).

Рижский мирный договор действовал до 17. IX 1939 года, когда в связи с распадом польского государства Советским правительством были аннулированы все договоры и соглашения, заключённые с Польшей. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Рижский мир с Польшей

Война Советской России против Польши, началась 25 апреля наступлением польских войск на Киев. 26 мая Красная Армия перешла в контрнаступление и после ряда успешных операций вышла в середине августа на подступы к Варшаве и Львову. В результате контрудара польских войск Красная Армия вынуждена была отойти на линию Августов, Липск, Беловеж, Опалин, р. Западный Буг до Владимира-Волынского. Завершена мирным договором, подписанным 18.3.1921 в Риге

ПЕРЕГОВОРЫ О МИРЕ

Катастрофическое поражение Красной Армии под Варшавой в августе 1920 г. вынудило руководителей РСФСР пойти на примирение с «белой» Польшей. 17 августа 1920 г. в Минске состоялась первая встреча представителей РСФСР и Польши, положившая начало реальному процессу советско-польского мирного урегулирования. В сентябре 1920 г. мирные переговоры были перенесены из Минска в Ригу (первый раунд рижских мирных переговоров состоялся 21 сентября 1920 г.).

Читайте так же:  Договор найма с тренером

Польское руководство восприняло предложение о проведении восточной границы по «линии Керзона» без энтузиазма. 23 августа 1920 г. члены польской делегации на мирных переговорах с РСФСР заявили, что линия границы, предложенная делегацией РСФСР, напоминает полякам «позорную» линию третьего раздела Речи Посполитой, осуществленного в 1795 г.

Отказавшись от амбициозных планов раздвинуть восточные пределы Польши до рубежей Речи Посполитой перед ее первым разделом в 1772 г. (т. е. до Западной Двины и Днепра), польское руководство решило провести восточную границу по линии, совпадающей с линией русско-германского фронта периода 1915—1917 гг. 27 августа 1920 г. министр иностранных дел Польши Е. Сапега заявил, что линия Двинск — Вильно — Барановичи — Пинск — Луцк — р. Горынь — р. Збруч является оптимальной, поскольку на ней находятся готовые инженерные укрепления. Принять данную линию за основу польской восточной границы предлагали сторонники Народно-демократической партии Польши («эндеки») (их ярким представителем был Р. Дмовский; соответствующие установки разделяли глава польской делегации на рижских мирных переговорах Я. Домбский и представлявший польский сейм на переговорах Ст. Грабский). Выступая за создание «сильной Польши», они считали, что в состав польского государства не следует включать территории с народами, ментально и культурно чуждыми польскому обществу. «Линия военных окопов» привлекала «эндеков» тем, что в случае принятия ее за основу польской восточной границы приобретались территории, заселенные преимущественно католиками, т. е. людьми близкими с культурно-цивилизационной точки зрения. 11 сентября 1920 г. установку на принятие «линии военных окопов» в качестве восточной границы Польши подтвердил своим решением Совет обороны государства (чрезвычайный орган, обладавшего всей полнотой власти).

Что касается ССРБ, то ее позиция в отношении границы с Польшей была сформулирована в Декларации о независимости, принятой 31 июля 1920 г. на совместном заседании ЦК КП(б) ЛиБ, ЦК БКО, ЦБ профсоюзов Минска и Минской губернии и ЦК Бунда. В документе говорилось, что западная граница должна соответствовать этнографическому принципу [5, с.185]. Итак, несмотря на принципиальные политические расхождения, в части определения западной границы белорусского государства подходы сторонников демократической и Советской Беларуси совпадали.

23 сентября 1920 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) опубликовал заявление по вопросу об основах мирного соглашения между РСФСР и Польшей. В документе говорилось, что в основу мира следует положить «немедленное торжественное подтверждение как Польшей, так и Россией, независимости Украины, Литвы и Белоруссии и признание независимости Восточной Галиции», а также официальное признание государственного устройства в Литве, Беларуси и Украине [8, с. 204—206]. В заявлении подчеркивалось, что советская сторона готова признать в качестве польской границы линию, которая будет проходить значительно восточнее «линии Керзона». В тот же день глава правительства РСФСР и РКП(б) В. Ленин поручил главе делегации РСФСР на мирных переговорах с Польшей А. Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины.

1 октября 1920 г. польская делегация заявила, что Польша может либо согласиться с созданием на своих восточных рубежах «буферных» государств (в том числе Беларуси), либо провести границу таким образом, чтобы железная дорога Лида — Барановичи — Лунинец — Ровно — Броды находилась в глубине польской территории. Право выбора из этих двух вариантов поляки оставили за руководством РСФСР. После консультации с Москвой А. Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта. Тогда же обе стороны договорились не рассматривать в качестве основы польско-советской границы «линию Керзона» и «борисовскую линию» (т. е. линию польско-советского фронта начала 1920 г.).

12 октября 1920 г. в 7 часов 30 минут вечера по местному времени во дворце Шварцкопф в Риге представители Польши, РСФСР и Украинской ССР подписали договор о перемирии и прелиминарных условиях мира. Польша обязалась признать независимость Беларуси и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет.

В феврале 1921 г. обе стороны решили ускорить подготовку окончательного мирного договора. 10 февраля 1921 г. депутаты польского сейма призвали польское правительство в кратчайший срок подписать мирный договор с РСФСР. В поддержку мирного соглашения с РСФСР выказался и «начальник» польского государства Ю. Пилсудский, который заметил, что земли, отходящие к Советской России, не представляют для Польши существенного значения, а в дальнейшем границу можно будет изменить с большей выгодой для польского государства.

Скорейшего урегулирования с Польшей желало и руководство РСФСР. На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью в 12 тыс. кв. км. Эта территориальная уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований. Также с согласия РСФСР была «исправлена» в пользу Польши граница в районе Радошковичей. Комментируя достигнутые договоренности, В. И. Ленин сделал важное заявление: «…В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира».

18 марта 1921 г. в том самом зале рижского дворца Шварцкопф, где осенью 1920 г. был подписан прелиминарный договор, делегации РСФСР, Украинской ССР и Польши подписали текст окончательного мирного договора. Несмотря на то что делегация ССРБ документ не подписывала (в тексте договора содержалось указание на то, что от ее имени это делает делегация РСФСР), статья XXIII договора распространяла все права и обязательства, зафиксированные в договоре, также и на Советскую Беларусь. Кроме того, в тексте договора сохранялось указание на признание договаривающимся сторонами независимости Беларуси.

А.В. Тихомиров. Фактор Беларуси в процессе советско-польского мирного урегулирования 1920—1921 гг.

ПОСЛЕДСТВИЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ

Отголоски советско-польской войны давали о себе знать еще долгие десятилетия — тут был и спор о замученных в польском плену советских военнопленных, и вопрос о границах, и многое-многое другое. Ни Советы, ни Польша не сумели победить в этой войне, заложив, как справедливо пишет петербургский историк С. Н. Полторак, «в почву своих отношений зерна будущей схватки: схватки несоизмеримо более жестокой». По утверждению Полторака, в «самих итогах этой войны для Польши была заложена основа трагедии 1939-1945 годов». Указывая на то, что в этой войне не было победителей, Полторак утверждает, что и на то, что «и для Польши, и для Советов эта война была ни что иное, как победоносное поражение!». И. В. Михутина полагает, что «ситуация взаимного недоверия, политической подозрительности, психологической неприязни получила трагическое разрешение в прологе второй мировой войны».

США: Новые санкции против Ирана сорвут переговоры

Интеграцию Грузии в ЕС призвали не считать соревнованием Европы и…

США призвали власти Украины услышать свой народ

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в 1921 г. предсказать последствия советско-польской войны было крайне трудно. Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны. Во-первых, это устраивало страны Антанты, в первую очередь Францию. Польша стала крупнейшим лимитрофом, созданным на обломках рухнувшей Российской Империи, отгородила вместе с Балтийскими государствами и Финляндией «цивилизованный» мир от большевистской угрозы с востока. Польша вместе с этими новообразованиями стала важнейшим звеном в борьбе с Советской Россией. Во-вторых, итоги этой войны устраивали и Советскую Россию, так как давали ей передышку в вооруженной борьбе с внешними силами «контрреволюции», чтобы перебросить их на подавление «контрреволюции» внутренней. Не секрет, что именно после окончания войны с поляками, красные перебросили силы и в кратчайшие сроки разгромили Русскую армию Врангеля, а затем эти же силы были брошены на подавление восстаний на Северном Кавказе, Тамбовщине и Западной Сибири. В случае продолжения войны с поляками при сохранении южнорусской контрреволюции и начавшейся волне повсеместных крестьянских мятежей Гражданская война затянулась бы. Красные хотя и не сумели решить все свои задачи в войне внешней, однако, победили в войне внутренней. Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю.Пилсудского за этот «подарок». И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны. Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. была отличительной чертой развития почти всех центральных и восточно-европейских государств. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в. Поляки стали вновь имперским народом, границы государства в значительной степени повторяли контуры прежнего государства с соответственным составом населения. Отличительной чертой послевоенной Польши было то, что у нее имелись пограничные конфликты со всеми соседними странами. Завязались узлы конфликтов, взорвавшие ситуацию почти через 2 десятилетия. Помимо советско-польских противоречий, существовал и германо-польский конфликт по поводу Восточной Пруссии, Данцига (Гданьска) и Силезии. Именно эти два конфликта похоронили Польское государство в 1939. Окрыленная успехом в войне с РСФСР, Польша пыталась и в дальнейшем играть на равных в большой европейской игре, и была уничтожена более сильными хищниками, не рассчитав свои силы и возможности.

А. Пученков: «Даешь Варшаву», или «Чудо на Висле»: О советско-польской войне 1920 года

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ПОЛЬСКИХ ЛАГЕРЯХ

Вербальная нота полпредства РСФСР в Польше

Министерству иностранных дел Польской Республики

6 января 1922 года

Российское правительство уже неоднократно вынуждено было обращать внимание польского правительства на чрезвычайно тяжёлое положение российских военнопленных в Польше. К сожалению, в настоящий момент, уже почти год после подписания мирного договора, со стороны польских властей русские военнопленные встречают всё ещё отношение, которое является совершенно невероятным прояв¬лением грубости, издевательства и жестокости. 29 декабря 1921 г. российско-украинская делегация Смешанной репатриационной комиссии в отношениях своих за №№ 4414 и 4415 сообщила польской части делегации о совершенно недопустимых условиях существования российских военнопленных и интернированных в лагере Стржалково […] Во всех своих представлениях по поводу ненормальных и тяжёлых условий существования российских военнопленных в Польше неодно¬кратно приходилось указывать на тяжёлое положение именно в лагере Стржалково. Причём чрезвычайно тяжелые объективные условия существования в этом лагере ввиду крайней неблагоустроенности его отягощаются ещё совершенно нечеловеческим отношением к пленным со стороны администрации лагеря […]

Избиение военнопленных составляет постоянное явление, и нет возможности регистрировать все эти случаи. Российско-украинская делегация в целом ряде отношений приводила длинные списки избитых пленных. Все эти избиения не только остаются безнаказанными, но и до настоящего времени вопреки постановлению Смешанной репатриационной комиссии не опубликован приказ от 6 августа 1921 г., запре¬щающий бить пленных, и таким образом тормозится борьба с этим преступным отношением к пленным.

По всякому поводу к пленным применяется арест, причём условия его чрезвычайно тяжелы. К арестованным насильно применяют методы прогулки, которые являются не облегчением для них, чем должна быть прогулка, а обдуманной пыткой и издевательством. Арестованных ежедневно выгоняют на улицу и вместо прогулок обессиленных людей заставляют под команду бегать, приказывая падать в грязь и снова подниматься. Если пленные отказываются ложиться в грязь или если кто-нибудь из них, исполнив приказание, не может подняться, обессиленный тяжёлыми условиями своего содержания, то их избивают прикладами [. ]

Читайте так же:  Мировой суд кольцово

Российское посольство выражает свой категорический протест против невероятных условий содержания, против издевательства и жестокостей, применяемых по отношению к российским гражданам, и выражает твёрдую уверенность, что преступные действия со стороны администрации лагеря Стржалково не останутся без строжайшего наказания.

Одновременно Российское посольство заявляет, что Российское правительство не может допустить подобного отношения к своим гражданам. Российское правительство твёрдо уверено, что незамедлительно будут приняты польским правительством решительные меры, обеспечивающие российским гражданам, находящимся в польских лагерях, должное к себе отношение, отвечающее принципам международного права.

Цит. По: Ю.Иванов. Очерки советско-польских отношений.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИЖСКОГО ДОГОВОРА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИЖСКОГО ДОГОВОРА

В последние недели переговоров на очередной негласной встрече Иоффе заявил Домбскому, что Россия согласна уступить Польше еще три тысячи квадратных верст на Полесье и тогда польская граница будет подходить к самому Турову, оставляя его в российских границах (речь шла о территории Белоруссии, но вещи назывались своими названиями. — Авт.). Иоффе также заявил, что Россия готова отдать Польше Радошковичи, которые по предварительным условиям мира были на советской стороне, а также отодвинуть границу на восток в районе реки Вилии восточнее Молодечно (в районе Докшицы-Долгинов). В таком случае польско-советская граница на этом участке полностью совпала бы с восточной границей Виленской губернии. При этом Иоффе сказал, что «территориальные уступки — это мой личный подарок пану Домбскому и никакой другой председатель польской мирной делегации такого подарка не получит» <444>.

В самом конце переговоров советская делегация спохватилась, что нигде не говорится о непосредственной польско-российской границе: речь идет о советско-польской границе в Белоруссии. На заседании редакционной комиссии Иоффе поднял вопрос о включении в текст договора упоминания о российско-польской границе. Польский делегат Леон Василевский ответил ему, что устанавливается граница Польши с Украиной и Белоруссией, а вопрос о российской территории — это уже политическая сторона дела внутренних отношений в России, Польша не будет его рассматривать. Польская делегация не хотела связывать себе руки упоминанием о российско-польской границе, так как ожидала возможной ликвидации фиктивной белорусской советской республики. Впрочем, Иоффе не настаивал на своем предложении.

Глава польского государства Пилсудский был настроен более воинственно, чем правительство и политические группировки в сейме. Например, на встрече с офицерами штаба 2-й армии Рыдз-Смиглого на Виленщине 3 декабря 1920 года Пилсудский ответил на свой же вопрос, что нужно сделать теперь, пока польская армия не демобилизована, а перед нею разбитая советская армия:

«Мы должны снова занять Киев и Минск, чтобы объединить в федерации или унии с Польшей всю Украину, Белоруссию и Литву. К сожалению, сделать сейчас мы этого не можем. Польша этого не хочет, ей чужды ягеллонские идеи, а, кроме того, Польша истощена длительной войной, наше войско очень устало… и бедное. Нет, мы не может выполнить эту задачу» <445>.

Его настроения разделял и министр иностранных дел Сапега. 18 марта 1921 года Ян Домбский сказал Иоффе:

«Через два дня в Ригу приедет министр иностранных дел Сапега, наверное, с целью срыва переговоров, которые тянутся так долго. Если мы хотим иметь договор, следует подписать его сегодня» <446>.

Договор был подписан в тот же день. А министр Сапега от поездки отказался.

Поздно вечером 18 марта 1921 года, находившийся на спектакле в Национальном театре в Варшаве премьер-министр Винценты Витое получил телеграмму от Я. Домбского о подписании мира и объявил об этом публике. Известие вызвало энтузиазм и длительные аплодисменты собравшихся. Пилсудский сидел в ложе, не аплодируя.

Итак, 18 марта 1921 года на пленарном заседании во Дворце Черноголовых в Риге в 20 часов 30 минут по местному времени делегаты обеих сторон подписали мирный договор. Вначале выступили с краткими речами главы делегаций и министр иностранных дел Латвии Мееровиц. А потом приложили руку члены делегаций, тексты скрепили печатями. Вся церемония продолжалась до 22 часов 10 минут.

Договор был составлен на русском, украинском и польском языках. Он состоял из преамбулы и 26 статей. К договору была приложена карта границы, имевшая официальный характер (приложение № 1), а также еще 9 приложений, в которых были зафиксированы договоренности сторон по отдельные важным вопросам <447>.

Первая статья кратко сформулировала главный вопрос:

«Обе договаривающиеся стороны объявляют состояние войны между ними прекращенным».

2-я статья начиналась с официального заявления:

«Обе договаривающиеся стороны, согласно принципа самоопределения народов, признают независимость Украины и Белоруссии, а также соглашаются и постановляют, что восточную границу Польши, т.е. границу между Россией, Белоруссией и Украиной, с одной стороны, и Польшей — с другой, составляет линия»…

Далее шло подробное описание линии границы с указанием деревень на той и другой стороне границы, дорог и рек. Граница была нанесена красной краской на русской карте (масштаб 10 верст в одном английском дюйме). В случае разницы между текстом и картой решающее значение имел текст. Государственную границу следовало установить на месте смешанной пограничной комиссии. Уточнялось, как проводить границу по рекам, между селениями, на дорогах, у железнодорожных станций («от полутора до трех верст от выходного семафора») и т.д.

По договору новая линия границы в ряде мест была передвинута на восток. Так, в нынешней Минской области новая граница («личный подарок Иоффе пану Яну Домбскому») южнее Клецка была перенесена на восток с реки Лань на реки Морочь и Случь до Припяти, а южнее Припяти — от реки Ствиги восточнее ее. Северо-восточнее Минска к Польше по договору отошло местечко Радошковичи и ряд населенных пунктов севернее его, но станция Радошковичи осталась на советской стороне.

На Волыни Польше были переданы местечко и станция Ракитно на железной дороге Киев — Коростень — Ковель. Была спрямлена в пользу Польши граница в районе Ямполя. Но в основном линия границы осталась прежней. То, что Ян Домбский отказался от Минска и центральной части Белоруссии, как предлагал ему вначале Иоффе, через десять лет ему припомнили правые элементы, сторонники Пилсудского. В 1931 году его сильно избила группа неизвестных — «за измену». Несколько месяцев Домбский болел, а затем умер.

Важное значение для международных отношений имела 3-я статья договора:

«Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы.

Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, — вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой» <448>.

Речь, конечно, шла о Виленской области и Сувалковском округе. Россия и в этом вопросе пошла на уступку польской стороне.

Территория советской Белоруссии теперь составляла только две трети бывшей Минской губернии. На востоке ее граница с РСФСР соответствовала восточной границе бывшей Минской губернии. Белорусский народный поэт Якуб Колас горько иронизировал по этому поводу:

Далi шэсць паветаў

Дзякуй i за гэта.

В этой Белорусской советской республике проживало полтора миллиона жителей, меньше, чем теперь в Минске. Народный поэт Беларуси Янка Купала в стихотворении «Новый год» писал:

Ідзеш у край, які бязбожна

Жыўцом парэзалі на часьці,

А брат проць брата стаў варожна,

І памагае край раскрасьці.

Традиционной для договоров РСФСР и СССР со своими соседями стала 5-я статья договора:

«Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности, от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки.

Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории» <449>.

Согласно ей, Россия отказывалась от Польревкома и Галревкома, виртуальных «революционных правительств» Западной Белоруссии и Западной Украины. А вот Польша отказывалась от вполне реальных и к тому же союзных ей украинских, белорусских и российских войск, а также от дружественных эмигрантских правительств и политических комитетов. Здесь был несомненный выигрыш советской дипломатии.

Не менее важной была и 7-я статья договора о гарантиях национальных прав:

«1. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права.

Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии» <450>.

Действительно, благодаря этому условию, в 20-е годы в Польше выпускались газеты и книги, были созданы национальные культурные общества и общества содействия национальной школе — украинские, белорусские и русские. Открылись национальные школы и гимназии. Соответственно в Белоруссии и Украине были созданы польские национальные театры, выпускались газеты и книги на польском языке, работали средние школы. В Белорусской Академии наук был создан польский сектор, занимавшийся исследованиями польской истории, литературы и языка.

В договоре от 18 марта 1921 года стороны взаимно отказывались от требований вернуть расходы на ведение войны и компенсировать потери. Каждая из сторон предоставляла «гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки» (10-я статья). Статья заканчивалась положением:

«Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего Договора» <451>.

Обширная 11-я статья была посвящена возврату Польше исторических и культурных ценностей, вывезенных в Россию или Украину начиная с 1 января 1772 года, т.е. после первого раздела Речи Посполитой (в том числе боевые знамена и артиллерийские орудия), а также трофеи, начиная с войны 1792 года. Не подлежали возврату трофеи войны 1919-20 годов. Россия возвращала Польше библиотеки, архивы, произведения искусства и предметы, имеющие научную или культурную ценности. До сих пор в описях архивных документов в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге против названий некоторых архивных дел сохранились пометки «Дело выдано польской стороне» с подписью эксперта, известного историка профессора В.И. Пичеты.

По условиям договора Польша освобождалась от ответственности за долги и обязательства Российской империи. Россия обязалась выплатить Польше 30 миллионов рублей золотом за вклад Польши в российскую экономику (однако выплата была произведена не полностью).

Дипломатические и торговые отношения восстанавливались немедленно.

В договоре пространно были описаны процедуры выбора гражданства (оптации) лицами старше 18 лет и условия выезда в свою страну (репатриация).

Приложения к договору решали экономические и юридические вопросы.

Мирный договор между Польшей, с одной стороны, Россией и Украиной с другой, был ратифицирован в течение месяца. Президиум Всероссийского ЦИК ратифицировал его 14 апреля. ЦИК Украины ратифицировал договор 17 апреля. Начальник Польского государства Пилсудский ратифицировал договор 16 апреля на основании полномочия, данного ему Сеймом 15 апреля.

Обмен ратификационными грамотами состоялся 30 апреля 1921 года в Минске, и договор вступил в силу.