Что писать в наименовании объекта закупки по 44-ФЗ

У каждой закупки должно быть свое наименование, которое должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. В статье мы расскажем о ряде требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки, а эксперт Оксана Шипунова даст рекомендации, как правильно назвать нашу потребность.

Как составляется наименование объекта закупки

Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок. Никаких требований не предъявлялось. С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 44-ФЗ. С этого момента, наименование закупаемого объекта должно выбираться в соответствии с каталогом товаров и услуг ( ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ) . Обязанности по составлению такого каталога и актуализации информации в нем возложены на федеральный орган исполнительной власти.

Каталог товаров работ и услуг представляет собой хранилище шаблонов, которые помогут заказчику составить наименование приобретаемого объекта. Каждый шаблон содержит код каталога, наименование объекта, перечень характеристик, а также иную сопутствующую информацию.

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара « Описание объекта закупки по 44-ФЗ: что нужно знать с учетом последних изменений»:

«Каталог, как бы хорош не был, на сегодняшний день — инструмент половинчатый. К сожалению, в него включена очень маленькая часть потенциальных потребностей заказчика. Но нужно понимать, что полноценно каталог заработал с января 2017 года, поэтому еще будет пополняться.

Если мы называем свою потребность так, что поставщику не понятно, что же мы покупаем, мы существенно снижаем привлекательность своей закупки.

Когда мы придумываем каверзное наименование объекта закупки, мы рискуем: запутаться в наименованиях и использовать в разных документах разные наименования, либо в одном документе. Кроме того, разумное наименование нам необходимо для того, чтобы мы могли помочь заказчикам формировать НМЦ (мы можем пользоваться реестром контрактов как источником ценовой информации). И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».

Наименование закупаемого объекта должно быть указано во всех основных документах:

  1. План-график. Прописывается не только само наименование, но и описание закупаемого объекта ( ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). При этом сокращать информацию запрещено. Она должна быть указана в полном объеме.
  2. Извещение. Наименование прописывается в шапке извещения и в его тексте. Это позволит быстро находить необходимую процедуру.
  3. Документация о закупке. Прописывается независимо от типа закупочной процедуры, в том числе и закрытого типа.

В последствии наименование приобретаемого объекта должно быть указано и в заключаемом контракте.

На что обратить внимание

Запомните, запрещено размещать в ЕИС извещения, наименование приобретаемого объекта в которых не совпадает с планом-графиком ( ст. 21 ч. 12 Закона № 44-ФЗ). Сначала необходимо внести корректировки в план-график, указав соответствующий ОКПД2, и только спустя 10 десять дней после этого можно будет проводить закупку. Если заказчик провел закупку, наименование которой не совпадает со сведениями из план-графика, то последует штраф: для должностного лица он составит 15 тысяч рублей, а для юридического — 50 тысяч рублей.

Иногда недобросовестные заказчики пытаются исказить наименование закупаемых объектов, чтобы потенциальные поставщики не смогли отыскать в ЕИС закупку. Делать это категорически запрещено, так как это явное ограничение конкуренции. За это заказчик тоже будет привлечен к ответственности. Поэтому необходимо быть предельно внимательными при составлении наименований.

Описание объекта закупки

Вопрос-ответ по теме

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Каким образом и какие специалисты смогут описать объект закупки в соответствии с ужесточившимися требованиями?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 33 Закона № 44-ФЗ с 01.07.2016, заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

— техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

— документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ));

— иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

С 01.07.2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.06.2016 № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Определен состав входящих в него документов и правила его комплектования оператором (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением № 589).

К документам в области стандартизации в соответствии с Законом № 162-ФЗ отнесены:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона № 162-ФЗ.

Все вышеперечисленные документы должны быть доступны на официальном сайте Росстандарта.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Четкой формы такого обоснования законодательство о контрактной системе не предусматривает, поэтому заказчик формирует данное обоснование самостоятельно в свободной форме. С примером оформления обоснования необходимости использования иных показателей можно ознакомиться в нашей электронной системе.

Таким образом, если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то для достижения целей осуществления закупки заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями. В свою очередь, производители выпускают уже готовое изделие, изготовленное с применением всех необходимых требований стандартов и технических регламентов.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование необходимости использования иных показателей.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика указывать при описании объекта закупки наименование документов, в соответствии с которыми установлены те или иные показатели характеристик и сами характеристики объекта закупки (ГОСТов, технических регламентов и т.д.). Но в то же время заказчик должен быть готов подтвердить, что используемые им показатели характеристик и сами характеристики применяются либо в соответствии с техническими регламентами, либо в соответствии с документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

Вместе с тем, указание только одних ссылок на конкретные стандарты, ГОСТы или технические регламенты без требуемых показателей может быть расценено, как нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Описание объекта закупки

Вопрос-ответ по теме

Заказчик планирует закупить компьютерную технику и включить в документацию следующую фразу: Товар должен быть новым (ранее не находившимся в использовании у Поставщика или третьих лиц), изготовленным не ранее 2016 года, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению) и работоспособным.Имеет ли право Заказчик установить требование, что товар должен быть изготовленным не ранее 2016 года?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Читайте так же:  Через сколько можно вернуть товар обратно

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Следовательно, заказчик описывает объект закупки исходя из своих потребностей.

Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчикам указывать в техническом задании год производства товара. Указывая год производства товара, заказчик тем самым устанавливает свои требования к закупаемому товару.

Порядок описания объекта закупки

Наименование и описание закупки является одним из основных пунктов, включаемых заказчиком в план-график и затем соответствующее краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки указывается в извещении об проведении закупки, в том числе, в извещении о проведении запроса котировок и в извещении о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Также наименование и полное описание объекта закупки и условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть указано в документации о закупке.

Правила описания объекта закупки, которыми необходимо руководствоваться заказчику, представлены в ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара « Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Избыточные требования при описании объекта закупки

Вопрос-ответ по теме

Как определить, участник установил избыточные требования при описании объекта закупки или нет?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Читайте так же:  Требования для поступления в полицию

Как показывает практика контрольных органов, требования, указанные в Вашем вопросе, могут быть признаны избыточными. В связи с тем, что на момент подачи заявки участника такие требования могут быть ему неизвестны или которые при приемке продукции нельзя проверить без проведения экспертизы.

Не предъявляйте в описании объекта закупки избыточные требования

Не устанавливайте требования к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику не известны или которые при приемке продукции не сможете проверить.

Характеристики из таблицы выше участник узнает только по результатам испытаний. Однако участник закупки не обязан иметь на складе товар в момент, когда подает заявку. Заказчик, в свою очередь, не вправе требовать, чтобы участник подробно описал в заявке химический состав, компоненты товара, показатели технологии производства, испытания товара, показатели, значения которых станут известны при испытании определенной партии товара после производства. Поэтому заказчик, который установил требования к составу товара, нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вывод следует из письма ФАС от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16, письма Минэкономразвития от 17 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-1794.

Пример: заказчик установил характеристики, которые станут известны только по результатам испытаний

Заказчик установил требование к товару «Краски водно-дисперсионные»: «Указать в первой части заявки конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С». Согласно ГОСТ 28196-89, конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания определяют по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. Комиссия УФАС признала, что такие требования ограничивают конкуренцию и содержат признаки административного нарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, – решение Московского УФАС от 14 июня 2017 г. по делу № 2-57-6535/77-17. Аналогичный вывод следует из решений Краснодарского УФАС от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА–368/2017, от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА–397/2017, от 13 июня 2017 г. по делу № ЭА-1221/2017, Московского УФАС от 8 июня 2017 г. по делу № 2-57-6272/77-17, от 27 июля 2017 г. по делу № 2-57-8717/77-17, ФАС России от 24 июля 2017 г. по делу № К-915/17.

Пример: заказчик установил характеристики, которые не сможет проверить

Заказчик установил требования к бетону: «…предел прочности при сжатии после пропаривания (для цемента) не менее 220 кгс/см². Группа по эффективности пропаривания (для цемента) 1 или 2. Предел прочности (для цемента) при изгибе в возрасте 28 суток не менее 5,4 МПа. Предел прочности (для цемента) при сжатии в возрасте 28 суток не менее 39,2 МПа. ». Комиссия УФАС признала, что заказчик установил избыточные требования, которые не сможет проверить при приемке, и выдала предписание устранить нарушения – решение Санкт-Петербургского УФАС от 20 июля 2015 г. по делу № 44-2288/15. Аналогичный вывод следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2016 г. № Ф06-14488/2016.

Как описать строительные и ремонтные работы

При описании строительных и ремонтных работ заказчики чаще всего допускают две ошибки – включают в документацию излишние требования и не показывают проектно-сметную документацию. Нарушения ведут к жалобам участников и судебным разбирательствам, которые тормозят сроки закупки. Расскажу на примерах, как верно описать работы и материалы, а какие требования контролеры и судьи посчитают излишними.

Определитесь, какие строительные или ремонтные работы должен выполнить подрядчик. В техническое задание включите перечень и объем работ, а также укажите:

  • срок, в который подрядчик должен выполнить работы;
  • срок гарантии на выполненные работы;
  • требования о том, что работы должны отвечать законодательству РФ, государственным стандартам, требованиям СНиП и другим нормативным правовым актам;
  • требования к качеству и безопасности работ;
  • требование передать заказчику технические и другие документы, когда подрядчик завершит и сдаст работы;
  • требования к результатам работ. При этом в документации о закупке или проекте контракта пропишите порядок приемки работ.

Правила, по которым заказчик описывает объект закупки, установлены в статье 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе объединить в один лот строительные работы, поставку оборудования и монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. Подробнее в рекомендации.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Требования к объекту закупки и порядок его описания

Вопрос-ответ по теме

На аукционную документацию на выполнение работ по изготовлению обуви поступил запрос на разъяснения. В техническом задании указано 13 наименований изготовляемого товара, с указанием цены за единицу товара, общий объем работ, но не указано количество товара по каждому виду товара. В запросе требуют внести изменения в документацию и проставить количество по каждому наименованию. Можно ли указывать общее количество товара, без конкретизации по видам?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Так как в случае, указанном в вопросе, закупка не предусматривает условие о невозможности определения объема работ в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, то заказчику целесообразно внести изменения в аукционную документацию, в целях указания точного количества товара к каждому из 13 наименований изготовляемого товара.

Какие требования к объекту закупки заказчик устанавливать не вправе

При описании объекта закупки важно не запутать участников. Претенденты на контракт должны четко понимать, какую продукцию от них ждут. Введете участника в заблуждение – он не сможет сформировать предложение о закупке и пожалуется в ФАС. Сократите количество участников закупки – заплатите штраф от 10 000 до 50 000 руб. Расскажу, какие требования к объекту закупки предъявлять нельзя.

Не прописывайте в описании объекта закупки отличительные признаки

Когда описываете объект закупки, не указывайте отличительные признаки: товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

AMD – это производитель, а в описании объекта закупи указывать производителя нельзя.

Windows – товарный знак, поэтому нужно добавить слова «или эквивалент».

Если в описании объекта закупки незаконно укажете, например, товарный знак или фирменное наименование, то контролер отменит закупку и оштрафует контрактного управляющего или работника контрактной службы. Размер штрафа составит 1 процент НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, части 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. Позиция подтверждена решениями Челябинского УФАС от 29 января 2015 г. № 21-ж/2015, Новосибирского УФАС от 19 августа 2015 г. № 08-01-317, постановлением Коми УФАС от 26 января 2015 г. № ЗШ 04-01/15.

Законодатель предусмотрел исключения: заказчик вправе указывать отличительные признаки, если нет другого способа более четко и точно описать характеристики объекта закупки. При этом нужно документально обосновать причину, по которой в описании объекта закупки указали, например, товарный знак или производителя (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Пример: когда заказчик законно прописал модель объекта закупки

Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении аукциона № 0173100004515000895 в рамках гособоронзаказа. В объекте закупки указал: «кран автомобильный КС-45731М1». Участник закупки пожаловался в ФАС, поскольку кран КС-45731М1 изготавливает только один производитель – ОАО «Автокран».

На заседании комиссии ФАС заказчик представил Приказ Главнокомандующего сухопутными войсками от 30 октября 2010 г. № 277. Согласно Приказу, автомобильный кран КС-45731М1 принят на снабжение. А при размещении гособоронзаказа на поставки военной и специальной техники, принятой на снабжение, документация о закупке должна содержать указание на наименования или товарные знаки. ФАС сослалась на часть 6 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, часть 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ. Комиссия ФАС признала, что действия заказчика не противоречат положениям Закона № 44-ФЗ, – решение ФАС России от 26 мая 2015 г. по делу № КГОЗ-236/15. Аналогичный вывод следует из решения ФАС России от 29 апреля 2015 г. по делу № К-469/15.

Действия заказчика, который не сможет убедительно обосновать, почему включил в закупочную документацию отличительные признаки, признают неправомерными. В качестве примера приведу решение Оренбургского УФАС от 9 февраля 2015 г. № 08-07-48/2015. Заказчик в техническом задании указал товарный знак Yamaha. Довод о том, что указание на товарный знак использовали только при указании наименования, а не описания объекта закупки, комиссия посчитала необоснованными. Заказчика признали нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует из решения Тульского УФАС от 19 сентября 2014 г. по делу № 04-07/150-2014.

Читайте так же:  Fda требования

Допустим, закупаете работы или услуги и прописываете требования к товарам, которые необходимы, чтобы исполнить контракт. Тогда можно указать товарный знак, но только со словами «или эквивалент»

Слова «или эквивалент» не указывайте, если:

  • закупаете запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете (решение Челябинского УФАС от 3 сентября 2014 г. № 542-ж/2014, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26 мая 2015 г. № А59-1187/2015);
  • хотите обеспечить взаимосвязь с товарами, которые уже используете (решение ФАС России от 12 мая 2015 г. по делу № КГОЗ-189/15, решение Волгоградского УФАС от 14 ноября 2016 г. № 5-2/263-16).

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Требования к описанию объекта закупки

Вопрос-ответ по теме

Проводим электронный аукцион на поставку продуктов питания. В техническом задании есть полное описание товара и ссылка на ГОСТ. Некоторые из участников дают описание товара в соответствии с техническим заданием, но при этом ГОСТ пишут другой, который так же как в прописанный в техническом задании соответствует данному товару. Нужно ли отклонять таких участников? Нужно ли вообще прописывать ГОСТ в техническом задании или достаточно дать описание товара?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Не отклоняйте заявки, если предлагаемые участниками товары соответствуют характеристикам, указанным в техническом задании, и ГОСТ на который ссылается участник действующий.

Указывать ГОСТ или иные документы, устанавливающие требования к качеству закупаемых товаров, работ, услуг нужно. Такое требование предусмотрено п. 2, ч. 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Как рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе

Аукционная комиссия в течение семи дней проверяет, отвечают ли первые части заявок документации. Срок отсчитывайте с даты после дня, когда закончили принимать заявки (ст. 191 ГК РФ).

Комиссия решает, допустить претендента к аукциону и признать участником закупки или отказать.

Не допускайте участника, который не предоставил необходимые сведения, предоставил недостоверную информацию или сведения которого не отвечают документации о закупке. По другим основаниям отказать нельзя.

Правила описаны в частях 1–5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Если сведения в первой части заявки недостоверные, отстраните участника на любом этапе аукциона (ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Если отклоните заявку по причине, которая не предусмотрена частью 4 статьи 67, контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Решение оформите протоколом. Документ подписывают все члены комиссии, которые присутствовали на заседании. Сделать это необходимо не позднее даты, когда закончите рассматривать заявки. В эти же сроки направьте протокол оператору электронной площадки и разместите в ЕИС.

В протоколе укажите:

1. Порядковые номера заявок.

2. Допуск претендента к аукциону и признание участником закупки.

3. Отказ допустить участника к аукциону. Обоснуйте отказ, для этого укажите положения заявки, которые не соответствуют документам о закупке, и какие пункты документации нарушены.

4. Решение членов аукционной комиссии по каждому участнику.

Если допустите к аукциону только одного участника или отклоните все заявки, аукцион не состоится. Запишите это в протоколе.

Требования к протоколу перечислены в частях 6–8 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Зачем заказчику описывать объект закупки

Описание объекта закупки – это часть закупочной документации, из которой участник должен понять, что именно и в каком количестве планирует купить заказчик. Объект закупки описывают в техзадании или других документах – спецификации, смете, дефектной ведомости.

Раздел с техзаданием важен и для заказчика, и для участника, ведь документ позволяет:

Как заказчику описать объект закупки

Когда описываете характеристики товаров, работ и услуг, используйте максимальные и минимальные значения, а также данные, которые не могут меняться. Старайтесь не применять точные значения показателей. Например, если закупаете системный блок, правильно указать в техническом задании «Объем жесткого диска – не менее 500 Гб» вместо «Объем жесткого диска – 500 Гб». Если ФАС проверит закупку, придется доказать, что нужны именно такие характеристики. Вывод следует из пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2796.

Чтобы лучше донести до потенциальных участников характеристики объекта закупки, можете включить в описание чертежи, эскизы, фотографии (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Техническое задание или другой документ с описанием объекта закупки составляйте в произвольной форме. Разобраться, что именно включить в техзадание, поможет схема. Красные элементы схемы – разделы, которые заказчик включает по необходимости.

Общая информация о заказчике. Напишите название организации. Когда по условиям контракта участник поставляет продукцию на территорию заказчика, пропишите местонахождение и график работы. В раздел с общей информацией также включите сведения о совместной или централизованной закупке, данные об экспертах, экспертных организациях.

Общая информация о закупке. В этом разделе напишите:

  • объект закупки;
  • способ закупки;
  • источник финансирования;
  • НМЦК;
  • код бюджетной классификации.

Информация об объекте закупки. Это основной раздел технического задания. Опишите особенности и характеристики товара, работы или услуги. Укажите количество продукции. Когда описываете характеристики товаров, используйте стандартные показатели, например ГОСТы.

Требования к характеристикам и безопасности товаров, работ и услуг. Напишите, каким требованиям должны отвечать результаты контракта, например, ГОСТам, СНиПам. Укажите обязательства поставщика в отношении качества продукции, которые действуют на протяжении гарантийного срока. Источники для описания характеристик объектов закупки

Требования к упаковке и маркировке товара. Этот раздел включите в ТЗ, если закупаете товары.

Условия поставки товара. Это опциональный раздел. Включите в ТЗ, если предъявляете требования к условиям поставки товара. Например, когда покупаете скоропортящиеся продукты.

Место поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. Напишите точный адрес или другие характеристики расположения места. Например, если покупаете товары, укажите адрес места поставки. А при закупке услуг автобусных перевозок – маршруты.

Сроки поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. Укажите срок либо период времени, например «в течение четырех месяцев со дня заключения контракта».

Права и обязанности сторон – краткий перечень условий, которые должны соблюдать стороны. Этот раздел опционален, так как права и обязанности сторон заказчик прописывает в контракте.

Порядок сдачи-приемки результатов контракта. Опишите условия, процедуру, периоды сдачи-приемки, укажите документы, которыми оформите приемку.

Порядок оплаты. Напишите порядок и сроки, в которые оплатите товар по результатам приемки.

Информация о приложениях. При необходимости включите в техническое задание дополнительные документы со сведениями об объекте закупки. Например, заключение экспертизы или предписание контролеров.

Какие требования нельзя устанавливать к объекту закупки

Описывать объект закупки нужно объективно, то есть так, чтобы участникам было понятно, что планирует купить заказчик. При этом избегайте излишних требований к объекту закупки, так как этим ограничите конкуренцию, и ФАС накажет штрафом до 50 000 руб.

Заказчик покупал ноутбуки. В техническом задании написал: «Процессор AMD A6-6310 или эквивалент, ОС в комплекте, версия не ниже Windows 7 Professional».

AMD – это производитель, а в описании объекта закупи указывать производителя нельзя. Windows – товарный знак, поэтому нужно добавить слова «или эквивалент» (решение Челябинского УФАС от 29 января 2015 г. № 21-ж/2015)

Заказчик при закупке деревянных брусков написал в техзадании: «Бруски деревянные, ГОСТ 18288-87. Толщина бруска от 40 мм до 125 мм».

По ГОСТ 18288-87 толщина брусков не должна превышать 100 мм, однако документация позволяет указать в заявке значение, которое противоречит стандартам, свыше 100 мм (решение Краснодарского УФАС от 13 июня 2017 г. № ЭА–1221/2017)

Заказчик покупал транспортные услуги и в техзадании написал: «Наличие автобусов у перевозчика – должно быть не менее 10 единиц, год выпуска транспортных средств – не ранее 2007 года».

Заказчик в характеристиках услуг незаконно установил требование к наличию у участника закупки производственных мощностей (решение Челябинского УФАС от 20 февраля 2017 г. № 3-ВП/2017)

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.