Оглавление:

О порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Главой VII Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Уточнены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, условия изъятия, порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков, порядок принятия решения об изъятии, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты

энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведённые в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта и связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость
земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причинённые изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Также с согласия правообладателя, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок или иное недвижимое имущество или право на него; с зачётом его стоимости в размере возмещения.

Принудительное изъятие земельного участка для указанных целей допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В том случае, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Старший помощник прокурора республики по обеспечению участия прокуроров

Срок действия решения об изъятии участка

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 282 ГК РФ. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 282 ГК РФ. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 282 ГК РФ, судебная практика применения

В соответствии с п. 13 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

Разъяснения Верховного Суда РФ об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта»; утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года:

Образцы административных исковых заявлений об оспаривании решений об изъятии земельного участка для муниципальных (государственных) нужд

Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Комментарий к Ст. 282 ГК РФ

1. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие данных конституционных положений комментируемая статья устанавливает основания для обращения в суд федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления для принудительного изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Закрепление судебного порядка выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд в тех случаях, когда собственник не согласен как с самим решением, так и с условиями соглашения о выкупе, служит конституционной гарантией обеспечения судебной защиты частной собственности. Востребованность в реализации данного права может возникнуть, только если процедура изъятия не завершена заключением с собственником соглашения об изъятии, что предполагает внесудебный порядок изъятия земельного участка.

Вышеназванные органы вправе обратиться в суд с иском о выкупе земельного участка в двух случаях:

1) если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

2) если с собственником имеются разногласия по каким-либо условиям заключаемого соглашения (о выкупной цене или по другим условиям выкупа).

Необходимо отметить, что комментируемая статья предоставляет право обращения с соответствующим иском в суд только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Федерации или органу местного самоуправления. Вместе с тем собственник, надлежаще извещенный о предстоящем изъятии и не согласный с решением уполномоченного органа об изъятии земельного участка, не ограничен в праве на судебную защиту. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (ст. ст. 12 и 13 ГК). Одновременно ч. 2 ст. 60 ЗК РФ предусматривается, что действия, в том числе создающие угрозу нарушения прав на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления. С учетом ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.

Читайте так же:  Возврат обеспечения заявки на сбербанк аст

2. Комментируемая статья устанавливает трехлетний срок для предъявления уполномоченным органом в суд иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Данный срок исчисляется со дня письменного уведомления собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему земельного участка органом, принявшим соответствующее решение об изъятии. Вместе с тем необходимо учитывать, что указанный срок следует соотносить с императивным правилом п. 3 ст. 279 ГК РФ, согласно которому выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником указанного уведомления допускается только с согласия собственника. По данному правилу в распоряжении уполномоченного органа имеется только два года для предъявления в суд иска о выкупе земельного участка.

Рассматриваемый срок на предъявление иска о выкупе следует рассматривать как пресекательный, с истечением которого утрачивается право на предъявление иска. Представляется, что к данному сроку неприменим институт исковой давности, который, как отмечается в литературе, в объективном смысле регулирует отношения, связанные с защитой гражданских прав, а в субъективном смысле — это право лица, чьи интересы нарушены, воспользоваться сроком для защиты нарушенных гражданских прав . Пассивное поведение собственника земельного участка, выражающееся, например, в игнорировании как принятого решения об изъятии, так и предложения о заключении соглашения, нельзя признать нарушением права на выкуп, в защиту которого подается иск. Истечение рассматриваемого срока о выкупе абсолютно не связано с возникновением возможных препятствий к осуществлению материального права в принудительном порядке. В данном случае следует помнить, что принудительный выкуп возможен только в судебном порядке и пропуск срока на обращение в суд с иском о выкупе лишает уполномоченный орган юридической возможности реализации принятого решения об изъятии путем принудительного прекращения права частной собственности. При пропуске указанного срока и наличии потребности в изъятии соответствующего земельного участка уполномоченный орган вправе инициировать процедуру изъятия для государственных или муниципальных нужд на основе вновь принятого решения об изъятии с соблюдением всех необходимых формальностей при реализации данного решения.

———————————
Кириллова М.Я., Крашенинников П.В. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. М.: Статут, 2006. С. 17.

В предусмотренных комментируемой статьей случаях иск о выкупе земельного участка может быть подан уполномоченным органом в соответствии с подведомственностью в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Согласно ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК). При этом арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законами, другими организациями и гражданами (ст. 28 АПК).

Соответственно определение подведомственности при подаче указанных исков должно осуществляться с учетом субъектного состава лиц, к которым подается иск о выкупе, и возможного использования земельного участка в предпринимательских целях. Суды общей юрисдикции согласно ст. 30 ГПК РФ рассматривают иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, в соответствии с нормами об исключительной подсудности, по которым указанные иски предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Аналогичное правило об исключительной подсудности для рассмотрения исков о правах на недвижимое имущество установлено в ст. 38 АПК РФ, согласно которой указанные иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты

Недостаточное законодательное регулирование процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд подтолкнуло законодателя к его масштабной реформе. В результате с 1 апреля 2015 г. процедура изъятия изменится. Рассмотрим новый порядок изъятия, а также выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах процесса изъятия.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, разумеется, производится в исключительных случаях, и на первый взгляд оно не обращает на себя внимания в качестве каждодневного и для всех актуального. Однако в нашей стране недавно произошли события, которые сопровождались массовым изъятием недвижимости для публичных нужд (например, олимпийская стройка, расширение границ Моск­вы). В настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам, связанным с изъятием земельных участков как у юридичес­ких, так и у физических лиц. В основном эти споры возникли из-за того, что изъятие производилось в достаточно крупных масштабах, а вот правоотношения по нему не были урегулированы на законодательном уровне в достаточном объеме. Всего несколько статей из Гражданского кодекса (ст. 278—283) и Земельного кодекса (ст. 49, 55, 57) преду­сматривали основные условия для изъятия недвижимости, но определенно регламентированная процедура изъятия земли отсутствовала. В связи с этим большинство проблемных вопросов решались правоприменительной практикой, что подтолкнуло законодателя на масштабную реформу порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В результате 1 апреля 2015 г. вступит в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (далее — Закон № 499-ФЗ), который проводит в жизнь комплексные изменения института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В Земельный кодекс введена отдельная глава VII.1, состоя­щая из девяти объемных статей, регулирующих порядок изъятия земельных участков.

Основные нововведения указанной главы:

  • собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение — правообладатели земельных участков;
  • отсутствие регистрации прав, координат характерных точек, пересечение границ и наличие споров о правах на недвижимое имущество не являются препятствиями для принятия решения об изъятии;
  • появилась специальная процедура выявления правообладателей (ст. 56.5 ЗК РФ);
  • после принятия решения об изъятии кадастровый учет земельных участков в связи с изъятием, образованием, уточнением границ осуществ­ляется без участия правообладателей;
  • расчеты с лицами, чьи права или договоры прекращены или расторгнуты в связи с заключением соглашения об изъятии, осуществляет правообладатель, получивший возмещение;
  • ст. 56.11 ЗК РФ позволяет правообладателю изымаемой недвижимости расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможно ввиду изъятия объекта.

Рассмотрим новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах этой процедуры.

Основания изъятия могут быть установлены только федеральным законом

В связи с принятием Закона № 499-ФЗ основания изъятия земельных участков существенно не изменились, внесенная правка носит в основном редакционный характер.

По существу изменение внесено в п. 3 ст. 49 ЗК РФ. Так, если ранее основания для изъя­тия, не предусмотренные этой статьей, могли быть установлены законами субъектов РФ, то теперь Закон № 499-ФЗ позволяет делать это только на основании федерального закона.

В качестве примера можно привести п. 10 ст. 32 ЖК РФ, которым установлено не предусмотренное в ст. 49 ЗК РФ основание для изъятия: признание многоквартирного жилого дома аварийным и невыполнение собственниками помещений требования о его сносе либо реконструкции.

Изъятие должно быть запланировано

В первую очередь отметим, что если предполагается изъятие земельного участка под размещение федерального объекта, то такой объект должен быть предусмотрен до­кумен­тами территориального планирования, то есть генеральным планом, который подлежит официальному опубликованию, и в нем должны содержаться сведения о планируемом размещении объектов федерального, регионального и муниципального значения (ст. 56.3 ЗК РФ, п. 4 ст. 9 ГрК РФ).

Конкретные зоны планируемого размещения объектов утверждаются в проекте планировки территории (далее — ППТ) на основании генерального плана и Правил землепользования и застройки (п. 10 ст. 45 ГрК РФ). Важно, что при отсутствии решения об изъятии земельного участка в течение трех лет проект планировки территории в части границ зон планируемого размещения перестает действовать (п. 12.6 ст. 45 ГрК РФ).

Указанные выше до­кумен­ты подлежат опубликованию, то есть о предполагаемом изъя­тии земельного участка собственник может узнать уже на этой стадии, с помощью мониторинга общедоступного генерального плана и проекта планировки территории.

Вышеуказанные до­кумен­ты могут быть оспорены в соответствующей части по правилам оспаривания нормативных правовых актов. В соответствии с правилами главы 24 ГПК РФ срок для подачи заявления об оспаривании не ограничен. Более того, в п. 17 ст. 45 ГрК РФ прямо предусмотрено, что проект планировки территории может быть оспорен в суде.

Существует исключение из правил, а именно: включение объекта, планируемого к размещению, в до­кумен­ты территориального планирования и планировки территории распространяется не на все случаи изъятия.

Во-первых, есть случаи, когда принятие решения об изъятии должно быть обосновано другими до­кумен­тами (п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ):

  • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
  • международным договором;
  • лицензией на пользование ­нед­рами;
  • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Во-вторых, не требуется включение объекта в до­кумен­ты территориального планирования при размещении линейных объектов, права на которые возникли до вступ­ления в силу Закона № 499-ФЗ (п. 4 ст. 26 данного Закона).

При отсутствии до­кумен­тов территориального планирования допускается также изъятие участков для размещения объектов в Новой Моск­ве (см. п. 2 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В силу ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлен приоритет вышеуказанного закона по отношению к Земельному кодексу по вопросам изъя­тия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Читайте так же:  Ходатайство о запросе в пенсионный фонд

Новый этап в изъятии — выявление правообладателей

Согласно новому порядку уполномоченный орган должен предпринять ряд мер по выявлению правообладателя объекта, сделать запросы и публикации о планируемом изъятии. В Земельном кодексе РФ установлен конкретный перечень информации, которая должна содержаться в таком сообщении (п. 6 ст. 56.5 ЗК РФ). Сообщение о планируемом изъятии должно быть сделано за 60 дней до принятия решения об изъятии.

Правообладатели, получив такое сообщение, подают заявления об учете их прав на недвижимость с приложением подтверждающих до­кумен­тов. В Законе № 499-ФЗ сказано, что если подтверждающие права до­кумен­ты не будут представлены либо их недостаточно для подтверждения прав заявителя, то уполномоченный орган должен будет уведомить об этом заявителя.

Если правообладатели вовсе не будут выявлены, то соответствующее публично-правовое образование обращается в суд с заявлением о признании права собственности за ним (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ).

Если правообладатель все же будет выявлен, он не вправе будет требовать возврата прав на объект, но может потребовать денежную компенсацию. Требовать компенсацию бывший правообладатель может от лица, которым были предоставлены земельные участки, в том числе от частных лиц, когда изъятие происходило по их ходатайству.

Выявление правообладателя является совершенно новым этапом изъятия недвижимости.

До принятия Закона № 499-ФЗ правообладатель недвижимости мог не объявляться в ходе процедуры изъятия, и публично-правовым образованиям приходилось оформлять права на объект как на бесхозяйное имущество. В таком случае правообладатель вмес­то предусмотренной новым порядком компенсации имел возможность взыскать убытки, причиненные изъятием. Это может иметь значение, в первую очередь, в части размера компенсации: как будет рассматриваться в судебной практике иск о предоставлении возмещения согласно п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ — как разновидность иска об убытках либо в качестве самостоятельного способа защиты.

В любом случае правообладатель на этапе выявления собственника изымаемого земельного участка вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений (действий) уполномоченных органов в процессе выявления правообладателя (глава 25 ГПК РФ, глава 24 АПК РФ), с иском о признании права собственности на объект в случае, если уполномоченный орган откажет заявителю в учете прав на недвижимость, с иском о предоставлении возмещения не выявленным правообладателям в порядке п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Решение об изъятии и основания его оспаривания

Решение об изъятии земельного участка принимается по инициативе органа, уполномоченного на принятие такого решения, а также по ходатайству: ГУП; государственных учреждений, если изъятие осуществляется для размещения объекта, предусмотренного адресной инвестиционной программой; организаций (субъектов естественных монополий, организаций, уполномоченных органами власти на осуществ­ление деятельности, для нужд которой изымается недвижимость, недропользователей) об изъятии земельных участков, если для этого предполагается привлекать средства этих организаций.

Земельный кодекс РФ в новой редакции содержит подробные требования к такому ходатайству и порядок его рассмотрения (ст. 56.4 ЗК РФ).

Несоблюдение инициативы изъятия может быть использовано в суде при защите прав собственника изымаемого земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка принимается уполномоченным органом соответствующего уровня влас­ти в соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ. Требование к оформлению решения об изъятии установлены в п. 4, 5 ст. 56.6 ЗК РФ.

Важно отметить, что из ст. 279 ГК РФ исключена формулировка о том, что нужно регистрировать именно само решение об изъятии. То есть законодатель подтвердил, что государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии (Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-8192/11 по делу № А41-8980/10).

Ранее в Земельном и Гражданском кодексах была предусмотрена только обязанность уведомить правообладателя. На практике часто возникал вопрос, с какого момента правообладатель считается уведомленным.

В новой редакции ЗК РФ данный вопрос получил решение. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю заказного письма в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи». В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости он считается уведомленным в день отправления ему электронного письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ).

В пункте 14 ст. 56.6 ЗК РФ прямо закреплено, что решение об изъятии может быть обжаловано в суд.

Основаниями для оспаривания могут служить:

  • несоответствие цели изъятия;
  • несоответствие решения генеральному плану (либо иным до­кумен­там территориального планирования), а также проекту планировки территории;
  • наличие возможности размещения объекта, для которого изымается участок, без изъятия земельного участка;
  • несоблюдение формальных требования к содержанию и оформлению решения об изъя­тии (ст. 56.6 ЗК РФ).

Правообладатель должен понимать, что не любое формальное нарушение может стать основанием для отмены решения об изъятии, а лишь то, которое нарушило или может нарушить его права и законные интересы.

Законность кадастровых процедур можно оспорить

После принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган либо подавшая ходатайство организация вне зависимости от согласия правообладателя принимают определенные меры в отношении изымаемой недвижимости, главные из них: кадастровый учет подлежащего изъятию земельного участка, в том числе внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах; проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для целей возмещения.

Право уполномоченного органа на осуществление необходимых действий по кадастровому учету в отношении земельного участка от имени правообладателей теперь прямо преду­смотрено в подп. 4 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, а также в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Правообладатель вправе обжаловать законность проводимых кадастровых процедур в отношении земельного участка, в то же время надо учитывать, что согласно п. 4 ст. 56.7 ЗК РФ наличие спора о границах земельных участков, об образовании земельных участков не является препятствием для дальнейшей процедуры изъятия.

Заключение соглашения об изъятии и обязательность досудебных процедур

После проведения всех необходимых кадастровых работ происходит изъятие земельного участка путем заключения соглашения либо изъятия по суду. Следует обратить внимание на п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ, согласно которому к соглашению применяются правила о купле-продаже либо мене. Следовательно, правообладатель может использовать способы защиты, которые предоставлены законодательством продавцу либо стороне договора мены.

Получив проект соглашения, правообладатель может его подписать, отказаться от подписания либо направить свои обоснованные предложения о размере возмещения. Если по истечении 90 дней соглашение не будет подписано, уполномоченный орган либо организация, инициировавшая процедуру изъятия, могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии.

Формулировка п. 9 и 10 ст. 56.10 ЗК РФ указывает на то, что вышеописанный порядок представляет собой обязательный досудебный порядок разрешения спора. Соответственно, если иск об изъятии будет подан с его нарушением, то согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ он будет оставлен судом без рассмотрения.

Важно обратить внимание, что в прежней редакции ст. 63 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ предусматривалась необходимость уведомления правообладателя объекта за год до принудительного изъятия, и ранее этого срока объект не мог быть изъят без согласия на то правообладателя (при этом сокращенные сроки могли устанавливаться в специальных федеральных законах).

Законом № 499-ФЗ данные положения из Земельного кодекса исключены, иск об изъятии может быть подан не ранее 90 дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии и не позднее трехлетнего срока действия решения об изъятии недвижимости.

Сначала деньги, потом переход права на изымаемый участок земли

Переход прав на изымаемый объект происходит только пос­ле получения правообладателем предварительного возмещения в денежной форме.

Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен ст. 25.7 о порядке регистрации прав на объект недвижимости на основании изъятия для государственных и муниципальных нужд. Согласно ей:

  • для регистрации перехода прав достаточно заявления уполномоченного органа, то есть правообладатель недвижимости для этого не нужен;
  • до регистрации перехода прав регистрирующему органу должны быть представлены доказательства предоставления возмещения за изъятый объект, чем обеспечивается принцип предварительности возмещения;
  • зарегистрированные обременения снимаются автоматичес­ки, то есть без специальных заявлений;
  • в отличие от общего порядка регистрации нет необходимос­ти предварительно регистрировать объект на имя правообладателя перед регистрацией возникновения прав нового собственника на изымаемый объект.

Как указанный выше новый, достаточно регламентированный порядок изъятия земельных участков будет применяться на практике, покажут время и судебная практика, которая наверняка вызовет новые вопросы по порядку правоприменения новой процедуры.

О порядке сноса или реконструкции аварийного жилья и переселения жильцов

20 нояб. 2017 г., 10:48

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В соответствии с ч. 11 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции.

Этим же решением устанавливается срок не менее шести месяцев для подачи заявления собственником (-ами) на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.

В том случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Читайте так же:  Заявление в росгосстрах на страховку машины

Собственнику (-ам) жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.

При этом собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Помощник Талдомского городского прокурора НН. Юрченко

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ

+7 (499) 350-84-28 — Москва и МО, +7 (812) 429-71-15 — Санкт-Петербург и ЛО, +7 (800) 555-67-55 доб 519 — по России

Изъятие жилого помещения для муниципальных нужд

ВОПРОС: Нами было получено решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Какой предусмотрен порядок изъятия жилых помещений? Что будет представлено взамен изъятого: другое помещение или денежная компенсация? Можно ли оспорить решение об изъятии?

ОТВЕТ: В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения возможно только для государственных или муниципальных нужд. Поэтому решение об изъятии должно быть принято либо органом государственной власти, либо органом местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами понимается, например, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений. В связи с чем, изъятые жилое помещение и земельный участок для государственных или муниципальных нужд не могут быть впоследствии переданы для использования в иных целях или иными лицам для собственных нужд, к примеру, частному юридическому лицу для строительства торгового комплекса, которое им будет использовано в целях извлечения прибыли.
Исключение составляют субъекты естественных монополий, по ходатайству которых, также может быть произведено изъятие земельных участков (ст.56.4 ЗК РФ), но и в этом случае решение принимается государственный или муниципальный орган.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии жилого помещения и земельного участка копия такого решения направляется собственнику и в орган регистрации прав (Росреестр). Данное решение об изъятии жилого помещения действует в течение трех лет со дня его принятия. Собственнику также направляется проект соглашения об изъятии помещения и земельного участка. В соглашении с собственником жилого помещения должны быть определены: размер возмещения за жилое помещение, срок его уплаты, срок, в течение которого будет произведено изъятие жилого помещения для муниципальных нужд, и другие условия (ч.4 и ч.6 ст.32 ЖК РФ, п.п.10, 12 и 13 ст.56.6 ЗК РФ).
Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления соглашения об изъятии (п.7 ст.56.8 ЗК РФ).

Согласно ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как следует из разъяснений, данных в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст.79 ГПК РФ).

По общему правилу собственнику, у которого производится изъятие жилого помещения для муниципальных нужд, предоставляется только денежное возмещение. Однако в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В этом случае размер возмещения засчитывается в стоимость, предоставляемого жилого помещения. Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность, ниже выкупной цены изымаемого, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Несмотря на то, что собственнику изымаемого жилого помещения другое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности, не исключена возможность и предоставления с его согласия другого жилого помещения по договору социального найма;

Частью 9 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
При несогласии с условиями соглашения (как с выкупной ценой, так и с самим решением об изъятии) собственником, в ходе рассмотрения дела, может быть предъявлен встречный иск к истцу. Что не исключает подачи собственником самостоятельного иска на решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. Данный иск подается с момента, когда собственник узнал о принятии решения об изъятии у него жилого помещения.
При удовлетворении иска, которым постановлено произвести изъятие жилого помещения для муниципальных нужд, по заявлению собственника за ним сохраняется право пользования этим помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения, если соглашением не установлено иное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО ЖИЛИЩНОМУ ПРАВУ: