Социальные гарантии льготы выплаты и их разновидности

9.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ

Помимо заработной платы организации предоставляют своим работникам различные дополнительные льготы, составляющие значительную часть общего пакета вознаграждений сотрудника

Льготы — это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов:

национальное и местное законодательство. Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством. В данном случае задача руководителей — найти способы предоставления таких льгот с наименьшими для организации издержками;

рынок труда. Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является стандартным для данного рынка (естественно, учитывая различия между профессиями);

налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвалифицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.;

культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать прежде всего компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.

Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных выплат и льгот, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить организация. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же как заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и организации в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль. Следовательно, через систему социальных льгот и выплат работники заинтересованы в росте конечных результатов деятельности организации.

Сегодня само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение являются обязательной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника.

Наряду с зарплатой или окладом и вышеперечисленными льготами организации гарантируют на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств многочисленные дополнительные услуги (услуги по социальному обеспечению, помощь в обучении и повышении квалификации, пособия на детей и оплата в детских садах, пособия по квартплате и предоставление служебных квартир и т.д.).

Услуги, аналогичные денежному вознаграждению, предоставляются в связи с личными торжествами или праздниками (к рождеству, например, выплачиваются надбавки к заработной плате за долголетнюю непрерывную работу) Услугами социального характера в отдельных организациях являются также отпускные деньги сверх того, что положено по тарифному соглашению.

Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Однако, это не достигается автоматически. В определенных условиях социальные выплаты могут не достигать желаемого эффекта, порождать иждивенческие настроения у работников, ухудшать экономическое положение организации вследствие того, что рост издержек на рабочую силу необязательно сопровождается должным уровнем отдачи.

Для того чтобы социальные выплаты давали положительный эффект для работника и были выгодны организации, необходимо правильное понимание функции, которые выполняют эти выплаты, и механизмов воздействия основных элементов системы социальных выплат на трудовую мотивацию работника.

Выплаты социального характера достаточно разнообразны. Но общей их чертой является то, что они выплачиваются в дополнение к заработной плате.

Они могут быть сгруппированы в зависимости от выполняемых функций:

выплаты за неотработанное время — надбавки к пенсиям, страховые платежи, оплачиваемое свободное от работы время в связи со свадьбой, смертью родственника, болезнью ребенка или его рождением;

денежные подарки — выплаты, производимые через нерегулярные промежутки времени и отличающиеся от прямого вознаграждения за конкретные результаты работы, денежные премии или отсроченные выплаты, связанные с участием в прибылях предприятия;

выплаты натурой, осуществляемые чаще всего в форме получения работниками продукции, выпускаемой организацией, по льготным цепам;

оплата жилья может проявляться в таких формах, как предоставление служебного жилья бесплатно или за плату со скидкой; оплата квартир; выплата пособия и оказание содействия работникам в приобретении собственного жилья; оплата расходов по содержанию и ремонту собственного жилья;

пособия по социальному обеспечению — использование крупными компаниями частных систем пенсионного обеспечения по старости и инвалидности с низкими или определенными в зависимости от размеров заработка — ставками взносов; возможность для семьи работника получить пособие в случае потери кормильца; оплата страхования жизни и медицинского страхования работника и членов его семьи; пособие на содержание семьи в денежной или натуральной форме; пособия по безработице;

оплата профессиональной подготовки работника выступает в форме бесплатного профессионального обучения работника на предприятии либо в форме оплаты обучения за его пределами полностью или частично;

социально-бытовые выплаты — оплата завтраков, обедов, ужинов в течение рабочего дня; оплата детских дошкольных учреждений и общего образования детей сотрудников; создание условий для отдыха, в том числе семейного; предоставление займов на личной основе под низкие проценты; дотации кооперативным обществам и кредитным союзам персонала; оплата юридических услуг; предоставление транспорта для поездок на работу и с работы или оплата транспортных расходов; обеспечение рабочей одеждой или денежные выплаты на ее приобретение.

Какие же цели преследует предприниматель, предоставляя своим работникам помимо основной заработной платы и определенный набор социальных выплат? Цели эти весьма многообразны: привлечение и закрепление квалифицированной рабочей силы в организации; стимулирование высокопроизводительного труда; создание благоприятного общественного мнения об организации; увеличение реальных доходов работников и их общего благосостояния.

Очевидно, что ни одна организация не в состоянии решить все проблемы работника за свой собственный счет, поэтому она не может предоставить человеку весь перечень возможных выплат и льгот в полном объеме. Да это и не является целью организации. Существует различие между целями, которые ставит перед собой организация, предоставляя своим сотрудникам тот или иной набор дополнительных выплат и льгот, и целями повышения благосостояния работников.

В принципе одни и те же дополнительные выплаты могут удовлетворить требованиям и организации, и требованиям занятых в ней работников. Поэтому основной задачей при разработке системы дополнительных выплат является достижение сочетания интересов организации и работников, хотя их интересы никогда не могут совпасть полностью.

Конкретная направленность различных видов дополнительных выплат достаточно разнообразна. Например, для борьбы с текучестью кадров некоторые организации вводят у себя системы пенсионного обеспечения, не требующие взносов от работников; осуществляют выплаты за выслугу лет; выдают долговременные займы и ссуды под низкие проценты. При этом они распространяют такие льготы на те категории работников, в закреплении которых на производстве они заинтересованы в наибольшей степени.

Структура выплат социального характера в России включает:
1. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.
2. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.
3. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.
4. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых pa6oтникам за счет средств предприятия.
5. Оплату путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
6. Оплачу абонементов в группы здоровья, занятии в спортивных секциях, оплату расходов по протезированию и другие подобные расходы.
7. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
8. Компенсацию женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий но социальному страхованию).
9. Суммы, выплачиваемые за счет предприятия, в возмещение вреда, причиненного работнику увечьями, профессиональными заболеваниями либо иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей.
10. Компенсацию работникам морального вреда, определяемую судом.
11. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
12. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
13. Оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
14. Стоимость льгот по проезду для работников железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиатранспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
15. Оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и оплату стоимости багажа.
16. Материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.
17. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения.
18. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджета в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
19. Компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
20. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
21. Расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятия.
22. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство.

Набор социальных выплат и льгот зависит от ряда факторов: размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, финансово-экономического положения, влияния профсоюза и т.п. Социальные выплаты дифференцированы по категориям персонала.

В условиях сокращения государственных расходов па социальные цели наблюдается смещение акцента соответствующих программ на уровне организации. Учитывая данные обстоятельства, государство должно всячески стимулировать развитие фондов социального потребления в организациях. Основным инструментом здесь является налоговая политика, которая должна предусматривать полное или частичное освобождение от налогов сумм, направляемых на развитие различных форм социального потребления.

В организациях, где существуют развитые системы различных выплат и льгот, низки показатели текучести кадров, работники более лояльны к администрации, стремясь удержаться на своем месте. Особенно это относится к высококвалифицированным работникам, так как, например, пенсионное обеспечение, предусматривающее длительный стаж работы, подразумевает создание высококвалифицированной рабочей силы с большим стажем по определенной профессии, что отвечает интересам организации.

Темпы роста дополнительных выплат и льгот в организациях превышают темпы роста заработной платы. Объем всех выплат и льгот из фондов предприятий превосходит размеры выплат и льгот из государственных источников. Однако здесь надо заметить, что формирование фондов социального потребления в организациях в первую очередь подчинено интересам предпринимателей и практически целиком ими определяется (только около трети объема дополнительных выплат и льгот, связанных в основном с социальным обеспечением, устанавливаются коллективными договорами). И все же столь широкое развитие фондов социального потребления вызывает изменения во всем механизме воспроизводства рабочей силы и создает новое соотношение между прямой заработной платой за отработанное время и социальными формами возмещения стоимости рабочей силы, не связанными непосредственно с результатами труда. Это соотношение выражается в том, что организация стремится повысить гибкость заработной платы путем ограничения ее тарифной части и увеличения ее надтарифных элементов, которые все больше увязываются с общими результатами хозяйственной деятельности организации.

Потребность организаций в контроле расходов на дополнительные выплаты привела к возникновению гибких систем льгот. Смысл «гибкости» в том, что широкий набор дополнительных выплат позволяет работникам выбрать те из них, которые больше нужны. Таким образом, система льгот в значительной степени учитывает текущие нужды работников. Но социальные услуги организации не могут быть индивидуализированы, а должны быть доступны для всех сотрудников или определенных групп сотрудников.

Независимо от того, являются ли услуги социального характера в организации жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предложены только для привлечения квалифицированного персонала, они становятся особой формой участия сотрудника в экономическом успехе организации. Эта форма добровольных социальных услуг организации имеет свое обоснование в том, что не только максимизация прибыли является целью предпринимательской деятельности, но и социальное обеспечение сотрудника, развитие его личности, которые обеспечивают успех фирмы. По этой причине добровольные услуги социального характера организации не нуждаются в прямом доказательстве рентабельности. Эти услуги, предоставляемые добровольно, т.е. без обязательств по закону, являются центральной областью социальной политики организации. Здесь она одна принимает решение о введении или упразднении дополнительных услуг. Форма воплощения, администрирование и распределение их среди сотрудников в границах, установленных законом, подлежат одобрению со стороны профсоюза.

Читайте так же:  Обучение интеллектуальная собственность екатеринбург

Небольшие организации, вынужденные выдерживать конкуренцию на рынке рабочей силы, в рамках своих возможностей следуют модели добровольных социальных услуг или, чтобы удержать квалифицированных сотрудников, платят высокую зарплату.

Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди — льготами, предоставляемыми при выходе па пенсию, молодые работники — немедленным получением наличных денег. Увеличение числа семей, где работают оба супруга, привело к тому, что они имеют стандартный пакет социальных выплат и льгот, у них появилась потребность только в тех видах, которые бы соответствовали нуждам семьи в целом. Все это позволяет, экономя средства, предназначенные на социальные нужды, одновременно удовлетворять соответствующие потребности работников. Некоторые организации разработали систему, которую иногда называют «системой вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому отобрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает.

Система «кафетерия» — это концепция создания систем гибкого материального вознаграждения, согласно которой сотрудники организации выбирают для себя различные формы стимулов (например, заработная плата сверх норм тарифного договора, социальные услуги, различные варианты рабочего времени и т.д.). Система гибких выплат и льгот действует следующим образом. На каждого работника администрация организации заводит специальный счет и резервирует определенную сумму денег для оплаты установленного объема социальных льгот. Кроме того, сами работники из своей заработной платы могут на этот же счет по договоренности с администрацией перечислять определенные взносы, что расширяет возможности получения дополнительных видов социальной помощи.

Это обеспечивает работнику возможность приобретения более предпочтительных для него льгот, а предпринимателю — строго контролировать расходы на социальные выплаты. Предприниматель также выигрывает от организации системы дополнительных выплат и за счет того, что фонды социального развития освобождаются от налогов и могут быть использованы для самофинансирования предприятия. Ориентированные на сотрудников социальные услуги организации должны:

помогать приводить в соответствие желания сотрудников с целями организации;

способствовать тому, чтобы имело место отождествление сотрудника со своей организацией;

сохранять или же повышать производительность и готовность к работе сотрудника;

социально защищать сотрудника и дополнять по необходимости предоставляемые в законном порядке социальные услуги;

поощрять собственную инициативу сотрудника при решении его проблем;

улучшать атмосферу в организации;

создавать у сотрудников и у общественности положительное представление об организации.

Система «кафетерия» предполагает следующие варианты:

1) выплата наличными (помесячно/ежегодно);
2) вознаграждение путем предоставления свободного времени (удлиненный или долгосрочный отпуск, сокращенная продолжительность рабочей недели и рабочего года);
3) страховые услуги (при болезни, инвалидности, страхование жизни);
4) более высокие пенсионные выплаты;
5) услуги в вещественной форме (заводские квартиры, возможности для занятии спортом, служебные машины),
6) участие в прибылях,
7) участие в капитале;
8) льготные ссуды сотрудникам

Хотя система выбора вознаграждения по принципу «кафетерия» имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых недостатков Общая стоимость льгот при этом повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные накладные расходы, а некоторые льготы, например страхование персонала, обходятся дешевле, если их получают в больших объемах. Другая проблема заключается в необходимости просвещения работников в вопросах наличного набора льгот и потенциального значения этих льгот для них в будущем и настоящем

Созданные компаниями системы льгот эволюционируют вместе с изменением вышеназванных факторов от предоставления простых (единичных) льгот организации переходят к сложной системе, требующей значительных ресурсов для управления ею. Данная тенденция особенно усилилась в последние годы ввиду того, что государство почти во всех странах начинает отказываться от политики предоставления централизованных льгот всем без исключения членам общества Другими словами, происходит перераспределение функций управления социальными льготами между государством и частным сектором

Режим гибкого времени. Первой льготой, полученной или завоеванной наемными работниками, обычно считается ограничение продолжительности рабочего дня, впервые законодательно установленное в XVII в. в Англии. Сегодня практически во всех странах в законодательном порядке регламентируется не только продолжительность рабочего дня, но и количество рабочих дней в году, фиксируются выходные и праздничные дни и т.д. Однако, именно в области режима рабочего времени организации имеют широкие возможности для творчества, направленного на оптимизацию его использования и улучшение условий труда своих работников. Концепция «гибкого рабочего времени», согласно которой работник должен отработать определенное количество часов в неделю или в месяц и может самостоятельно выбирать график работы (время начала и окончания, распределение по дням) приобрела широкую популярность в организациях, использующих труд клерков, административного персонала и т.д. Такая система дает работникам возможность лучше сочетать семейную жизнь и работу, учитывать свои индивидуальные особенности и т.п. Развитием идеи «гибкого рабочего времени» стала модель «безофисного предприятия», в соответствие с которой само понятие «работа» в смысле помещения, где собираются сотрудники одной организации, исчезает. Люди не приходят в офис, а работают там, где они могут: агенты по продажам — непосредственно с клиентами, снабженцы — с поставщиками, программисты и бухгалтеры — дома. Связь между сотрудниками осуществляется по телефону или с помощью электронной почты. Эта тенденция в организации рабочего времени и в организации труда вообще может привести к самым революционным изменениям в управлении персоналом.

Государство в большинстве стран устанавливает также минимальную продолжительность оплачиваемого отпуска для всех категорий, занятых в народном хозяйстве. Тем не менее, многие компании предоставляют своим сотрудникам дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска. Продолжительность отпуска, как правило, связана со стажем работы в организации, хотя положение сотрудника в организационной иерархии также может влиять на число отпускных дней.

Страхование работников. Коллективное страхование — это метод предоставления определенных услуг (медицинское обслуживание, выплаты пособия в случае смерти или увечья и т.п.) на основе распределения риска между группой участников (и компаний) Первоначально рабочие объединялись и создавали собственные страховые союзы для организации медицинского обслуживания, оказания взаимной помощи и т.д. Впоследствии к ним присоединились работодатели, взяв на себя часть расходов по коллективному страхованию своих сотрудников. Сегодня страхование организациями своих сотрудников представляет собой сложную систему.

Медицинское страхование предоставляет работникам возможность получить бесплатную медицинскую помощь в тех странах, где государство не гарантирует такого обслуживания всем гражданам. Как правило, медицинское страхование финансируется и работодателем, и работниками (например, в соотношении 70 : 30 страхового взноса, который является необлагаемой налогом частью дохода). В последние годы в связи с быстрым ростом цен на медицинское обслуживание в ряде стран Запада, и в первую очередь в США, руководители многих организаций были вынуждены начать поиски способов контроля и сокращения издержек на медицинское страхование своих сотрудников. Среди таких способов — изменение условий получения медицинского обслуживания. Так, при обращении за консультацией к врачу работника обязывают заплатить определенный процент (10%) суммы непосредственно из своего кармана, что ведет к сокращению числа «лишних» визитов и заставляет работников выбирать более дешевых врачей. Еще один метод снижения издержек — определение списка врачей и медицинских учреждении, в которые могут обращаться сотрудники организации (при стандартной системе работник сам выбирает врача, который затем выставляет счет компании или страховому учреждению компании), пли заключение прямых договоров на комплексное обслуживание с медицинскими учреждениями. И, наконец, один из наиболее противоречивых методов — выплата сотрудникам премии по итогам года за неиспользование медицинской страховки (премии за здоровый образ жизни).

Страхование жизни позволяет работнику обеспечить определенный доход для себя (своих наследников) в случае потери трудоспособности (смерти), происшедшей на рабочем месте. Величина страховых выплат, как правило, пропорциональна величине оклада работника (3-5 годовых окладов в случае смерти). Компания вносит основную часть страховых взносов, работник выплачивает остальное. Страхование жизни имеет особенно важное значение в тех странах с рыночной экономикой, где государственная поддержка малоимущих членов общества не обеспечивает приемлемого уровня жизни.

Пенсионные планы компаний получили наибольшее развитие в странах, где государственная система пенсионного обеспечения отсутствует или недостаточно развита. Пенсионный план представляет собой систему частного пенсионного обеспечения, при которой компания и сотрудник делают периодические (в моменты выплаты заработной платы) отчисления в специальный фонд, средства которого в дальнейшем инвестируются с целью максимизации дохода на вложенный капитал в долгосрочной перспективе. Приносимый фондом доход служит источником выплаты пенсий бывшим сотрудникам компании. Обычно условиями получения пенсий являются:
1) достижение определенного возраста, например 55 или 60 лет (который необязательно соответствует установленному законом возрасту выхода на пенсию);
2) прекращение работы по найму в данной организации;
3) наличие минимального стажа работы в организации, например 5 или 7 лет. Величина пенсии зависит от двух параметров — размера заработной платы сотрудника и стажа работы в организации. Ввиду того что государственное пенсионное обеспечение испытывает все большие трудности, пенсионные планы компаний становятся значительно привлекательнее для наемных работников. В то же время управление пенсионными планами требует все большего искусства и компетентности от служб управления персоналом и финансовых служб, которые вынуждены чаще прибегать к помощи профессиональных инвесторов.

Механизмы защиты трудовых прав и обеспечения социальных гарантия высвобождаемым работникам еще только создаются. Наиболее перспективным путем решения этой задачи является создание разнообразных внебюджетных фондов, которые становятся гарантами выплат пособий работникам в случае полной или частичной утраты ими работы по различным причинам, в частности в связи с неплатежеспособностью предприятий. Мировая практика свидетельствует, что такие фонды, как правило, строятся на принципах страхования, формируются за счет средств работодателей, а иногда и за счет взносов наемных работников. В некоторых случаях предоставляются государственные гарантии обеспечения выплат из таких фондов в случае нехватки средств.

В России в настоящее время создан и функционирует Государственный фонд занятости населения РФ. Его финансовые средства формируются как за счет специальных взносов, так и за счет ассигнований из бюджетов различных уровней, т.е. фонд занятости не является в полном смысле страховым.

При существующем механизме формирования средств фонда занятости поступления в пего не соотносятся с его расходами, что исключает возможность четкого обоснования размера страховых тарифов. Так. ныне действующий страховой тариф, составляющий 2% всех видов доходов, выплачиваемых работодателями работникам, при официально зарегистрированном уровне безработицы более чем достаточен для выплаты пособий по безработице. В будущем 2%-ные отчисления могут оказаться недостаточными. Требуются разработка и правовое закрепление условий, которые позволяли бы оптимизировать величину фонда.

Управление льготами в целом превратилось в последние десятилетия в важнейшую составляющую эффективного управления персоналом, требующую особого внимания со стороны линейных руководителей и специальной квалификации специалистов по персоналу.

NB

Переменная заработная плата (плата за результаты, плата за производительность) — система вознаграждения, при которой размер компенсации работнику не является постоянным, а изменяется в зависимости от результатов его работы, результатов работы всего подразделения или организации в целом.

Показатели, по которым выплачивается премия:

объем реализации (абсолютная величина, прирост по сравнению с предыдущим периодом, отклонение от плана);

рост курса акции компании;

Семь общих правил материального поощрения персонала:

Cистема стимулирования должна быть проста и понятна каждому работнику.

Система поощрения должна быть гибкой, легко реагировать на каждый положительный результат в работе.

Размеры премии должны быть экономически и психологически обоснованы (больше и реже; меньше, но чаще).

Стимулирование персонала важно организовывать по тем показателям, которые кажутся каждому работнику правильными.

Система поощрений должна формировать у персонала ощущение справедливости материальных вознаграждений.

Эта система должна способствовать повышению заинтересованности работников не только в качестве собственной работы, но и в успехе функцио-нирования «деловых связок» с другими сотрудниками.

В системе материального стимулирования персонал должен видеть четкую взаимосвязь между результатами своей работы и деятельностью фирмы, осознавая то, к чему могут привести ошибки сотрудников и успехи каждого из них.

Читайте так же:  Как оформить письмо нескольким адресатам

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважение. Общение в процессе работы тоже можно считать элементом внутреннего вознаграждения.

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).

Принципы политики вознаграждения:

создавать чувство уверенности и защищенности;

включать действенные средства стимулирования;

объединять систему наград и вознаграждений;

формироваться с долговременной перспективой.

Премия чаще всего стимулирует результаты коллективного труда и бывает двух основных видов:

за качественное и своевременное выполнение работ;

за творческий вклад в общий результат деятельности организации.

Доплаты и надбавки персонифицированы. Все виды надбавок и выплат можно разделить на две группы:

Бонус (премия) — форма вознаграждения, суть которого заключается в определении системы участия персонала в прибыли прошлого года. Выплата может быть немедленной, отложенной или растянутой на трех-, пятилетний период. Отложенными выплатами называется такой тип вознаграждения (в форме наличности или акций), выплата которого отложена до определенного момента в будущем. Фактор выплаты бонусов определяется как матричная функция от среднего роста продаж и среднего уровня отдачи на активы.

Три основные формы участия наемных работников в предпринимательстве:

участие в прибылях,

участие в капитале,

участие в управлении.

Формы участия персонала в капитале предприятия:

обычные акции со скидкой на определенный процент от курса акций;

привилегированные акции без права голоса на общем собрании акционеров организации;

основание общества с долевым участием сотрудников;

опционы на акции;

акции по итогам деятельности и т.д.

Льготы — это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника.

Партисипативность — вовлечение работников в решение и анализ проблем; принятие решений и их реализацию.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные характеристики системы вознаграждения.
2. Как конкретно характер и размеры вознаграждения сотрудников влияют на результаты работы организации? Приведите примеры из вашего опыта.
3. Каковы цели системы компенсации сотрудникам? Какие из них являются, по вашему мнению, приоритетными для частного машиностроительного концерна? для государственной библиотеки? для семейной гостиницы?
4. Какова внутренняя логика традиционной системы компенсации? Почему она получила наибольшее распространение в 60-70-е годы нынешнего столетия?
5. В чем смысл создания системы предоставления сотрудникам организации дополнительных (по отношению к заработной плате) льгот? Какие факторы необходимо учитывать при определении набора льгот, предоставляемых персоналу?
6. Каковы недостатки традиционной системы компенсации? Что такое нетрадиционные методы компенсации? Какие виды нетрадиционных методов вам известны? В чем состоят их различия?
7. В чем преимущества и недостатки сдельной системы оплаты? Приведите примеры видов деятельности, где сдельная форма оправданна, а где недопустима?
8. Почему организации создают специальные системы стимулирования сотрудников? Какую бы систему вы предложили для туристической компании, продающей стандартные туры? строительной корпорации? автомобильного салона?
9. Зачем организации используют групповые формы компенсации? Предвидите ли вы снижение или увеличение их роли в системе компенсации современных компаний? Насколько применимы методы группового вознаграждения в нашей стране?
10. Что такое участие в прибыли? Каковы цели данного метода компенсации? Каковы условия его успешного применения? Как, по вашему мнению, воспринимают систему участия в прибылях заводские рабочие, технический персонал, инженеры, руководители среднего звена, высшее руководство компании?
11. Почему организации предоставляют своим сотрудникам право приобретения собственных акции по фиксированной цене?
12. Согласны ли вы с тем, что системы вознаграждения должны время от времени пересматриваться? Что эффективнее, поощрение или наказание?

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ

Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую и меньшую нагрузку.

Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.

Социальная система относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.

Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия.

Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность социальных систем обеспечивает их огромное распространение, в том числе значительные отличия между ними в пределах одного и того же типа социальных систем, или же организации, семьи, населения.

Система социальной защиты населения, будучи производственной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.

Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические 1 .

Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально – экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости. Социально – экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и с государственным механизмом регулирования – с другой, т.е. с двумя плюсами «теории богатства» — частной и общественной собственностью.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально – экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платы.

Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70% от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями 1 :

1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

2) сеть социальных компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержка бедных, стимуляция различных благотворителей.

Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производства из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.

Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни,

Для нашего государства характерно объединение института власти и института собственности. В многоукладной экономике оно должно выступать не только в качестве субъекта собственности, но и субъекты управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.

По причине экономика учреждений и предприятий социальной защиты регулируются управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются объемы финансовых, кадровых и других ресурсов.

Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.

В технологии социальной поддержки социально – экономические методы – это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой – оказывая человеку, семье, группе конкретную социально – экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

Социально – экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние – свое, своей семье и всего общества.

К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально – экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально – экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия «материальное положение» практически не используется, обычно речь идёт об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления». Для нас предпочтительнее термин «материальное положение», поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д.; 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам 2 .

Читайте так же:  Пример заполнения договор безвозмездного пользования жилым помещением

Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего ,данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи 1 :

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты );

— натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В соответствии с внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 августа 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2004 г., при переходе к системе социальной защиты граждан «субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правого, имущественного положения, а также других обстоятельств;

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц».

Принципы социальной реформы в ФЗ-122:

замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации;

сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан;

учет специфики правового, имущественного, а также иных обстоятельств, определяющих положение граждан в целях проведения социальной реформы;

реализация принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства;

предоставление гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

недопущение при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Эти принципы должны в одинаковой форме реализовываться на федеральном, региональном и местном уровнях власти. В то же время закон не содержит реализацию этих принципов в плане определения механизма их исполнения в полном объеме.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

Сфера производства нематериальных услуг имеет специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т.е. труд «…оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…» 1 . Здесь не происходит характерный для материально – вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

Сфера нематериальных услуг включает жилищно – коммунальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание и др. Общим для них является нематериальный характер труда работников, занятых в этих видах деятельности. Объединяет эти отрасли и их непосредственная функциональная направленность на человека и социальные условия его существования.

В период перехода к рынку возрастает число тех, кому объективно необходима поддержка государства. В то же время разгосударствление и множественность форм собственности привели к значительному сокращению ресурсных возможностей государства для удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения. И это стало еще одной особенностью экономики социальной работы в период формирования рыночных отношений 1 .

Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.

Социальная работа покоится на экономике как материальной основе общества. Это особенно важно сейчас, в переходной период, когда наблюдается кризис производства и рост безработицы, инфляция, рост стоимости всех видов товаров и услуг. И как результат – резкое, все увеличивающееся снижение уровня жизни и ее качества, рост числа незащищенных и обнищание больших масс населения. Как экономика государства является материальной основой решения социальных задач, так человек может быть защищен, если он обладает реальной собственностью.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально – экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция переопределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально – экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимися в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д.

Особенностью третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенными категориями населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Программы социально – экономической поддержки призваны смягчить различия в уровне доходов, связанные с причинами, находящимися вне процессов труда.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечении людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

Экономическая категория «жизнеобеспечения населения» характеризуется совокупностью качественных и количественных характеристик, соответствующих производительных сил общества, социально – экономических отношений в условиях функционирования и развития рыночной экономики 1 .

В этом смысле представляет интерес социально – экономическая модель системы жизнеобеспечения населения.

Введение в научный оборот и практику государственного регулирования современного рыночного хозяйства экономической категории «система жизнеобеспечения» населения теоретически оправдана и позволит государству более компетентно обеспечивать формирование в России высокоразвитого, социально справедливого общества.

Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель этих функций – анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.

С точки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой – помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уровень жизни.

С микроэкономикой связан анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.

Таким образом, предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития.

Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы категории этой эффективности.

Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

Сфера производства нематериальных услуг имеет специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т.е. труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Здесь не происходит характерный для материально – вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

Предмет изучения курса «Экономические основы социальной работы» — это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.

Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель этих функций – анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.

Предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития. Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.