Год публикации: 2004

Библиографическая ссылка:: Краснов С.В. Программирование на языке высокого уровня TURBO PASCAL: Учебное пособие . — Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 75 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Рассматриваются вопросы разработки программ в среде TURBO PASCAL. Уделено внимание основным понятиям, операторам ввода и вывода данных, составлению программ, реализующих ветвление, циклические процессы, работе с массивами, процедурами, файлами и записями. Ко всем изучаемым темам прилагаются контрольные вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы по рассматриваемым темам. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» по дисциплине «Информатика и программирование», а также может использоваться в качестве учебного материала по аналогичным дисциплинам других высших учебных заведений. Подготовлено на кафедре «Информационные системы».

ВУЗ: Восточно-Сибирский государственный технологический университет Кафедра «Электроснабжение промышленных предприятий и сельского хозяйства»

Год публикации: 2005

Библиографическая ссылка:: Иринчеев А.А., Мангадаев А.М. Паскаль в примерах: Учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. — 76 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В настоящем пособии рассмотрены вопросы программирования на языке Паскаль, приведены типовые примеры реализованных программ. Помимо задач и примеров пособие содержит анализ некоторых текстов программ и справочные данные по языку программирования. Пособие ориентировано на студентов 1-2 курсов, изучающих язык программирования Паскаль, а также для школьников старших классов.

Электронное учебное пособие по программированию на языке Pascal. 9-11 класс

Доронина Екатерина Валерьевна.

Учитель информатики высшей категории

МКОУ СОШ № 1 г. Коркино Челябинской области

Описание электронного учебного пособия

Алгоритмизация и программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, играющая важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.

В базовом курсе информатики и ИКТ время на изучение алгоритмизации и программирования весьма ограничено, что, соответственно, ограничивает и возможности глубокого изучения темы. Наблюдается тенденция к его сокращению вплоть до полного вытеснения. В то же время редкий учитель информатики (независимо от профиля школы) не озадачен проблемой подготовки ребят к поступлению в ВУЗ, а значит, к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, ряд заданий которого относится именно к алгоритмизации и программированию. А также головной болью является и олимпиада по информатики, которая сводится к составлению программ для решения задач.

Каждому учителю понятно, что, изучая информатику в старшей школе на базовом уровне (1 час в неделю), хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ, а также к олимпиаде невозможно. В профильном курсе (4 часа в неделю) выделяются часы на изучение программирования. Но, например, по программе Угриновича Н.Д. рассматривается сразу объектно-ориентированное программирование, что без получения «базы знаний» в виде структурного программирования очень трудно дается ученикам. Из отчета ФИПИ по ЕГЭ за последние годы видно, что процент выполнения заданий, связанных с программированием очень низок.

Поэтому перед учителем информатики и ИКТ стоит непростая задача – продуктивно организовать обучение алгоритмизации и программированию в современных условиях, качественно подготовить к ЕГЭ по информатике и олимпиаде по вопросам программирования. Остро стоит вопрос с выбором языка программирования. Во многих школах России изучаются языки Паскаль, Бейсик, Си. Причем к языку Паскаль склоняется большая часть учителей. Большинство учителей страдают недостаточным методическим обеспечением и учебными материалами. Теорию и задачи приходится собирать по «крупинкам» и выдавать под запись или на карточках.

Поэтому возникла необходимость создания электронного по разделу программирование, которое можно использовать для подготовки к урокам, непосредственно на уроке, для самостоятельного изучения материала, в качестве дистанционного курса, на факультативном и элективном курсе. Учебное электронное пособие разработано для учащихся 10-11 классов, но может быть использовано при изучении темы «Алгоритмика» в 9 классе.

Настоящее электронное пособие по программированию предназначено для учителей информатики общеобразовательных учреждений профильных и общеобразовательных классов, учеников, занимающихся дистанционно или самостоятельно по предмету. Необходимость разработки пособия продиктована необходимостью повышения качества преподавания по предмету, доступности методических материалов по разделам программирования, а также повышения результатов ЕГЭ по информатике.

Читайте так же:  Хищение нефтепродуктов с нефтебаз

Разработанное электронное пособие представлено в виде web -сайта, состоящего из большого количества страниц с текстовым, графическим материалом, интерактивных элементов, флеш-роликов, объединенных гиперссылками. Для просмотра данного электронного пособия необходим браузер в любой операционной системе. Пособие разработано по разделу «Программирование на языке Паскаль». Установка продукта не требуется. Достаточно скопировать всю папку на локальный диск. Запуск пособия производится по открытию файла index . htm . Так как данное пособие содержит активные элементы – кнопки и текстовые поля, то необходимо в браузере разрешить выполнение скриптов, иначе не будет результата проверки.

Титульная страница электронного учебного пособия:

Ссылка «Программирование на языке Паскаль» открывает список тем курса с гиперссылками на соответствующие уроки:

Содержание раздела «Программирование на языке Паскаль».

Учебные пособия pascal

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Книга написана самым известным и авторитетным в нашей стране автором по тематикам Pascal и Delphi, является наиболее полным описанием системы Turbo Pascal 7.0 и языка программирования Borland Pascal with objects. Она содержит описание основ объектно-ориентированного программирования (ООП). Поскольку ООП — основной инструмент систем программирования Delphi, Visual Studio и др., то этот материал облегчает переход к современным инструментальным средствам разработки. Книга также содержит общие сведения о системах счисления, алгоритмах и программах, контрольные вопросы и задания, что позволяет использовать ее в качестве учебного пособия по курсам «Информатика», «Основы информатики», «Программирование на языках высокого уровня». Для школьников, студентов, преподавателей и всех желающих освоить основы программирования. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника».

Практикум «Pascal». Учебное пособие

Документы в архиве:

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Знакомство с редактором Turbo Pascal 7.0. Стандартные функции. Математические вычисления. Структура программы. Оператор вывода.
  2. ЭВМ в режиме калькулятора.
  3. Линейная программа.
  4. Решение физических задач.
  5. Оператор условного перехода.
  6. Оператор условного перехода. Логические связки AND, NOT, OR.
  7. Оператор условного перехода. Операторные скобки BEGIN. END.
    Решение квадратного уравнения.
  8. Оператор варианта.
  9. Вычисление площадей фигур.
  10. Примерные задания к контрольной работе.
  11. Циклические процессы. Цикл с предусловием (цикл «ПОКА»).
  12. Циклические процессы. Цикл с постусловием (цикл «ДО»).
  13. Циклические процессы. Цикл с заданным параметром (цикл «ДЛЯ»).
  14. Сумма. Произведение. Табулирование.
  15. Применение ширины поля вывода и оператора GOTOXY(x,y).
  16. Вложенные циклы. Таблица Пифагора.
  17. Процедуры.
  18. Процедуры. Локальные и глобальные переменные.
  19. Процедуры с параметрами. Параметры-значения, параметры-переменные.
  20. Функции.
  21. Функции. Решение задач.
  22. Примерные задания к контрольной работе.
  23. Повторение.
  24. Строковые функции.
  25. Строковые функции. Процедуры над строковыми функциями.
  26. Обработка строковых величин.
  27. Обработка строковых величин.
  28. Обработка строковых величин.
  29. Обработка строковых величин.
  30. МАССИВЫ. Заполнение и вывод массивов.
  31. Заполнение и вывод массивов (продолжение).
  32. Суммирование элементов массива.
  33. Сумма элементов массива по условию.
  34. Определение числа элементов массива по условию.
  35. Сумма двух одинаковых по размеру массивов.
  36. Объединение двух массивов с чередованием элементов.
  37. Инвертирование массива.
  38. Формирование массива из элементов другого массива, по заданному условию.
  39. Поиск максимального элемента в массиве с запоминанием его положения (индекса).
  40. Поиск заданного элемента в массиве.
  41. Упорядочение массива.
  42. Матрицы. Ввод и вывод матриц.
  43. Сумма элементов матрицы.
  44. Вычисление следа матрицы. Вычисление суммы элементов строк матрицы.
  45. Примерные задания к контрольной работе.
  46. Записи.
  47. Файлы.
  48. Задачи оптимизации.
  49. Задачи оптимизации.
  50. Знакомство с IBM.
    Приложение для PascalABC.

Введение

Данное пособие представляет опыт работы учителей информатики МОУ МУК №3 города Костромы в течение 1990-2009 г.г.
В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавании информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с тем ФИПИ требует знаний учащихся в старом объеме курса информатики, особенно в части знания программирования. Так из 32 экзаменационных заданий 11 – проверка знаний алгоритмизации и программирования.
Переход на профильное преподавание информатики задачу подготовки к ЕГЭ не решает по ряду объективных причин. Статистика итогов проведения ЕГЭ по информатике показывает, что умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности составляет всего 12%. Приказ МО РФ №365 ставит задачу значительного улучшения преподавания информатики и в частности программирования, так как для поступления на многие инженерные специальности требуется сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Пособие призвано облегчить работу учителя в вопросах изучения программирования, и может оказать значительную помощь учащимся при самостоятельном изучении программирования.

Учителю

Пособие по языку программирования Pascal предназначено для практического изучения языка программирования различными способами.
Базовый курс информатики и ИКТ содержит три фундаментальных раздела — «Алгоритмы», «Программирование» и «Информационное моделирование».
Эти разделы представляют собой фундамент заданий ЕГЭ по информатике. Федеральная предметная комиссия по информатике на основе результатов единого государственного экзамена по информатике отмечает, что в КИМ отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Экзаменуемому требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
В частности на уровне воспроизведения знаний проверяется из трех выше перечисленных разделов фундаментальный теоретический материал:
— понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
— основные алгоритмические конструкции;
— основные элементы программирования;
— основные элементы математической логики;
— основные типы информационных моделей;
— программное обеспечение;
Умения применять свои знания в стандартной ситуации входят во все три части экзаменационной работы:
— использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
— формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;
— создавать и преобразовывать логические выражения;
— оценивать результат работы известного программного обеспечения;
— формулировать запросы к базам данных;
Умения применять свои знания в новой ситуации входят во вторую и третью части работы:
— решать сложные логические высказывания;
— анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
— реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Приемные комиссии вузов указывают, что именно задачи на программирование являются для них определяющими при принятии решения о приеме абитуриентов на обучение.

Федеральная предметная комиссия по информатике рекомендует при подготовке учащихся к ЕГЭ обращать их внимание на темы: алгоритмизацию и программирование.
Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Из выше сказанного следует, что нельзя значительно сокращать раздел алгоритмизации и программирования.

Проанализируем задания ЕГЭ.

  1. Задания базового уровня (50%) изучаются во всех классах и учебных заведениях.
  2. Задания повышенного уровня связаны с профильным курсом информатики.
  3. Задания высокого уровня выделяют из учащихся тех, кто ориентирован на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой.

Анализ показывает, что подготовку к ЕГЭ в школе следует тесно связать с профильным курсом информатики, что позволить в полном объеме изучить разделы — алгоритмизацию и программирование. Предлагаемое пособие поможет учителю научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня. Пособие прилагается к рабочему месту ученика в полном объеме или в виде отдельной практической работы по текущей теме.

Не все учащиеся попадают в профильные классы по информатике. Часто решение о сдаче экзамена приходит не после 9 класса, а только в 11-м. В этом случае ученику предлагается данное пособие для самостоятельного освоения под руководством учителя. Почему требуется оказывать помощь таким ученикам? Дело в том, что данное практическое пособие должно сопровождаться теоретическим пакетом. Пособие содержит теорию в сжатом виде, как шпаргалку при решении практических задач.
Можно ученику предложить стандартное теоретическое пособие по языку программирования, но при этом надо обязательно помочь ученику связать теорию учебника с предлагаемым практикумом.

В школе имеется возможность изучать программирование в 10-11 классах с помощью элективных курсов, если удастся набрать достаточное количество учащихся. В этом случае можно последовательно продвигаться от одного практического занятия к другому.

Если в школе имеется кружок юных программистов, то и в этом случае пособие окажет неоценимую услугу. Только в таком кружке придется организовать индивидуальный подход к учащимся, так как кружок посещают дети с разной подготовкой.

Пособие не в полном объеме можно применять при изучении основ алгоритмизации и программирования в 9 классе. Экзамен по информатике в 9 классе выбирают учащиеся поступающие в средние специальные учебные заведения по профилю связанному с информатикой.

Если учитель мало знаком с преподаванием языка программирования, то в начале деятельности возникают трудности в быстром поиске ошибок в программах учеников.
Помочь в этом учителю также может данное пособие. Все задачи многократно выполнялись учениками, тексты прошли несколько редакций. (Первоначальный вариант пособия был написан для языка Бейсик). Учитель легко может освоить данное пособие и использовать его в преподавании.

Валерий Фаронов: Turbo Pascal. Учебное пособие

Аннотация к книге «Turbo Pascal. Учебное пособие»

Книга написана самым известным и авторитетным в нашей стране автором по тематикам Pascal и Delphi, является наиболее полным описанием системы Turbo Pascal 7.0 и языка программирования Borland Pascal with objects. Издание содержит описание основ объектно-ориентированного программирования (ООП). Поскольку ООП — основной инструмент систем программирования Delphi, Visual Studio и др., то этот материал облегчает переход к современным инструментальным средствам разработки. Книга также содержит общие сведения о системах счисления, алгоритмах и программах, контрольные вопросы и задания, что позволяет использовать ее в качестве учебного пособия по курсам «Информатика», «Основы информатики», «Программирование на языках высокого уровня». Для школьников, студентов, преподавателей и всех желающих освоить основы программирования.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению.

Книга написана самым известным и авторитетным в нашей стране автором по тематикам Pascal и Delphi, является наиболее полным описанием системы Turbo Pascal 7.0 и языка программирования Borland Pascal with objects. Издание содержит описание основ объектно-ориентированного программирования (ООП). Поскольку ООП — основной инструмент систем программирования Delphi, Visual Studio и др., то этот материал облегчает переход к современным инструментальным средствам разработки. Книга также содержит общие сведения о системах счисления, алгоритмах и программах, контрольные вопросы и задания, что позволяет использовать ее в качестве учебного пособия по курсам «Информатика», «Основы информатики», «Программирование на языках высокого уровня». Для школьников, студентов, преподавателей и всех желающих освоить основы программирования.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника».

Учебные пособия pascal

Учебное пособие для студентов и старшеклассников написано самым известным и авторитетным в нашей стране автором по Pascal и Delphi. Содержит полное описанием систем Turbo Pascal 7.0, языка программирования Borland Pascal, изучаемых в школе и вузе.

С 2006 года книга «Turbo Pascal: Учебное пособие» переиздавалась 4 раза. Дата первого издания «Turbo Pascal: учебное пособие»: июль 2006 года, последнее, 4-е издание вышло в сентябре 2008 года.

2008, сентябрь: книга на бумаге «Turbo Pascal: Учебное пособие», ISBN: 978-5-469-01295-5, издательство «Питер», 368 стр., мягкая обложка, тираж 12 экземпляров

2008, июнь: книга на бумаге «Turbo Pascal 7.0.Практика программирования.Уч.пос», ISBN: 978-5-390-00165-3, издательство «КноРус», 416 стр., мягкая обложка, тираж 1000 экземпляров

2006, сентябрь: книга на бумаге «Turbo Pascal: учебное пособие», ISBN: 5-469-01295-6, издательство «Питер», 368 стр., мягкая обложка

2006, июль: книга на бумаге «Turbo Pascal: учебное пособие», ISBN: 5-469-01297-2, издательство «Питер», 368 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

Читайте так же:  Красиво оформить нарезку сыра